Решение б/н Решение по делу № 119/А-15-2011 в отношении Федерального го... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«25» июня 2012 г.                                                                          г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 08.06.2012 г.

Решение в полном объеме изготовлено «25» июня 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

Членов Комиссии:

Поляковой Ю.А. – заместителя начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Саврасова М.Г. – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Рябоваловой М.В. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Юканкина Д.С. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Александровой Л.А. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.

 

При участии:

1.                 <…> – представителя Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (по доверенности от 12.01.2012г.);

2.                 <…> – представителя Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования (по доверенности от 27.03.2012г. № 107);

3.                 <…> – представителя Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования (по доверенности от 07.06.2012г. № 122).

рассмотрев дело № 119/А-15-2011, возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (650056, г. Кемерово,  ул. Волгоградская 23А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В процессе осуществления Кемеровским УФАС России полномочий по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции приказом Кемеровского УФАС России от 23.11.2011 г. № 353 было возбуждено дело № 119/А-15-2011 по признакам нарушения Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившимся во включении в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».

Определением от 24.11.2011 г. дело № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 13.01.2012 г. на 14 часов 00 минут, в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было привлечено ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».

23.12.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области». по рассматриваемым комиссией обстоятельствам дела. Как указано в данных пояснениях, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством  здравоохранения  и социального развития Российской Федерации.  Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» указывает в индивидуальной программе реабилитации инвалидов наименование средства реабилитации инвалида, которое используется организацией, отобранной Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На заседании комиссии, состоявшемся 13.01.2012 г., представителем Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» было заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела № 119/А-15-2011 Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

Определением Кемеровского УФАС России от 13.01.2012 рассмотрение дела № 119/А-15-2011 о нарушении Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было отложено на 06.03.2012 на 10часов 00минут.

20.01.2012г. определением о привлечении лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к участию в рассмотрении дела                 № 119/А-15-2011 о нарушении Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» требований антимонопольного законодательства было привлечено Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования.

20.02.2012г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в адрес лиц, участвующих в деле о нарушении  антимонопольного законодательства, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах были направлены уведомления об отложении рассмотрения дела № 119/А-15-2011, согласно которым рассмотрение данного дела было назначено на 20.03.2012 на 10 часов 00 минут.

На заседании Комиссии, состоявшемся 20.03.2012г., представитель Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования пояснила, что отбор организаций, обеспечивающих инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 12.09.2011 года Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования заключило контракт с ООО «ЗдравоОхранение», 12.12.2011г., 19.03.2012г. с Федеральным государственным унитарным предприятием «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие». При этом Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» продолжает указывать в индивидуальных программах реабилитации инвалидов (ветеранов) наименования технических средств (изделий), производителями которых является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».

Представитель Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования также указала, что информацию о заключенных контрактах и поставках технических средств реабилитации инвалидов в адрес Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» никогда не передавали.

20.03.2012г. определением об отложении рассмотрения дела № 119/А-15-2011 рассмотрение дела № 119/А-15-2011 о нарушении Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было отложено на 14.05.2012 на 14 часов 00 минут.

16.04.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования по рассматриваемым комиссией обстоятельствам дела. Как указано в данных пояснениях, действующие нормы права не ставят в зависимость обязанность органов медико-социальной экспертизы по определению нуждаемости инвалида в тех или иных технических средствах реабилитации от заключенных территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации государственных контрактов. Также действующие нормативные правовые акты не предоставляют органам медико-социальной экспертизы полномочий по указанию в индивидуальной программе реабилитации технических средств реабилитации, производимых конкретными хозяйствующими субъектами.

02.05.2012г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в адрес лиц, участвующих в деле о нарушении  антимонопольного законодательства, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах были направлены уведомления об отложении рассмотрения дела № 119/А-15-2011, согласно которым рассмотрение данного дела было назначено на 08.06.2012 на 13часов 00 минут.

06.06.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант» о рассмотрении дела № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело   № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».

На заседании Комиссии, состоявшемся 08.06.2012г., представитель Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» поддержал доводы, изложенные в поступивших 23.12.2011г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области пояснениях.

Представители Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования поддержали доводы, изложенные в поступивших 16.04.2011г., в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области пояснениях.

Изучив материалы дела № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8 ФЗ № 181-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 Устава Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области», утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 15.04.2009 г. № 259 (далее по тексту – Устав), Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области», находится в ведении Федерального медико-биологического агентства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009г. № 98-р.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области», утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 15.04.2009 г. № 259 (далее по тексту – Устав) основными задачами деятельности Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» является проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что для выполнения достижения указанной цели Федеральное государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области, в том числе, разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Установлено, что Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» разрабатывает и составляет индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие наименования конкретных технических средств реабилитации инвалидов, производителем которых является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант». Так например:

24.10.2011г. Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида,  карта № 1287 к акту освидетельствования № 1435.

Согласно указанной индивидуальной программе в разделе перечень технических средств реабилитации указаны опора для сидения «Медвежонок», опора для ходьбы «Петушок».

06.02.2012г. Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида,  карта № 170 к акту освидетельствования № 194.

Согласно указанной индивидуальной программе в разделе перечень технических средств реабилитации указана опора для сидения «Медвежонок».

Патентообладателем на опору для сидения «Медвежонок», опору для ходьбы «Петушок» является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант (патент на полезную модель № 62808», патент на полезную модель № 55281).

Статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 181-ФЗ) установлено, что медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В соответствии с пунктом 11 ФЗ № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 24 административного регламента по представлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.04.2011г. № 295н установлено, что для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы: паспорт гражданина Российской Федерации (документ, удостоверяющий личность) - для граждан Российской Федерации, достигших 14 лет; заявление, направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 77. В пункте 34 указанной формы указываются, в том числе  виды технических средств медицинской реабилитации.

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 (далее по тексту – Правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее - заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Действующим законодательством Российской Федерации на Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возложена обязанность по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов с указанием технических характеристик средств реабилитации инвалидов, и не предусмотрена возможность на указание в индивидуальных программах реабилитации инвалидов наименования технических средств реабилитации, производимых конкретным хозяйствующим субъектом.

Согласно пункту 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).

12.09.2011г. между Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования и ООО «ЗдравоОхранение» по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № 0239100000311000205-0002677-01/1328.

Предметом указанного контракта является поставка товара (технического средства реабилитации – опоры). Срок действия данного контракта установлен до 20.12.2011г.

12.12.2011г. между Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования и Федеральным государственным унитарным предприятием «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие «Министерства здравоохранения и социального развития РФ» по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № 0239100000311000388-0002677-01/1828.

Предметом указанного контракта является поставка изделия (технического средства реабилитации – опоры). Срок действия данного контракта установлен до 31.12.2011г., а в рамках взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.

19.03.2012г. между Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования и Федеральным государственным унитарным предприятием «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие «Министерства здравоохранения и социального развития РФ» по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № 0239100000312000030-0002677-01/419.

Предметом указанного контракта является поставка изделия (технического средства реабилитации – опоры). Срок действия данного контракта установлен до 20.12.2012г.

В период действия указанных контрактов Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» разрабатывало и составляло индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие наименования конкретных технических средств реабилитации инвалидов, производителем которых является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».

Таким образом, Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» путем включения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант», предоставляет данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия для осуществления им своей предпринимательской  деятельности, тем самым ограничивая возможность реализации технических средств реабилитации инвалидов – опор иными хозяйствующими субъектами.

Следствием включения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых конкретным хозяйствующим субъектом, явилось нарушение прав и законных интересов организаций – изготовителей технических средств реабилитации инвалидов, а также ограничение конкуренции, поскольку они могут изготовить продукцию, соответствующую исключительно техническим характеристикам средств реабилитации, и не имеют права присваивать указанным техническим средствам реабилитации инвалидов запатентованные наименования, вследствие чего будут лишены возможности реализовывать свою продукцию.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» путем включения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых конкретным хозяйствующим субъектом вступают в противоречие с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1.             Признать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.              Выдать Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить включать в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых конкретным хозяйствующим субъектом.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                               Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                          М.Г. Саврасов

                                                                                         

                                                                                              М.В. Рябовалова                                                                                   

                                                                                            

                                                                                              Д.С. Юканкин     

 

Л.А. Александрова

 

Отпуск, Приказ № 93-о от 18.06.2012г.                                       Ю.А. Полякова

Связанные организации

Связанные организации не указаны