Решение №09/5656 Решение по результатам рассмотрения дела от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«15» мая  2019г.                                                                                              г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…>  -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…> -

специалиста  – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/05/28-502/2019, возбужденное  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Инвест» (далее – ООО «Ломбард Инвест», 650025, г. Кемерово, пр-т Ленина дом 19, помещение 34, ОГРН: 1174205013620, дата присвоения ОГРН: 29.05.2017, ИНН: 4205355650, КПП: 420501001) по признакам нарушения требований части 1 статьи 28, части 2 пункта 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -   ФЗ «О рекламе»), в присутствии директора ООО «Ломбард Инвест» <…> (далее – <…>),

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России была проведена проверка наружной рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам проверки составлен акт № 1 от 31.01.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки).

08.04.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-502/2019 в отношении ООО «Ломбард Инвест» и назначено к рассмотрению на 15.05.2019 в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Ломбард Инвест» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

13.05.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Ломбард Инвест» (вх. От 13.05.2019 № 2917), из которых следует, что разработку рекламного макета и размещение спорной рекламы, размещенной по адресу: г. Кемерово, пр-т Ленина, 19,  производил собственник помещения.

15.05.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-502/2019 в присутствии директора ООО «Ломбард Инвест» <…>, которая поддержала письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения директора ООО «Ломбард Инвест», Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

Кемеровским УФАС России была проведена проверка наружной рекламы, размещаемой на территории г. Кемерово. По результатам проверки составлен акт № 1 от 31.01.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки).

По адресу: г. Кемерово, Ленина, 19 в оконном проеме размещена реклама следующего содержания: «Ставка всего 0,29% в день с 1000 руб. -2,9 руб. в день Ломбардный дом займы под залог золота недвижимости авто».

Согласно информации, размещенной на сайте электронного справочника «2 ГИС», который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: г. Кемерово, Ленина, 19, находится Ломбард, в справочнике «2 ГИС» указан  сайт http://lombarddom.ru/. Согласно информации, размещенной на сайте http://lombarddom.ru/, хозяйственную деятельность  по адресу: г. Кемерово, Ленина, 19, осуществляет ООО «Ломбард Инвест».

Статьей 4 Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 1 статьи 2 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Согласно информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «Ломбард Инвест» входит в государственный реестр ломбардов.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

 Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте  (услуге).

В нарушение данной правовой нормы  в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В нарушение данной правовой нормы в тексте указанной рекламы отсутствует информация  сведения о сумме займа; срок действия договора займа и срок возврата займа; валюта, в которой предоставляется заем, процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28, части 2 пункта 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем рекламы финансовых услуг является ООО «Ломбард Инвест».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России      

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Инвест» (650025, г. Кемерово, пр-т Ленина дом 19, помещение 34, ОГРН: 1174205013620, дата присвоения ОГРН: 29.05.2017, ИНН: 4205355650, КПП: 420501001), размещенную в оконном проеме по адресу: г. Кемерово, пр-т Ленина, 19,  поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 2 пункта 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства «О рекламе».

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «28» мая  2019 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя Комиссии

Члены Комиссии

Л.И. Ланцман

Е.Б. Каминская

Ю.Е. Ромадина   

Связанные организации

Связанные организации не указаны