Решение №ТМ/2087/23 Решение от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

 

Заместителю начальника

Сибирского ГУ Банка России

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-1288/2022

 

«28» февраля 2023г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...> -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> -

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<...> -

главного специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-1288/2022, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>, ОГРНИП 321420500015680, ИНН 421217236208, Дата присвоения ОГРНИП 25.02.2021, адрес регистрации: <...>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 6 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя начальника Сибирского ГУ Банка России (исх. от 31.08.2022 № Т6-30/28845, вх. от 07.09.2022 № 2844) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <...>.

Из обращения следует, что ИП <...> под брендом «Комиссионный магазин – ломбард «Алибаба», «Комиссионный магазин ломбард24» предлагает займы под залог имущества по 4 адресам в г. Ленинск – Кузнецкий: ул. Коммунистическая, 26, ул. Суворова, 7, ул. 7 ноября, 25, ул. Гагарина, 19, при этом свою деятельность сопровождает с использованием рекламы следующего содержания:

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» -Продажа –Обмен –Залог <...>» (ул. Коммунистическая, 26);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Режим работы просто ОХ**ТЬ! 9:00 – 21:00 без обеда и выходных <...> Берем все!» (ул. Коммунистическая, 26);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Деньги сразу! <...>» (ул. Коммунистическая, 26);

«Берем все под залог 0%» (ул. Суворова, 7);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД Скупка, залог. Прием под реализацию <...>» (ул. 7 ноября, 25);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД Режим работы 9:00-22:00 без обеда и выходных Берем все! Самая дорогая оценка <...>» (ул. 7 ноября, 25);

«Берем все! –Продажа –Обмен –Залог <...>» (ул. Гагарина, 21).

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

В соответствии с пунктами 1,2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

18.10.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1288/2022 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 24.11.2022 на 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле, заказными письмами с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «неудачная попытка вручения» корреспонденции, направленной в адрес ИП <...>, а также о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

03.11.2022 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, одним из вопросов обсуждения являлось обсуждение вышеуказанной рекламы.

Членам Экспертного совета по рекламе (присутствовало 9 человек) был задан следующий вопрос:

Используется ли в данной рекламе бранное слово?

Варианты ответов: да, нет, другой вариант.

Решение Членов Экспертного совета: ДА – 7 чел., НЕТ – 0 чел., свой вариант – 2 чел.

Свой вариант озвучили 2 Члена Экспертного совета:

«Бранное слово в полном понимании отсутствует, скорее присутствует ассоциация с непристойными словами, не используемыми в литературной речи, а употребляемыми в повседневной, разговорной речи»;

«Сделать однозначный вывод об использовании бранного слова в данном случае не представляется возможным, и зависит только от человека, воспринимающего данный текст».

Протокол № 3 Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России от 03.11.2022 размещен на сайте Кемеровского УФАС России по ссылке https://kemerovo.fas.gov.ru/protocol/35174.

24.11.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <...> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 24.11.2022 рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 было отложено на 19.12.2022 в 09 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «неудачная попытка вручения» корреспонденции, направленной в адрес ИП <...>, а также о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

19.12.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <...> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 19.12.2022 рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 было отложено на 23.01.2023 в 09 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «неудачная попытка вручения» корреспонденции, направленной в адрес ИП <...>, а также о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

23.01.2023 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <...> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 23.01.2023 рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 было отложено на 28.02.2023 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам» корреспонденции, направленной в адрес ИП <...>, а также о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

28.02.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1288/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя начальника Сибирского ГУ Банка России (исх. от 31.08.2022 № Т6-30/28845, вх. от 07.09.2022 № 2844) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <...>.

Из обращения следует, что ИП <...> под брендом «Комиссионный магазин – ломбард «Алибаба», «Комиссионный магазин ломбард24» предлагает займы под залог имущества по 4 адресам в г. Ленинск – Кузнецкий: ул. Коммунистическая, 26, ул. Суворова, 7, ул. 7 ноября, 25, ул. Гагарина, 19, при этом свою деятельность сопровождает с использованием рекламы следующего содержания:

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» -Продажа –Обмен –Залог <...>» (ул. Коммунистическая, 26);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Режим работы просто ОХ**ТЬ! 9:00 – 21:00 без обеда и выходных <...> Берем все!» (ул. Коммунистическая, 26);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Деньги сразу! <...>» (ул. Коммунистическая, 26);

«Берем все под залог 0%» (ул. Суворова, 7);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД Скупка, залог. Прием под реализацию <...>» (ул. 7 ноября, 25);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД Режим работы 9:00-22:00 без обеда и выходных Берем все! Самая дорогая оценка <...>» (ул. 7 ноября, 25);

«Берем все! –Продажа –Обмен –Залог <...>» (ул. Гагарина, 21).

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Однако размещение на конструкции иной информации (например, номера контактного телефона организации, адреса электронной почты (сайта), характеристик реализуемого товара) также может рассматриваться как реклама, поскольку Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной к размещению, следовательно, на такую информацию распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления (письмо ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13).

В рекламе «Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Режим работы просто ОХ**ТЬ! 9:00 – 21:00 без обеда и выходных <...> Берем все!», используется слово ОХ**ТЬ, которое может быть воспринято потребителем как нецензурное.

Кроме того, в рекламе ИП <...> используется фраза «Самая дорогая оценка».

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Также в рекламе ИП <...> используется слово «ЗАЛОГ», что дает основание потребителя финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Сведения об ИП <...> не содержатся в Государственном реестре ломбардов Банка России, в связи с чем, ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ИП <...> по своей организационно – правовой форме не относится.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 6 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем является ИП <...>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <...> (ОГРНИП 321420500015680, ИНН 421217236208, Дата присвоения ОГРНИП 25.02.2021, адрес регистрации: <...>), размещенную по 4 адресам в г. Ленинск – Кузнецкий: ул. Коммунистическая, 26, ул. Суворова, 7, ул. 7 ноября, 25, ул. Гагарина, 19, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 6 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <...> (ОГРНИП 321420500015680, ИНН 421217236208, Дата присвоения ОГРНИП 25.02.2021, адрес регистрации: <...>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «__» марта 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны