Решение №09/4771 по делу от 17 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/20-2009/2020

«27» апреля 2021г.                                        г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

<…> -

 

 

 

 

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-2009/2020, возбужденное в отношении Муниципального предприятия г. Кемерово «Управление единого заказчика транспортных услуг» (далее – МП «УЕЗТУ», ИНН 4205001725, ОГРН 1024200692295, дата присвоения ОГРН 22.10.2002, КПП 420501001, юридический адрес: 650065, г. Кемерово, пр. Комсомольский, 5) по признакам нарушения требований части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя АО «КТК» <…> (доверенность от 15.03.2021 № 9),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области через приемную Президента Российской Федерации в Кемеровской области (вх. от 18.11.2020 № 5241) поступило заявление <…> о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусе, государственный регистрационный знак <…>, следующего содержания:

«Айкрафт Оптика пр. Советский, 67, тел. 36-99-34, пр. Кузнецкий, 33Б ТЦ «Я», 2 этаж тел. 76-99-34».

Из ответа ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово (исх. от 08.12.2020 № 1/27-6581), представленного в адрес Кемеровского УФАС России следует, что транспортное средство МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…> зарегистрировано за МП «УЕЗТУ».

11.12.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-2009/2020 в отношении МП «УЕЗТУ» и назначено к рассмотрению на 28.01.2021 на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес МП «УЕЗТУ» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

26.01.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения заместителя директора МП «УЕЗТУ» <…> доверенность от 11.01.2021 № 08-1 (исх. от 22.01.2021 № 07), из которых следует, что в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О рекламе», размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключенного рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом, либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

В данном случае таким лицом является акционерное общество «Кемеровская транспортная компания» (далее – АО «КТК»), которому транспортное средство МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…> передано в пользование по договору аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № 01-Т-20 на основании распоряжения управления транспорта и связи администрации г. Кемерово.

В соответствии с данным договором транспортные средства передаются во временное возмездное владение и пользование АО «КТК». Ответственность за содержание и эксплуатацию имущества полностью возлагается на арендатора.

В настоящее время реклама на автотранспортном средстве демонтирована (подтверждающие фотографии прилагаются).

28.01.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-2009/2020 в присутствии директора МП «УЕЗТУ» <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила, что в соответствии с пунктом 3.3.4 договора аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № 01-Т-20, заключенного между МП «УЕЗТУ» и АО «КТК», арендатор (АО «КТК») обязано не допускать размещение рекламы в салонах и снаружи транспортных средств, переданных по настоящему договору.

28.01.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-2009/2020 отложить для замены ненадлежащего ответчика (МП «УЕЗТУ») надлежащим (АО «КТК», 650036, г. Кемерово, ул. Волгоградская, 51, ОГРН 1174205014224, Дата присвоения ОГРН 05.06.2017, ИНН 4205355989, КПП 420501001), а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 28.01.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-2009/2020 было отложено на 25.03.2021 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «КТК», МП «УЕЗТУ» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

17.03.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения АО «КТК» (исх. от 11.03.2021 № 200), из которых следует, что транспортное средство МАЗ 105465, г/н АО 896 42 находилось во владении                     АО «КТК» в соответствии с условиями договора аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № <…>.

Эксплуатация указанного транспортного средства производилась в строгом соответствии с требованиями Правил дорожного движения, Технических регламентов, руководства по эксплуатации 105065-0000020 РЭ производителя.

В соответствии с требованиями указанных документов заднее стекло салона автобуса не является запасным (аварийным) выходом в отличие от боковых стекол, вентиляционных (аварийных) люков и т.д., прямо указанных в руководстве по эксплуатации, и не предназначено для осуществления обзора водителем при осуществлении управления транспортным средством, кроме того, разделы «требования безопасности» и «эксплуатационные ограничения» не содержат каких – либо требований к заднему стеклу автобуса в качестве средства обзора или аварийного выхода. Также пунктом 2.5.1 Приложения № 5 к Техническому регламенту прямо установлено, что транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида, других требований не установлено.

При этом, размещение информации осуществлялось путем использования специальной перфорированной пленки, которая не является дополнительным элементом какой – либо конструкции, ее технические характеристики соответствуют требованиям положений пункта 3 Приложения 5 к Техническому регламенту, какие – либо данные, позволяющие утверждать, что имелись какие – либо ограничения для обзора пассажирам транспортного средства в материалах дела отсутствуют.

Размещение информации на транспортном средстве производилось в строгом соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, с обязательным соответствием требованиям Правил дорожного движения, ФЗ «О рекламе», Технических регламентов, поскольку такое размещение осуществлялось на заднем стекле автобуса, не предназначенном для обзора водителем, не препятствовало обзору пассажирам (поскольку не установлено иное), не предназначалось для аварийного выхода и осуществлялось из материалов, соответствующих требованиям Технического регламента и не являющимися дополнительными элементами какой – либо конструкции.

25.03.20201 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-2009/2020 в присутствии представителя АО «КТК» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 25.03.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-2009/2020 было отложено на 27.04.2021 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «КТК» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

22.04.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили дополнения  АО «КТК» к письменным пояснениям по делу (исх. от 22.04.2021 № 307), из которых следует, что как указано в пункте 7.6.2.4 Правил ООН № 107 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М2 и М3 в отношении их общей конструкции», «по крайней мере один запасной выход должен быть расположен соответственно либо в задней, либо в передней торцевой части транспортного средства. Для транспортных средств классов I и А это предписание считают выполненным, если установлен аварийный люк либо, если применяется пункт 7.6.1.12 выше, с каждой стороны транспортного средства оборудован дополнительный выход, помимо тех, которые указаны в пункте 7.6.1 (число выходов)». В транспортном средстве МАЗ 105465, государственный регистрационный номер АО89642, установлены аварийные люки, соответственно, предписание Правил ООН № 107 по количеству запасных выходов в данном транспортном средстве является выполненным.

Также в соответствии с требованиями указанных ранее документов (в том числе Руководство по эксплуатации), заднее стекло автобуса не предназначено для осуществления обзора водителем при осуществлении управлении транспортным средством, кроме того, разделы «требования безопасности» и «эксплуатационные ограничения» не содержат каких – либо требований к заднему стеклу автобуса в качестве средства обзора или аварийного выхода. Также пунктом 2.5.1 Приложения № 5 к Техническому регламенту (раздел 2.5 Требования к устройствам непрямого обзора) прямо установлено, что транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида, других требований не установлено.

В соответствии с требованиями пункта 5.1.2.5 ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия», светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади. При условии установки на ТС двух внешних зеркал заднего вида (а таковые установлены в транспортном средстве МАЗ 105465, г/н АО89642) светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.

Также требованиями действующих нормативных документов не нормируется светопропускание для стекол, обеспечивающих обзор пассажиров автобуса как участников дорожного движения.

При этом размещение информации (рекламы, социальной рекламы и пр.) осуществлялось путем использования специальной перфорированной пленки, которая не является дополнительным элементом какой – либо конструкции, ее технические характеристики соответствуют требованиям положений пункта 3 Приложения № 5 к Техническому регламенту светопропускаемость пленки составляет 30%, низкая горючесть, ослабление сопротивления материала и другое.

Какие – либо данные, позволяющие утверждать, что имелись какие – либо ограничения для обзора пассажирам транспортного средства для целей соблюдения Правил безопасности дорожного движения в материалах дела отсутствуют.

15.04.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ на запрос ОАО «Минский автомобильный завод» (производитель автобуса МАЗ 105465), из которого следует, что согласно конструкторской документации в автобусах МАЗ 105465 заднее стекло является аварийным выходом, которое оснащается молотком для развития стекла и обозначается табличкой «Аварийный выход».

По мнению ОАО «Минский автомобильный завод», в случае аварийной ситуации наклеенная на заднее стекло пленка затруднит использование окна в качестве аварийного выхода. Также наклеенная на стекло пленка может изменить коэффициент светопропускания.

27.04.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-2009/2020 в присутствии представителя АО «КТК» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области через приемную Президента Российской Федерации в Кемеровской области (вх. от 18.11.2020 № 5241) поступило заявление <…> о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусе, государственный регистрационный знак <…>, следующего содержания:

«Айкрафт Оптика пр. Советский, 67, тел. 36-99-34, пр. Кузнецкий, 33Б ТЦ «Я», 2 этаж тел. 76-99-34».

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

Из ответа ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово (исх. от 08.12.2020 № 1/27-6581), представленного в адрес Кемеровского УФАС России следует, что в соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза  «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легкодоступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

В соответствии с Руководством по эксплуатации МАЗ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: на левой боковой стороне три аварийных легкоразбиваемых окна и на правой боковине – два, имеется окно в задней стенке кузова, в крыше – три аварийных люка.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех микроклиматических района на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменения в конструкцию транспортного средства.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки МАЗ с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части  кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного выше Технического регламента.

В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 8 к Техническому регламенту, не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкций или создание иных препятствий, ограничивающих доступ к аварийным выходам.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Также в материалах дела № 04205/20-2009/2020 имеется ответ ОАО «Минский автомобильный завод» (производитель автобуса МАЗ 105465), из которого следует, что согласно конструкторской документации в автобусах МАЗ 105465 заднее стекло является аварийным выходом, которое оснащается молотком для развития стекла и обозначается табличкой «Аварийный выход».

По мнению ОАО «Минский автомобильный завод», в случае аварийной ситуации наклеенная на заднее стекло пленка затруднит использование окна в качестве аварийного выхода. Также наклеенная на стекло пленка может изменить коэффициент светопропускания.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса марки МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

Также в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

Из письменных пояснений АО «КТК» (исх. от 11.03.2021 № 200) следует, что транспортное средство МАЗ 105465, г/н <…> находилось во владении АО «КТК» в соответствии с условиями договора аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № <…>.

При рассмотрении данного дела, Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в соответствии с пунктом 3.3.4 договора аренды муниципального движимого имущества от 01.01.2020 № 01-Т-20, заключенного между МП «УЕЗТУ» и АО «КТК», арендатор (АО «КТК») обязано не допускать размещение рекламы в салонах и снаружи транспортных средств, переданных по настоящему договору.

Таким образом, в данном случае рекламораспространителем является АО «КТК».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1. Признать Акционерное общество «Кемеровская транспортная компания» (650036, г. Кемерово,  ул. Волгоградская, 51, ОГРН 1174205014224, Дата присвоения ОГРН 05.06.2017, ИНН 4205355989, КПП 420501001) нарушившим требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса МАЗ 105465, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «17» мая 2021 года.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА КЕМЕРОВО "УПРАВЛЕНИЕ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
ИНН 4205001725, ОГРН 1024200692295