Решение №03/5333 по жалобе от 18 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МП «Исток»

<…>

 

Заявителю –

ООО «Сибирский Тендер»

 <…>

 

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-936/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2022г.                                   г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «18» августа 2022г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <…>

в присутствии представителей Заказчика по доверенности,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский Тендер» (659300, Алтайский край, г. Бийск, ул.Л. Толстого, д. 141, оф.5; ИНН: 2204080657 (далее также – ООО «Сибирский Тендер», Заявитель) и материалы по жалобе № 042/07/3-936/2022,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Сибирский Тендер» от 28.07.2022 исх. № б/н на действия заказчика Муниципальное предприятие г.Киселевск «Исток» (652700, Кемеровская область-Кузбасс, г. Киселевск, ул. Коммунальная, д. 5; ИНН 4211023572) (далее также – МП «Исток», Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на Монтаж котла №2 (котел КВ-ТС-20-150П) с топкой ТЧЗМ 2,7-6,5 тягодутьевого оборудования котла КВТС 20-150П с устройством фундамента под дымосос и вентилятор, батарейного циклона БЦ-512-2 (6*5) и системой котловой автоматики, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), Извещение № 32211545383 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку закупочная документация составлена с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 01.08.2022 № 03/4949 рассмотрение жалобы № 042/07/3-936/2022 было назначено на 08.08.2022 на 15 часов 00 минут. Данное уведомление на основании ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

08.08.2022 осуществить рассмотрение жалобы № 042/07/3-936/2022 в режиме посредством интернет-видеоконференции не представляется возможным по техническим причинам. 

Уведомлением от 08.08.2022 № 03/1882э рассмотрение жалобы № 042/07/3-936/2022 было назначено на 15.07.2022. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заявителя и Заказчика.

15.07.2022 Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и способе рассмотрения жалобы № 042/07/3-936/2022 явку не обеспечил, защитников не направил. Представители Заказчика просили признать жалобу не обоснованной, направив возражения.

15.07.2022 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-936/2022 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

МП «Исток» осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Директором МП «Исток» 02.06.2022 утверждено Положение «О закупке товаров, работ, услуг для нужд МП «Исток» (далее – Положение о закупках), которое было размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru). 

Согласно п. 1.1. Положения о закупках под конкурсом в электронной форме понимается способ закупки при котором заказчиком осуществляются рассмотрение заявок на участие в конкурентной закупке или окончательных предложений участников конкурентной закупки на соответствие требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурентной закупке или окончательных предложений для определения победителя конкурса в электронной форме на основе критериев оценки и сопоставления таких заявок, указанных в документации о конкурентной закупке.

13.07.2022 Заказчиком закупки на официальном сайте было размещено извещение об осуществлении Закупки (далее – Извещение) и документация о Закупке (далее – Документация).

Заказчиком п. 2.7 Информационной карты к Документации установлен срок выполнения работ в течение 4 (четырех) месяцев с момента заключения договора.

Вместе с тем, в п. 4.1 Проекта контракта установлен иной срок выполнения работ, а именно указано, что подрядчик обязуется выполнить работу, предусмотренную Договором, в следующие сроки:

- начальный срок - по окончании 7 (семь) дней с даты подписания договора

- конечный срок -  30 дней с даты наступления срока начала выполнения работ.

По мнению Заявителя наличие данной противоречивой информации не позволяет определить, в какой срок необходимо выполнить работы и подать соответствующую заявку.

На основании ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. При наличии сомнений у участника закупки в сроках осуществления работ участник мог воспользоваться правом обращения за дачей разъяснений по этому вопросу.

Между тем, в срок до даты окончания подачи заявок, запросов на разъяснение закусочной документации в адрес Заказчика не поступало.

Допущенные в Документации опечатки в сроках выполнения работ не могли повлиять на ущемление интересов потенциальных участников.

Таким образом указанный довод Заявителя является несостоятельным.

Заказчиком в п. 2.13 Информационной карты к Документации установлен срок гарантии на оборудование и выполненные работы – 36 месяцев. Аналогичный срок установлен п. 14.3 Технического задания к Документации.

Однако в п. 8.6 Информационной карты к Документации указан следующий показатель нестоимостного критерия оценки заявок заказчиком установлено:

2.2. Предоставление гарантии качества на материалы и выполненные работы

коэффициент значимости критерия – 20%

Максимальное количество баллов - 100

Неценовые критерии оценки

Шкала определения баллов

12 месяцев

50 баллов

18 месяцев

80 баллов

24 месяца

100 баллов

Таким образом, участники, предложившие гарантию качества 12, 18 или 24 месяца подлежат отклонению в связи с тем, что не соответствуют требованиям Заказчика, установленным в Документации т.к. срок гарантии должен быть 36 месяцев. В связи с чем довод Заявителя о том, что заявки не могут быть оценены по данному показателю критерия, обоснован.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в ЕИС 18.07.2022 и 19.07.2022 даны разъяснения положений документации без указания предмета запроса.

В соответствии ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Комиссией установлено, что Заказчиком 18.07.2022 и 19.07.2022 в ЕИС размещены разъяснения положений Документации, при этом указанные разъяснения не содержат предмета запроса.

Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя является обоснованным, а действия Заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.

Довод Заявителя о том, что Заказчиком в п.7.4 Технического задания Документации установлено неисполнимое требование к Подрядчику о предоставлении несуществующего документа о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией (СРО) не нашел своего подтверждения в связи со следующим.

В соответствии с п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В связи с тем, что документация должна содержать условия договора, а по своей правовой природе договор между заказчиком и участником торгов на монтаж котла с устройством фундамента является договором строительного подряда, то в документации об электронном конкурсе следует установить требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункту 7.5 Технического задания к Документации к работе допускаются лица не моложе 18 лет, обеспеченные спецодеждой и индивидуальными средствами защиты, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению работ, прошедшие обучение, аттестованные. Образование персонала должно быть не ниже средне-профессионального. Квалификация персонала подтверждается копиями соответствующих удостоверений (с не истекшим сроком действия), аттестатов, свидетельств, лицензий и т.д.

В п. 7.7 Технического задания к Документации установлено, что до начала производства работ подрядной организации необходимо представить в адрес МП «Исток» квалификационные удостоверения работников (водителей, электросварщиков, машинистов специальной техники и т.д.).

Между тем, среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах (Средние специальные учебные заведения), которые могут быть как отдельными образовательными учреждениями, так и быть составной частью вузов. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.

При этом водителям, обладающим водительскими удостоверениями всех категорий, не требуется обучение в техникуме или колледже и получения средне-профессионального образования.

В связи с чем, довод Заявителя об установлении Заказчиком избыточных требований обоснован. Вместе с тем, предоставление указанных документов требовалось при заключении договора, а не при подаче заявки на участие в Закупке, в связи с чем не могло привести к не допуску у участию и соответственно к ограничению конкуренции.

Довод Заявителя о том, что Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки не установлено, как указывать конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, указанных в пп.17, 18 п. 9 Технического задания к Документации (все перечисленные через запятую размеры и марки товара или один размер и одну марку), что не позволяет заполнить первую часть заявки на участие в конкурсе является не состоятельным. Поскольку у Заявителя в случае заинтересованности в участии в Закупке имелась возможность на запрос разъяснений.

В п.9 Технического задания к Документации Заказчиком установлено следующее требование к используемому при выполнении работ товару:

33.1

Щит управления ЩУК на базе программируемого логического контроллера Siemens S7-1200

шт

1

33.23

Панель оператора Weintek VN8101

шт

1

Страной производителем Siemens S7-1200 является Китай.

Страной производителем Weintek VN8101 является Тайвань.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указаны описание предмета такой закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Пунктом 3 этой же нормы установлено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

Проанализировав положения технического задания к Документации, Комиссией установлено, что Заказчик не сопровождает данный товар словосочетанием «или эквивалент», что не позволяет предложить к поставке контроллер и панель оператора отечественного производителя.

При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствие обоснования специфики использования такого товара, является нарушением положений п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, следовательно, довод заявителя в указанной части признается обоснованным.

В пп. 33 п. 9 Технического задания к Документации указано требование об установке, подключении приборов и средств автоматизации к котлу КВТС 20-150П и вспомогательному оборудованию, согласно проектной документации «Комплект автоматики котла КВ-ТС-20-150П».

Вместе с тем, по мнению Заявителя Заказчиком в ЕИС не размещена Проектная документация, указанная в пп. 33 п. 9 Технического задания к Документации, что не позволяет идентифицировать объект закупки и принять решение об участии в данном конкурсе, т.к. не представляется возможным определить все условия установки, подключения приборов и средств автоматизации к котлу и вспомогательному оборудованию.

Комиссия, оценив данный довод Заявителя приходит к выводу о его необоснованности, в связи с тем, что проектная документация на комплект автоматики котла КВ-ТС-20-150П, разрабатывается непосредственно Подрядчиком.

Так, согласно Техническому заданию к Документации, в перечне технической и другой документации, представляемой по окончании работ указаны в том числе техническая документация после окончания монтажных и наладочных работ (акты гидравлических испытаний, комплексного опробования оборудования, техническое освидетельствование), а также Проект производства работ.

Заказчиком в пп. 33.9 п.9 Технического задания установлено следующее требование к используемому при выполнении работ товару - Термопреобразователь сопротивления ДС035-Pt100.B3120, что по мнению Заказчика не позволяет идентифицировать объект закупки и заполнить первую часть заявки на участие в конкурсе.

Вместе с тем, Комиссия не нашла оснований для признания данного довода обоснованным, поскольку в открытых источниках указаны сведения о наличии Термопреобразователей сопротивления ДТС035-Pt100.B3.120, иные преобразователи с таким набором букв и цифр в наименовании отсутствуют. Таким образом, допущенная описка в наименовании товара, не могла повлиять на невозможность подачи заявки с соответствующим товаром.

Заявитель также не реализовал свое право на обращение с запросом о разъяснении положений извещения о проведении Закупки и/или Документации.

Заказчиком в п.3.2. Проекта договора установлено, что оплата производится путем первоначальной предоплаты в размере 100 % от стоимости материалов и оборудования, оставшаяся сумма после подписания обеими сторонами актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) в течении 7 (семи) рабочих дней.

Заказчик не указал стоимость материалов и оборудования, что не позволяет определить, в каком размере будет произведена предоплата, что по мнению Заявителя расценивается как не установление порядка оплаты выполненных работ.

Данный довод Заявителя не обоснован, поскольку стоимость материалов и оборудования по Закупке определяется исходя из предложений участников и не может быть определена и указана заранее.

Согласно сведениям, размещенным на ЭТП РАД, где проводилась оспариваемая Закупка, 21.07.2022 Закупка была отменена. Указанные сведения об отмене Закупки также размещены в ЕИС. 

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что допущенные МП «Исток» нарушение Закона о закупках, не привело к необоснованным отклонениям заявок и соответственно к ущемлению интересов потенциальных участников, в связи с чем отсутствует основание для выдачи МП «Исток» предписания о совершении действий, направленных на устранение Заказчиком выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер» от 04.08.2022 на действия заказчика МП «Исток» при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на Монтаж котла №2 (котел КВ-ТС-20-150П) с топкой ТЧЗМ 2,7-6,5 тягодутьевого оборудования котла КВТС 20-150П с устройством фундамента под дымосос и вентилятор, батарейного циклона БЦ-512-2 (6*5) и системой котловой автоматики, извещение № 32211545383 обоснованной.

  1. Признать МП «Исток» нарушившим п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п.  ч. 3 ст. 3.2 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Заместитель председателя Комиссии                                                         <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                           <…>

<…>                                                     

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны