Постановление №09/6641 о прекращении производства от 2 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 042/04/19.8-865/2021

«02» июля 2021                                                                                                  г. Кемерово

 Я, <…>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол от 20.05.2021 и материалы дела об административном правонарушении № 042/04/19.8-865/2021, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «НПО Полифлок» (далее - ООО «НПО Полифлок», ИНН 5406594192, КПП 540601001, ОГРН 1155476113132; юридический адрес: 652523, Кемеровская область-Кузбасс, г. Ленинск-Кузнецкий, территория Северная промзона, дом 4, корпус 1, офис 1, создание юридического лица 20.10.2015) за нарушение части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредставлении запрашиваемых в адрес Кемеровского УФАС России документов по запросу (исх. от 26.03.2021 № 09/2679), в отсутствии законного представителя ООО «НПО Полифлок», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в присутствии защитника ООО «НПО Полифлок» <…> по доверенности б/н от 17.05.2021 посредством  видео-конференц-связи,

УСТАНОВИЛА:

В целях рассмотрения заявления ООО «ТД Токем» (исх. б/н, б/д, вх. от 15.03.2021 № 1594э) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Полиимпорт», ООО «НПО Полифлок», выразившихся во введение  в заблуждение потребителей о стране производства товара, Кемеровским УФАС России в адрес ООО «НПО Полифлок» был направлен запрос (исх. от 26.03.2021 № 09/2679) со сроком предоставления до 15.04.2021 копий следующих документов:

- сведения о месте производства ионообменных смол, о количестве произведенных в 2019-2021 ионообменных смол;

- перечень сырья, используемого для производства ионообменных смол;

- сведения о поставщиках сырья;

- справка о штатной численности работников;

- сведения о реализации произведенных ионообменных смол за 2018-2021;

- технологический регламент производства ионообменных смол;

- сведения о зарегистрированных за ООО «НПО Полифлок» опасных производственных объектах.

14.04.2021 в ответ на запрос ООО «НПО Полифлок» представило пояснения о том, что представить запрашиваемую информацию невозможно, поскольку ООО «НПО «Полифлок» не вводит потребителей в заблуждение, так как не участвует в торгах  в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ. Так же, ООО «НПО Полифлок» не имеет никаких хозяйственных отношений с  ООО «Полиимпорт», а указание на связь с этой организацией в запросе не имеет никаких оснований.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

В указанный в запросе (исх. от 26.03.2021 № 09/2679) срок до 15.04.2021 запрошенная информация от ООО «НПО Полифлок» в адрес Кемеровского УФАС России не поступила, что вступает в противоречие с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия ООО «НПО Полифлок», выразившиеся в непредставлении в адрес Кемеровского УФАС России сведений по запросу (исх. № 09/2679 от 26.03.2021) в срок до 15.04.2021 подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения ООО «НПО Полифлок» административного правонарушения: 16.04.2021 в 00:01.

Место совершения ООО «НПО Полифлок» административного правонарушения: г.Кемерово, ул. Ноградская, 5.

20.04.2021 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 20.05.2021 на 10 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено по юридическому адресу ООО «НПО Полифлок» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «вручение адресату 30.04.2021» имеется в материалах дела).

20.05.2021 состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 042/04/19.8-865/2021 об административном правонарушении в присутствии защитника ООО «НПО Полифлок» - <…> по доверенности от 17.05.2021, который представил письменные пояснения о том,  что ООО «НПО Полифлок» представило ответ на запрос информации (исх. № 09/2379   от 26.03.2021), в котором указало, что ООО «НПО Полифлок» не вводит потребителей в заблуждение, поскольку не учувствует в торгах в рамках № 223-ФЗ  и № 44-ФЗ, в связи с чем состав какого-либо административного правонарушения отсутствует. Какая либо связь между ООО «НПО Полифлок» и ООО «Полиимпорт» отсутствует. Таким образом, запрашиваемые документы не имеют отношения к целям проведения проверки, поскольку ООО «НПО Полифлок» не участвует в торгах,   а значит, не может ввести кого-либо в заблуждение.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006, коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию документы, объяснения и информацию. То есть запрос антимонопольного органа о представлении информации, должен содержать указание на соответствующее дело о нарушении антимонопольного законодательства или приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки в отношении лица, у которого запрашивается информация или документы.

В запросе отсутствуют какие-либо указания на конкретные действия ООО «НПО «Полифлок», в которых были выявлены признаки введения потребителей в заблуждение, отсутствует указание на дело о нарушении антимонопольного законодательства и приказ руководителя о проведении проверки. Таким образом, данный запрос не может быть мотивированным.

Согласно пункту 3.53 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 340 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации», к запросу прилагается заверенная печатью копия приказа руководителя антимонопольного органа о проведении документарной проверки. Такой приказ приложен не был.

Так обращения заявителя без ссылок на конкретное дело не может являться надлежащим процессуальным поводом для истребования документов, содержащих коммерческую тайну.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Кроме того, направленный запрос не содержал предупреждения о возможном привлечении к ответственности в случае несвоевременного или неполного предоставления информации.

Поскольку ответ на запрос был представлен, запрашиваемые документы являются не относимыми и не взаимосвязанными с предполагаемым нарушением  антимонопольного законодательства, а сам запрос не отвечает критериям мотивированности, ООО «НПО Полифлок» считает, что отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, привлечение ООО «НПО Полифлок» к ответственности недопустимо.

20.05.2021 определением были назначены дата, время и место рассмотрения дела № 042/04/19.8-865/2021 об административном правонарушении – 03.06.2021 на 11 часов 00 минут. Копии определения и протокола по данному делу были направлены по юридическому адресу ООО «НПО Полифлок» заказным письмом с уведомлением о вручении.

03.06.2021 на рассмотрение дела № 042/04/19.8-865/2021 об административном правонарушении законный представитель ООО «НПО Полифлок» не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении ООО «НПО Полифлок» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 03.06.2021 рассмотрение дела № 042/04/19.8-865/2021 об административном правонарушении было отложено и назначено к рассмотрению на 02.07.2021 на 09 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена по юридическому адресу ООО «НПО Полифлок» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «вручение адресату 18.06.2021» имеется в материалах дела).

01.07.2021 в адрес Кемеровского УФАС России по факту не предоставления запрашиваемой информации по запросу Кемеровского УФАС России (вх. от 01.07.2021 № 4706э) поступили письменные пояснения от представителя ООО «НПО Полифлок» <…> по доверенности, которые аналогичны ранее представленным. Дополнительно указано, на то, что истек 2 месячный срок давности привлечения ООО «НПО Полифлок» к административной ответственности 16.06.2021.  

02.07.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/04/19.8-865/2021 об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО «НПО Полифлок», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в присутствии защитника ООО «НПО Полифлок» Казакова Андрея Сергеевича по доверенности б/н от 17.05.2021 посредством видео-конференц-связи.

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

В адрес ООО «НПО Полифлок» Кемеровским УАС России был направлен запрос (исх. от 26.03.2021 № 09/2679) со сроком предоставления информации до 15.04.2021  Данный запрос был получен ООО «НПО Полифлок» (распечатка с сайта АО «Почта России»: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «Вручение адресату от 09.04.2021»).

Исходя из части 1 статьи 25 Закона защите конкуренции мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация, в том числе о целях и задачах истребования документов.

Тем не менее, запрос Кемеровского УФАС России содержит мотивированные основания его направления, с указанием достаточной и необходимой  информации для направления ООО «НПО Полифлок» запроса, а именно: указаны основания направления данного запроса (часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), также указано, что данный запрос направлен в целях рассмотрения заявления ООО «ТД Токем» исх. б/н, б/д, вх. от 15.03.2021 № 1594э) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Полиимпорт», ООО «НПО Полифлок», выразившихся во введение  в заблуждение потребителей о стране производства товара.         

Учитывая наличие у антимонопольного органа полномочия по истребованию необходимой для выполнения контрольных функций информации в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции, общество не имело право игнорировать запрос информации антимонопольного органа ввиду собственного усмотрения о его нецелесообразности. Антимонопольный орган и общество связывают публичные правоотношения, а потому последнее обязано было подчиниться требованиям, исходящим от государства, вне зависимости от своих представлений об обоснованности содержащихся в запросе требований.

       Кроме того, действия ООО «НПО Полифлок» по непредставлению  запрашиваемой информации по вышеуказанному запросу в адрес Кемеровского УФАС России по состоянию на 02.07.2021, препятствует  Кемеровскому  УФАС России выполнить возложенные на антимонопольный орган полномочия по установлению наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «НПО Полифлок». 

        Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.

Частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции установлено, что в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов, или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

Таким образом, положения ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции предоставляют антимонопольному органу право запрашивать у соответствующих организаций (органов, лиц) документы с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.

В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных статьей 23 Закона о защите конкуренции.

       Исполнение требований закона о предоставлении испрашиваемой антимонопольным органом информации в связи с исполнением функций контролирующего органа, установленных законодательством о защите конкуренции, имеет существенное значение для своевременного выявления нарушений правил ведения хозяйственной деятельности субъектами предпринимательской деятельности, обеспечивает прозрачность такой деятельности для всех заинтересованных лиц и способствует соблюдению прав и интересов потребителей услуг, предоставляемых соответствующими организациями.

В то же время просрочка исполнения заявителем обязанности по предоставлению запрошенной Управлением информации препятствует реализации целей законодательства в соответствующей сфере общественных отношений, сводящихся к защите конкуренции, законных интересов и имущества хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, интересов государства и иных публично-правовых образований.

          В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции ООО «НПО Полифлок» подпадает под категорию субъекта, несущего предусмотренную Законом о защите конкуренции обязанность по представлению в антимонопольный орган запрашиваемых документов и сведений. Наличие в сведениях информации, составляющей коммерческую тайну, не является обстоятельством, исключающим обязанность представления антимонопольному органу соответствующих сведений. Закон лишь устанавливает условия, необходимость соблюдения которых обеспечивает гарантии охраны ограниченных в распространении данных.

Обязанность коммерческих организаций и ряда других лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию, предусмотрена статьей 25 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ответственность на основании части 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа наступает при несоблюдении обязанности, установленной антимонопольным законодательством.

Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до одного года срока давности привлечения               к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.

Таким образом, в указанный в запросе Кемеровского УФАС России (исх. от 26.03.2021 № 09/2679) срок до 15.04.2021, запрашиваемая информация от ООО «НПО Полифлок» в адрес Кемеровского УФАС России не поступила, что вступает в противоречие с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Следовательно, действия ООО «НПО Полифлок», выразившиеся в непредставлении в адрес Кемеровского УФАС России документов по запросу (исх. от 26.03.2021 № 09/2679) в установленный срок до 15.04.2021, подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

        Правонарушение ООО «НПО  Полифлок» было совершено 16.04.2021. Следовательно, на момент рассмотрения (02.07.2021) дела № 042/04/19.8-865/2021 об административном правонарушении прошло 2 месяца, т.е. истек срок давности привлечения к административной ответственности лица, совершившего правонарушение.

Руководствуясь статьей 4.5, частью 5 статьи 19.8, статьей 23.48, статьями 24.5, 29.9, частью 6 статьи 28.7, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                 ПОСТАНОВИЛА:

Дело об административном правонарушении № 042/04/19.8-865/2021, возбужденное в отношении ООО «НПО Полифлок» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.  

Заместитель руководителя управления                                             <…>

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НПО ПОЛИФЛОК"
ИНН 5406594192, ОГРН 1155476113132