Решение №ТМ/10393/23 РЕШЕНИЕ по жалобе № 042/07/3-1455/2023 от 14 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

ГАУЗ «Кузбасская клиническая

больница скорой медицинской помощи

им. М.А. Подгорбунского»

<...>

 

 

Заявителю жалобы:

ООО «Ренессанс-Мед»

<...>

 

Оператору электронной площадки:

ООО «РТС-Тэндер»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 042/07/3-1455/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена «14» ноября 2023 г. г. Кемерово,

Постановление изготовлено в полном объеме «14» ноября 2023 г. ул. Ноградская, д.5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – начальник отдела контроля органов власти;

 

<...> – главный специалист-эксперт отдела ТЭК

при ведении заседания Комиссии посредством видеоконференцсвязи, при участии:

- <...> – представителя ГАУЗ ККБСМП (доверенность № 89 от 10.11.2023);

- <...> - представителя ООО «Ренессанс-мед» (доверенность № б/н от 15.03.2023),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2003 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс-мед» № 042/07/3-1455/2023 и ее материалы,

УСТАНОВИЛА:

03.11.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Ренессанс-мед» (далее - ООО «Ренессанс-мед», Заявитель) на действия заказчика – Государственного автономное учреждение здравоохранения «Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского» (далее - ГАУЗ ККБСМП, Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку медицинского оборудования (видеоэндоскопический комплекс), извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) № 32312912567 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, описание объекта закупки составлено таким образом, что совокупности всех характеристик соответствует только один производитель. Подробные доводы указаны в жалобе.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 07.11.2023 № ТМ/10141/23 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1455/2023 было назначено на 14.11.2023 года в 15.00 часов. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

13.11.2023 в адрес Кемеровского УФАС России от ГАУЗ ККБСМП поступил отзыв на жалобу, с приложением копий и уведомление об участии в рассмотрении жалобы дистанционно (вх. 10598/23).

22.05.2023 в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «Ренессанс-мед» поступила доверенность на представление интересов ООО «Ренессанс-мед» на имя <...> (вх. 10599-эп/23).

На заседании Комиссии 22.05.2023 представитель ГАУЗ ККБСМП полностью поддержал доводы, ранее изложенные в тексте отзыва на жалобу.

Доводы ООО «Ренессанс-мед» изложены в жалобе (вх. 10261-эп/23 от 03.11.2023).

Изучив имеющиеся материалы обращения № 042/07/3-1455/2023, заслушав пояснения представителей заявителя и Заказчика Комиссия установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи им. М.А. Подгорбунского» от «10» августа 2023 года с изм. вступившими в силу с 01.11.2023 (далее - Положение), которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

31.10.2023 Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме, участником которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку медицинского оборудования (видеоэндоскопический комплекс) (далее – Документация).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом о закупках положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о Закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в частности, описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в пункте 4 информационной карты Документации указан предмет договора – поставка медицинского оборудования (видеоэндоскопическиий комплекс) в соответствии с требованиями технического задания (Приложение № 1 к документации аукциона в электронной форме) и проекта гражданско-правового договора (Приложение № 4 к документации аукциона в электронной форме).

Документация не содержит указание на товарный знак, наименование места происхождения товара, наименование производителя товара, в документации установлены лишь требования к техническим и функциональным характеристикам товара в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в документации, отсутствуют. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что описание предмета закупки не противоречит ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Заказчик в отзыве на жалобу пояснил, что описание объекта закупки было сформировано исходя из потребностей эндоскопического отделения № 1 ГАУЗ ККБСМП в применении современного высокотехнологичного комплексного медицинского оборудования для проведения эндоскопических процедур и обеспечения высококачественной визуализации внутренних органов пациента с целью выявления, и предупреждения заболеваний внутренних органов на ранних стадиях развития.

Предмет закупки соответствует потребностям ГАУЗ ККБСМП согласно стандарту оснащения эндоскопического отделения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2017 № 974н. Планируемый к закупке видеоэндоскопический комплекс необходим в том, числе для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в учреждении.

Заказчик поясняет, что указанные характеристики необходимы для оказания квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Таким образом, Заказчик считает, что своими действиями не нарушил требований Закона о закупках и антимонопольного законодательства.

Комиссия Кемеровского ФАС России установила, что согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что высокотехнологическая медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Заказчику требуется современное и ресурсоемкое оборудование в наибольшей степени, удовлетворяющее потребности Заказчика в лечении пациентов медицинского учреждения.

Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о закупках не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требовний к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соотвествие установленных требований товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников электронного аукциона. В свою очередб Закон о закупках не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством производителей/изготовителей такого товара.

В этой связи законодательство позволяет Заказчику приобретать конкретно определенное медицинское оборудование, то есть отсутствие аналогов закупаемого оборудования не может быть препятствием к его покупке.

Закупаемое Заказчиком оборудование имеется на рынке медицинских товаров и может быть приобретено без каких-либо ограничений любым хозяйствующим субъектом.

Согласно пункту 1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение потонциального круга участников закупки.

О наличии конкуренции при проведении расматриваемой процедуры свидетельствует и тот факт, что на этапе формирования данной закупки от потенциальных участников поступило три коммерческих предложения от участников рынка, готовых поставить оборудование с требуемыми характеристиками.

Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 Закон о закупках не обязывает заказчиков обеспечивать участие в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчиков, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к предмету закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не сколько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - Заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильность публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смешение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Комиссия установила, что наличие единственного производителя закупаемого оборудования с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в техническом задании влечет к ограничению количества участников закупки, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками закупки, так как закупка объхявлена на поставку товара, а не на его изготовление, таким образом в закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить требуемое к поставке оборудование.

При этом, по результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией Кемеровского УФАС России достоверно не установлено, что требования Заказчика к оборудованию, установленные в техническом задании Документации, повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе информационной открытости Закупки и обеспечения отсутствия ограничения конкуренции, что, в частности, тоже подтверждается совокупностью коммерческих предложений, свидетельствуя об объективно существующей возможности поставки необходимого Заказчика оборудования.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае действия Заказчика не противоречат нормам Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при оценке того, привели или могли привести действия, совершенные в ходе обязательных процедур, а также конкурентных закупок, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на определенном рынке, необходимо учитывать, что правила статьи 17 Закона о защите конкуренции применяются к ним постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В частности, Законом о контрактной системе, Законом о закупках установлены специальные правила о порядке проведения процедур определения поставщика, конкурентных закупок и специальные полномочия антимонопольного органа по контролю за их проведением. Соответственно, положения статьи 17 Закона применяются к таким процедурам и конкурентным закупкам в части, не урегулированной специальными нормами, или в части, конкретизирующей их положения.

Нарушений в действиях Заказчика порядка проведения торгов, предусмотренных Законом о закупке Комиссией не установлено, следовательно, признаки нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Заказчика отсутствуют.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЕНЕССАНС-МЕД» на действия заказчика Государственное автономное учреждение здравоохранения «Кузбасская клиническая больница скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского» необоснованной.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

<...>

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ООО «Ренессанс-Мед»
ИНН 9717091569, ОГРН 1207700169522
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГАУЗ ККБСМП
ИНН 4207031429, ОГРН 1034205001710