Решение №05/11868 по жалобе от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-2096/2021           

«14» декабря 2021 г.                                                                                        г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия Кемеровского УФАС России) в составе:

при рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…>– представителя ФГБОУ ВО КемГУ (доверенность от 15.05.2017 № С-1);

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ТД Пищеблок» и материалы жалобы № 042/07/3-2096/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «ТД Пищеблок» (Заявитель) на действия заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее – Заказчик, ФГБОУ ВО КемГУ) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме_2019 на выполнение ремонтных работ по адресу: г. Кемерово, б-р. Строителей, 47, извещение опубликовано 17.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32110827370 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, в Документации Заказчиком не установлены условия предоставления приоритета товарам, услугам российского происхождения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 925.

В Документации содержатся противоречивые требования относительно обязанности предоставления конкретных показателей товаров.

В проекта договора Заказчик необоснованно установил обязанность подрядчика обеспечить охрану объекта, материалов, оборудования за свой счет, однако услуги по охране объекта Документацией не предусмотрены.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 07.12.2021 № 05/2590э рассмотрение жалобы № 042/07/3-2095/2021 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 14.12.2021 г. на 09 часов 30 минут.

Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

13.12.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили возражения ФГБОУ ВО КемГУ на жалобу (вх. 5107).

В связи с тем, что Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителей Заявителя.

14.12.2021 представитель Заказчика на заседание Комиссии пояснила, что с доводами жалобы не согласны. Подробно доводы на жалобу изложены в письменном отзыве (исх. № 119 от 13.12.2021).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-2096/2021, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее – Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 20.12.2018.

17.11.2021 утверждена Документация об открытом аукционе в электронной форме № ЭА/156/2021/223 выполнение ремонтных работ по адресу: г. Кемерово, б-р. Строителей, 47 (далее – Документация).

Относительно довода об отсутствии условия предоставления приоритета товарам российского происхождения Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке.

Пунктом 17 части 10 раздела 4 главы III Положения установлены условия предоставления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с Постановлением № 925.

Пунктом 4.2 Документации установлены следующие требования, в том числе:

Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в заявке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, если в заявке на участие в аукционе в электронной форме содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

Участник закупки несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке.

В соответствии с пунктами 11.18 и 11.19 Документации при исполнении договора допускается замена наименования страны происхождения товара, за исключением случая, если договор заключен с участником закупки, которому был предоставлен приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами в порядке, предусмотренном пунктом 2 постановления Правительства РФ № 925.

В случае, если в закупке был предоставлен приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами в порядке, предусмотренном пункта 2 постановления Правительства РФ № 925, замена страны происхождения товаров допускается, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться Российская Федерация.

Цены товаров указаны в локальных сметных расчетах, представленных в составе Документации.

Таким образом, все условия, установленные в п. 5 Постановления Правительства РФ № 925, пунктом 17 части 10 раздела 4 главы III Положения о закупках учтены в Документации.

На основании вышеизложенного данный довод является необоснованным.

Довод заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые требования относительно обязанности предоставления конкретных показателей товаров Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным, на основании следующего:

Согласно п. 2 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 10 раздела 4 главы III Положения о закупке установлено, что для проведения аукциона в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением о проведении аукциона в электронной форме и включает в себя следующие сведения:

1) описание предмета закупки с учетом требований Положения о закупке;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в аукционе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки.

В разделе 1 и 5 части 1 и части 4 Документации заказчиком приведены требования к содержанию заявки на участие в закупке и к описанию материалов и условиям выполнения работ.

В соответствии с порядком предоставления конкретных показателей товаров, представленном в разделе 4 части 1 Документации: в случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, а также единицы измерения показателей товара, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе. В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений заявка на участие в аукционе может быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника закупки.

Подпунктом д пункта 1.8 части 1 Документации введено понятие «конкретные показатели». Конкретные (точные) показатели (для товара) – показатели, которые включают наименование товара, марка (модель) – при ее наличии у товара, технические характеристики товара, функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры товара, характеристики безопасности товара, иные указанные в документации об электронном аукционе показатели товара, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика, и содержат точные данные о товаре и (или) максимальные и (или) минимальные данные о товаре, значения которых не могут изменяться.

Конкретные (точные) показатели предлагаемого использования материала для выполнения работ участник закупки указывает в Приложении № 2 документации о закупке.

Приложением № 2 Документации установлена форма заполнения первой части заявки на участие в закупке с указанием формы таблицы, содержащей конкретные показатели товара. Этим же приложением установлено, что форма носит рекомендуемый характер.

Довод заявителя о том, что установление в проекте договора требования к потенциальному подрядчику об осуществлении охраны объекта приводят к ограничению количества участников является необоснованным, на основании следующего:

В рамках исполнения обязательств по договору в соответствии с условиями проекта договора и Приложением № 1 Технического задания предусмотрено выполнение работ с использованием материалов и поставка товаров.

Пунктом 7.1.8 проекта договора, представленного в составе Документации установлена обязанность подрядчика обеспечить за свой счет охрану объекта, материалов и оборудования, находящихся в месте производства работ в период выполнения работ до передачи выполненных работ по настоящему Договору Заказчику, а также в период устранения недостатков в выполненной работе в течение гарантийного срока после сдачи Заказчику объектов в эксплуатацию.

Таким образом, заказчиком не предусмотрена обязанность подрядчика по охране товаров, которые переданы заказчику и приняты им.

В соответствии с п 1 ст. 705 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором подряда:

- риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона;

- риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии с п. 1 ст. 741 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

Кроме того, статьей 714 ГК РФ установлено, что подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда.

Услуги по охране не являются объектом данной закупки, объектом закупки является текущий ремонт.

Таким образом, обязанность охраны материалов и оборудования, находящихся во владении Подрядчика, возложена на последнего в соответствии с положениями ГК РФ, равно как и издержки Подрядчика на осуществление этой охраны, Заказчиком не предусмотрена обязанность подрядчика по охране товаров, которые переданы заказчику и приняты им.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ТД Пищеблок» на действия Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» необоснованной.

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНН 4207017537, ОГРН 1034205005801
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПИЩЕБЛОК"
ИНН 4205307304, ОГРН 1154205006427