Постановление №09/658 о выдаче предупреждения по делу об административном правона... от 27 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о выдаче предупреждения по делу об

административном правонарушении № 042/04/14.3-1865/2019

«27» января  2020 г.                                                           г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Я, <…> , заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 042/04/14.3 - 1865/2019, возбужденного протоколом от 29.10.2019 в отношении Индивидуального предпринимателя  <…> (далее –  ИП <…> ) за совершение нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006  № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее –  ФЗ «О рекламе»), в отсутствие ИП <…>  , уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

                                            

УСТАНОВИЛА:

 

11.09.2019 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела  № 042/05/5-882/2019 о нарушении законодательства о рекламе, вынесено решение о признании ненадлежащей рекламы ИП <…> , размещенной по адресу: г. Кемерово, ул. Леонова, 14 (15.03.2019), следующего содержания:

 - «магазин с 8:30 до 22:30 выдаем деньги под технику ноутбуки электроинструменты велосипеды сотовые телефоны телевизоры мототехнику мотоциклы 8-908-953-53-23»;

- «комиссионный магазин с 8:30 до 22:30 принимаем технику  ноутбуки электро инструменты сотовые телефоны телевизоры вело-мото-технику»;

- «ломбард магазин принимаем технику под 1% с 08:30 до 22:30», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В нарушение данной правовой нормы в рекламе ИП <…>  размещена информация о деятельности ИП <…>  в качестве юридического лица - ломбарда, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах».

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Пунктом 5 части 1 статьи 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно письму ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг», из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, по мнению ФАС России, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе)», содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В нарушение  вышеуказанной  правовой нормы ИП <…>, как индивидуальный предприниматель, не вправе  выдавать займы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5,  частью 13   статьи 28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <…> .

Административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на физических лиц – от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия ИП <…> , выразившиеся в нарушении требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5,  частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы   по адресу: г. Кемерово, ул. Леонова, 14 (15.03.2019), подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1 статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение штрафа на физических лиц – от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения ИП <…>  административного правонарушения: 15.03.2019.

Место совершения  ИП <…> административного правонарушения: г. Кемерово.

25.09.2019 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания на 29.10.2019 в 09 часов 00 минут. Уведомление было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о возврате  отправителю  почтовой  корреспонденции имеется в материалах дела).

29.10.2019 состоялась процедура составления и подписания протокола № 042/04/14.3-1865/2019    об    административном    правонарушении   в  отсутствие ИП  <…> , уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

29.10.2019  определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-1865/2019 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела об административном правонарушении на 12.11.2019 в 13 часов 00 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес ИП  <…>  заказным письмом с уведомлением о вручении. 

12.11.2019      на      рассмотрение     дела      № 042/04/14.3 - 1865/2019      об административном  правонарушении ИП  <…>  не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП  <…>  о дате, времени     и     месте     рассмотрения     дела     № 042/04/14.3 - 1865/2019   об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.

12.11.2019  определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-1865/2019 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела об административном правонарушении на 17.12.2019 в 09 часов 00 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес ИП  <…>  заказным письмом с уведомлением о вручении. 

 17.12.2019     на     рассмотрение      дела     № 042/04/14.3-1865/2019   об административном правонарушении ИП  <…>  не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП  <…>  о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/04/14.3-1865/2019 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.

 17.12.2019  определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-1865/2019 были назначены дата, время    и    место     рассмотрения    данного    дела    об административном правонарушении на 27.01.2020 в 09 часов 00 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес ИП <…>  заказным письмом с уведомлением о вручении.

27.01.2020    состоялось    рассмотрение   дела    № 042/04/14.3-1865/2019   в отсутствие ИП <….> , уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о возврате  отправителю  почтовой  корреспонденции имеется в материалах дела).  

  Изучив    материалы    дела    № 042/04/14.3 - 1865/2019  об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

 Действия ИП <…> , выразившиеся в нарушении требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5,  частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы   по адресу: г. Кемерово, ул. Леонова, 14 (15.03.2019), подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Исходя из смысла данной нормы, лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.  

  ИП <…>   документально не подтвердил наличие чрезвычайных событий и обстоятельств, не позволивших распространить рекламу с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Таким образом, у ИП <…>  имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным лицом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

  Следовательно, действия ИП <….> , выразившиеся в нарушении требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5,  частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы   по адресу: г. Кемерово, ул. Леонова, 14 (15.03.2019),  следует признать виновными. 

  Факт совершения административного правонарушения ИП <…>    подтверждается протоколом по делу № 042/04/14.3 - 1865 /2019 от 29.10.2019.

  Срок давности привлечения ИП <….>  к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

 При рассмотрении данного дела заместителем руководителя Управления  Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены личность виновного, его имущественное положение, рассмотрен вопрос о наличии, отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

 В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).

 При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Заместитель руководителя Управления  Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области также считает возможным, с учетом положений части 2 статьи 4.2 КоАП РФ признать в качестве обстоятельства, смягчающего вину ИП <…> совершение административного правонарушения впервые.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП <…> за совершение административного правонарушения, не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).

 Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.

 В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении ИП <…>  своих публично - правовых обязанностей, что посягает на установленный законодательством РФ порядок в области распространения рекламы.

 Согласно части 1 статьи 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

  В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

  Согласно Единому реестру субъектов малого предпринимательства, размещенного на официальном сайте rmsp.nalog.ru ИП <…>  имеет статус микропредприятия.  

  Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ИП <….>  доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и учитывая совершение административного правонарушения впервые, наличие у ИП <…>   статуса микропредприятия, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, руководствуясь статьями 4.1.1, 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1.Признать индивидуального предпринимателя  <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

  2.Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предупреждение.

  В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.        

 

Заместитель руководителя

управления                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны