Определение №09/10934 о возбуждении дела от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«18» декабря 2020г.                            г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <…> (далее – <…>, адрес: <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение прокуратуры Заводского района г. Кемерово (исх. от 14.10.2020 № 1-453в-2020, вх. от 20.10.2020 № 4836) о рассмотрении заявления заместителя начальника Сибирского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. от 01.10.2020 № Т6-30/27168) о нарушении ИП <…> требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы  по адресу г. Кемерово, пр. Кузнецкий, <…>.

Из представленных материалов следует, что по указанным адресам размещена реклама следующего содержания:

«Ломбард – Магазин «Копейка» ПРОДАЖА …андроид от 500 руб. Планшеты от 1000 руб. Ноутбуки от 3000 руб. Бытовая техника -50% срочный ремонт сотовых, ноутбуков <…>»;

«Комиссионный магазин «Копейка» покупаем все <…>»;

«Комиссионный магазин Покупка продажа обмен»;

«Комиссионный магазин <…>»;

-Ломбард «Копейка» График работы с 10.30 до 18.00 выходной Сотовые от 199 руб.Ноутбуки от 2500 руб. Электроинструмент <…> Ремонт сотовых»;

«Распродажа iPhone Новые, оригинальные iPhone 6 от 6200 руб…Продажа Сотовые…планшеты…Покупаем все! Сотовые, ноутбуки, планшеты…Ремонт сотовых, ноутбуков»;

«Ломбард-Комиссионка «Копейка» принимаем все! Покупка-Продажа-Залог ремонт сотовых, ноутбуков Самые выгодные условия «ДЛЯ ВАС» <…>…адрес пр. Кузнецкий, 83…».

Из обращения следует, что в 2019 году Сибирским ГУ Банка России в деятельности ИП <…>, осуществляющего деятельность под брендом ломбарда – комиссионного магазина «Копейка» по адресам г. Кемерово, пр. Кузнецкий, <…> были установлены признаки незаконной профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

По имеющейся в Сибирском ГУ Банка России информации, на цокольном этаже трехэтажного здания, расположенного по адресу г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 83, располагается ломбард. На внутренней стороне двери цокольного этажа установлен баннер следующего содержания: Ломбард «Копейка» График работы с 10.30 до 18.00 выходной Сотовые от 199 руб.Ноутбуки от 2500 руб. Электроинструмент <…> Ремонт сотовых». На воротах въезда во двор по указанному адресу размещен баннер схожего содержания: «Ломбард – магазин «Копейка» <…>».

При рассмотрении поступившего обращения Кемеровским УФАС России установлено следующее:

Согласно  пункту  1  статьи  3  ФЗ  «О  рекламе»  под рекламой  понимается  информация,  распространенная  любым  способом,  в любой  форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному  кругу  лиц  и  направленная  на  привлечение  внимания  к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

  Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

  В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой. При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

  К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

  Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым   к  вывеске  Законом  Российской  Федерации «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

  Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ  «О рекламе» не распространяются.

  Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара), в данном случае путем использования слов «Сотовые от 199 руб…Ноутбуки…», а также указания номера контактного телефона,  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) ИП <…> (ИНН <…>) и ломбард – комиссионный магазин «Копейка» в перечнях действующих субъектов рынка микрофинансирования отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

Согласно статье 4 ФЗ № 353 профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц.

Из изложенного следует, что лица, если они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или непрофессионального участника финансового рынка, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, по своей организационно – правовой форме не относятся к субъектам, наделенным правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставления потребительских займов.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

В тексте вышеуказанной рекламы  «Ломбард – Магазин «Копейка» ПРОДАЖА …андроид от 500 руб. Планшеты от 1000 руб. Ноутбуки от 3000 руб. Бытовая техника -50% срочный ремонт сотовых, ноутбуков <…>»; Ломбард «Копейка» График работы с 10.30 до 18.00 выходной Сотовые от 199 руб.Ноутбуки от 2500 руб. Электроинстумент <…> Ремонт сотовых»; «Ломбард-Комиссионка «Копейка» принимаем все! Покупка-Продажа-Залог ремонт сотовых, ноутбуков Самые выгодные условия «ДЛЯ ВАС» <…>…адрес пр. Кузнецкий, 83…» содержится слово «Ломбард», что дает основание потребителям предполагать, что индивидуальный предприниматель, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

   В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Как указано выше, ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В нарушение данных правовых норм в рекламе ИП <…> размещена реклама о деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».    

Кроме того, из ответа Управления городского развития Администрации г. Кемерово (исх. от 18.11.2020 № 06-01-09/4436) следует, что Администрацией г. Кемерово в лице Управления городского развития разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещенных по адресам г. Кемерово, пр. Кузнецкий, <…> не выдавалось,

  Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

  Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, размещение рекламных конструкций следующего содержания:

«Ломбард – Магазин «Копейка» ПРОДАЖА …андроид от 500 руб. Планшеты от 1000 руб. Ноутбуки от 3000 руб. Бытовая техника -50% срочный ремонт сотовых, ноутбуков <…>»;

«Комиссионный магазин «Копейка» покупаем все <…>»;

«Комиссионный магазин Покупка продажа обмен»;

 «Комиссионный магазин <…>»;

«Распродажа iPhone Новые, оригинальные iPhone 6 от 6200 руб…Продажа Сотовые…планшеты…Покупаем все! Сотовые, ноутбуки, планшеты…Ремонт сотовых, ноутбуков» содержит признаки нарушения требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

   В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

   В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самые выгодные условия» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 3  статьи 5, частями 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспростарнитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <…>. 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 042/05/28-2069/2020 в отношении индивидуального предпринимателя <…> (адрес: <…>)  по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Назначить дело № 042/05/28-2069/2020 к рассмотрению на 04 февраля 2021г. на 09 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 08 часов 50 минут в каб. 316.

3. ИП <…> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 04 февраля 2021 письменные пояснения о размещении вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а также копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- договоры со всеми приложениями на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы в местах осуществления хозяйственной деятельности;

- платежные поручения, счета – фактуры или иные документы, подтверждающие факт изготовления и размещения рекламы по вышеуказанным адресам.

Дополнительно сообщаем, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Кемеровское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (образец расписки о согласии прилагается), а также принять одно из следующих решений:

  1. Направление ходатайства о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для участия в рассмотрении дела дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, Вам необходимо заранее (за 3 рабочих дня до заседания) заявить соответствующее ходатайство с указанием данных IT-специалиста вашей организации (номер телефона, адрес электронной почты) и получить гиперссылку для подключения видеоконференцсвязи.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

Обращаем Ваше внимание, с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, дистанционный способ заседание Комиссии по рассмотрению дела является ПРИОРИТЕТНЫМ.

  1. Обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время с учетом части 2 Распоряжения губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11.05.2020 года № 62-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» гражданам, находящимся на территории Кемеровской области - Кузбасса, соблюдать масочный режим, соответственно в Кемеровское УФАС России будут допущены лица, имеющие защитные маски.

 Кемеровское УФАС России рекомендует на заседание Комиссии по рассмотрению дела направлять не более одного представителя с обеспечением его защитной маской и перчатками.

  1. Направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны