Решение №СС/10430/23 Решение 32-1465 от 15 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заказчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу
ООО «Экодом» <...> |
РЕШЕНИЕ
«15» ноября 2023 года
Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2023г.
Решение изготовлено в полном объеме «15» ноября 2023г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> - |
Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> - |
Главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> - |
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- <...> – представителя Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу, по доверенности,
рассмотрев дело № 042/06/32-1465/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу (далее — ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу) законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0239100000123000382 «Выполнение работ по изготовлению протезов»,
установила:
07.11.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Экодом» (вх. № 10449/23 от 09.05.2023) на действия заказчика – ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0239100000123000382 «Выполнение работ по изготовлению протезов».
По мнению заявителя, конкурсная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
19.10.2023г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0239100000123000382 «Выполнение работ по изготовлению протезов».
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено положение о правилах оценки заявок (далее — Положение).
В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
При этом Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения (письмо Минфина РФ от 17 января 2023 г. № 24-06-06/2611).
Заказчик вправе применить подход, согласно которому он может использовать формулы с установлением предельных значений (подпункты "в" - "з" пункта 20 Положения), при которых у Заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов.
Таким образом, Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения, в том числе с учетом возможности определения достаточных предельных значений показателей, а также осуществляет оценку представленных участником закупки документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, с учетом требований и особенностей, предусмотренных Положением.
Тем самым, законодатель предоставляет Заказчику право по определению максимальных и минимальных значений характеристик объекта закупки.
В соответствии с порядком оценки заявок для расчета баллов Заказчиком установлена формула, предусмотренная подпунктом "з" пункта 20 Положения:
БХi=(Хi-Хпрmin)х100/Хпрmax-Хпрmin
где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, которое составляет 6 080 426 рублей;
- предельное максимальное значение характеристики, которое составляет 30 402 130 рублей;
Установление Заказчиком минимального значения характеристики показывает, что участ ник имеет опыт обеспечения протезами сопоставимого характера и объема, а также осведомлен о возможных финансовых сложностях, связанных с исполнением контракта сопоставимой стоимости (обеспечение гарантийных обязательств, обеспечение исполнения контракта, существенные размеры неустойки и т.д.).
Установление иных минимальных значений показателей, то есть более выгодных условий для предприятий, не справлявшихся с таким объемом ранее, влечет за собой риск неисполнения заключаемого по результатам закупки контракта и, как следствие, необеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями.
Кроме того, с целью снизить разницу между минимальными и максимальными показателями при оценке баллов, Заказчиком установлены предельные необходимые максимальные значения показателей опыта, поскольку при отсутствии данных величин максимальный размер показателя «опыт участника» стремился бы к «бесконечности», т.к. учитывались бы все исполненные за 3 года контракты участника. В таком случае у «небольших» организаций шансы выиграть конкурс были бы минимален, поскольку разница в баллах достигла бы запредельных значений.
Предметом закупки является выполнение работ социально значимого характера. Установление заказчиком нестоимостного критерия - опыта работы (сопоставимого объема выполненных работ) направлено, прежде всего, на оценку возможности реального исполнения участником закупки сопоставимого объема услуг в установленные сроки и качественного обеспечения потребностей инвалидов, что само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения конкуренции, проведения торгов в пользу определенного лица) не может быть положено в обоснование того, что такие критерии заведомо созданы с целью ограничения количества участников.
Установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов, договоров, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки является обоснованным.
Участники с иным опытом работы, в свою очередь, также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по предмету закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
В рассматриваемом случае закупка проводится в форме открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что извещение о закупке в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, а именно: в нем описаны критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие с учетом потребностей и интересов заказчика и соблюдением принципов добросовестной конкуренции.
Таким образом, довод заявителя ООО «Экодом» является необоснованным, нарушений требований ФЗ №44-ФЗ не установлено.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Экодом» на действия заказчика – ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу при проведении открытого конкурса в электронной форме № 02391000001230001382 «Выполнение работ по изготовлению протезов» необоснованной.
2. Производство по делу № 042/06/32-1465/2023 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <...>
Члены комиссии:
<...>
<...>