Решение №03/9190 по делу от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/11-126/2020

Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2020 г.                               г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «30» октября 2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 <…> – руководителя   управления;

Членов Комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии представителей АО «Кузбассгазификация», ООО «Приоритет», ООО «Сибгазсеть» по доверенности,

рассмотрев дело № 042/01/11-126/2020, возбужденное по признакам нарушения обществом ответственностью «Сибгазсеть» (ИНН7017344852, КПП 7017011001, 634061, г.Томск с ограниченной, ул. Герцена, 13) (далее – ООО «Сибгазсеть»), обществом с ограниченной ответственностью «Приоритет» (ИНН 4222015767, КПП 422201001, 652800, Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, д. 16) (далее –  ООО «Приоритет») и акционерным обществом «Кузбассгазификация» (ИНН 4205001919, КПП 420501001, 650070, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, д. 48) (далее – АО «Кузбассгазификация») пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления физических лиц, а также по собственной инициативе выявлено, что с 15.09.2019 по 01.11.2019 на территории г. Кемерово тремя хозяйствующими субъектами: ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет», АО «Кузбассгазификация» установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении единой цены за 1 литр сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) в размере 21,30 руб.  

Приказом Кемеровского УФАС России от 27.01.2020 № 06 возбуждено дело №042/01/11-126/2020 по признакам нарушения ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» части 1 статьи 11 Закона о конкуренции, выразившихся в осуществлении в период с 15.09.2019 по 01.11.2019 согласованных действий на розничном рынке реализации СУГ города Кемерово, которые привели к установлению и поддержанию единых цен на СУГ. Определением от 30.01.2020 (исх. № 03/982 от 31.01.2020) рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 04.03.2020.

04.03.2020 на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 04.03.2020 (исх. № 03/1966 от 06.03.2020) рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 06.04.2020.

01.04.2020 Кемеровское УФАС России в адрес ответчиков направило письмо  (исх. № 03/2845 от 01.04.2020) о переносе  рассмотрения дела в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 07.05.2020.

Определением о продлении срока от 29.04.2020 (исх. № 03/3361 от 29.04.2020) рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было продлено до 30.10.2020.

07.05.2020 Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 07.05.2020 (исх. № 03/4383 от 08.05.2020) рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.06.2020.

09.06.2020 Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 09.06.2020 (исх. № 03/5038-1 от 15.06.2020) рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.07.2020.

08.07.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство от  ООО «Сибгазсеть» об отложении рассмотрения по делу № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Определением от 09.07.2020 (исх. № 03/5899 от 10.07.2020) рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено с открытой датой.

Письмом № 03/7398 от 11.09.2020 Кемеровское УФАС России сообщило ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» о том, что рассмотрение дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.10.2020.

Письмом от 03.09.2020 № 03/8097 Кемеровское УФАС России сообщило ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» о переносе рассмотрения дела № 042/01/11-126/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было на 16.10.2020, а также о возможности участия в рассмотрении данного дела с использованием системы видеоконференцсвязи.

Представители ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» при рассмотрении дела № 042/01/11-126/2020 настаивали на отсутствии в действиях компаний признаков нарушения антимонопольного законодательства, а  именно отсутствии сговора по установлению и поддержанию одинаковых цен на СУГ на территории города Кемерово, ссылаясь на то, что цена розничной реализации СУГ, указанная на рекламных стелах АГЗС компаний, уменьшается при распространении на покупателя существующей системы скидок. Учитывая данные системы скидок и объем их применения, у компаний в рассматриваемом периоде цена по факту продаж была ниже цены, указанной на стелах. Таким образом, применение цен, декларируемых на рекламных стелах, происходит в ограниченном числе случаев, и не подлежит рассмотрению в качестве показателя, определяющего цену. Поэтому сопоставление цен ответчиков, которое должно осуществляться с учетом системы скидок, показывает существенные различия в реальных ценах розничной реализации СУГ в рассматриваемом периоде.

Изучив материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров, цены на продаваемые товары, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, определяют самостоятельно.

Цены на СУГ не регулируются государством, тем самым хозяйствующие субъекты вправе осуществлять ценовую политику, исходя из собственных целей и интересов.

Вместе с тем антимонопольным законодательством Российской Федерации установлен ряд запретов, ограничивающих свободу хозяйствующих субъектов в области ценообразования.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

П. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Кемеровским УФАС России на основе данных, полученных от ООО «Приоритет» (АГЗС «Газойл»), АО «Кузбассгазификация», ООО «Сибгазсеть» (АГЗС «GAZPRO») было установлено, следующее:

ООО «Сибгазсеть» (сеть АГЗС «GAZPRO») осуществляет деятельность по реализации СУГ через АГЗС на территории Кемеровской области, г. Кемерово Общество начало с 19.09.2019 (АГЗС на Октябрьской), с 02.10.2019 (АГЗС Шахтеров), с 28.10.2019 (АГЗС Тухачевского), на момент открытия АГЗС цена на СУГ составляла 17,90 руб.

С 01.11.2019 цена за литр СУГ составила 19,10 руб. на АГЗС «GAZPRO», возрастание розничной цены произошло в связи с повышением закупочных цен, которые в период с 01.10.2019 по 29.11.2019 выросли с 17 000 руб./т вкл. НДС до 23 045 руб./т вкл. НДС, таким образом закупочная цена увеличилась на 26%, а розничная цена 1 литра СУГ увеличилась на 7%.

Так же из ответа ООО «Сибгазсеть» (сеть АГЗС «GAZPRO») следует, что в настоящая время установленная цена на стеле в 21,30 не является ценой реализации, все покупателям предоставляется скидка и цена за 1 литр СУГ составляет 19,10 руб.

Из ответа ООО «Приоритет» следует, что с 15.09.2019 на АГЗС, принадлежащих  ООО «Приоритет», расположенных по адресам: г. Кемерово, ул. Совхозная 127/а, ул.Стахановская 26, была снижена цена на СУГ с 25,40 руб. за литр до 21, 30 руб., при этом на заправках г. Киселевска, г. Прокопьевска цена осталась на уровне 25,40 руб. за литр СУГ.

Как следует из информации, представленной АО «Кузбассгазификация», с 26.09.2019 на АГЗС принадлежащих АО «Кузбассгазификация», расположенных по адресам: г.Кемерово, ул. Тухачевского, 28, ул. Ишимская, 24, к. 1, произошло снижение цены на СУГ с 24,80 руб. до 21,30 руб. за литр, при этом цена на АГЗС АО «Кузбассгазификация», расположенных в других муниципальных образованиях осталась на прежнем уровне.  

Таким образом, из вышеописанного следует, что перед появлением нового хозяйствующего субъекта на территории г. Кемерово ООО «Сибгазсеть», на АГЗС  ООО «Приоритет» с 15.09.2019 была снижена цена на СУГ с 25,40 руб. до 21,30 руб.,  ООО «Сибгазсеть» начало свою деятельность с 19.09.2019 цена реализации СУГ составляла 17,90 руб. за литр, затем на АГЗС АО «Кузбассгазификация» в г. Кемерово с 26.09.2019 была снижена цена на СУГ с 25,40 руб. до 21,30 руб., в дальнейшем цена на АГЗС ООО «Сибгазсеть» с 01.11.2019 возросла с 17,90 руб. до 21,30 руб. за литр СУГ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Вместе с тем, синхронные действия ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» по относительно одновременному повышению розничных цен на СУГ не свидетельствуют о заключении ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен на СУГ.

При этом в рамках рассмотрения дела 042/01/11-126/2020 не доказано, что между ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» заключено соглашение, ограничивающее конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что повышение розничных цен на СУГ на АГЗС ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» в рассматриваемый период являться следствием роста оптовых цен (Таблица № 1).

Таблица № 1

Дата

стоимость 1 тн в руб с НДС

04.09.2019

20450

05.09.2019

20800

17.09.2019

19480

18.09.2019

22000

19.09.2019

21500

20.09.2019

22000

20.09.2019

21000

21.09.2019

20500

24.09.2019

21000

24.09.2019

22000

25.09.2019

20500

27.09.2019

21000

03.10.2019

23650

13.10.2019

23650

20.10.2019

22500

27.10.2019

23350

Кроме того, повышение цен на СУГ произошло не на всех АГЗС компаний и в разные даты (Таблица № 2).

Таблица № 2

Цены на АГЗС

16.08.2019

15.09.2019

26.09.2019

01.10.2019

16.10.2019

31.10.2019

01.11.2019

АО «Кузбассгазификация»

АГЗС-1 ГНС

24,8

24,8

21.30

21.30

21,30

21,30

21,30

АГЗС Ишимская

24,8

24,8

21,30

21,30

19,90

19,90

19,90

АГЗС Семашко

24,8

24,8

19,90

19,90

19,90

19,90

19,90

ООО «Сибгазсеть»

АГЗС пр.Шахтёров

 

 

17,9

17,9

17,9

17,9

21,30

АГЗС пр.Октябрьский

 

 

17,9

17,9

17,9

17,9

21,30

АГЗС ул.Тухачевского

 

 

17,9

17,9

17,9

17,9

21,30

ООО «Приоритет»

АГЗС Кедровка

25,40

21,80

21,80

21,80

21,80

21,80

21,80

АГЗС ул. Совхозная, 127/а

24,90

21,30

21,30

21,30

21,30

21,30

21,30

АГЗС ул.Стахановская, 26

24,90

21,30

21,30

21,30

21,30

21,30

21,30

Таким образом, указанные обстоятельства не свидетельствуют о заключении  ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» соглашения об установлении цен на СУГ.

Повышение цен реализации на СУГ отдельными хозяйствующими субъектами на своих АГЗС не может безусловно свидетельствовать о наличии нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

производство по делу № 042/01/11-126/2020, возбужденному по признакам нарушения ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Сибгазсеть», ООО «Приоритет» и АО «Кузбассгазификация».

 

Председатель Комиссии:                                                                                                         <…>

Члены Комиссии:                                                                                                                      <…>

<…>

<…>

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРИОРИТЕТ"
ИНН 4250006549, ОГРН 1104250000260