Решение б/н Решение по делу № 119/А-15-2011 в отношении Федерального го... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
«25» июня 2012 г. г. Кемерово
Резолютивная часть объявлена 08.06.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено «25» июня 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: | Кухарской Н.Е. – руководителя управления; |
Членов Комиссии: | Поляковой Ю.А. – заместителя начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Саврасова М.Г. – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Рябоваловой М.В. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Юканкина Д.С. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Александровой Л.А. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы. |
При участии:
1. <…> – представителя Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (по доверенности от 12.01.2012г.);
2. <…> – представителя Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования (по доверенности от 27.03.2012г. № 107);
3. <…> – представителя Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования (по доверенности от 07.06.2012г. № 122).
рассмотрев дело № 119/А-15-2011, возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (650056, г. Кемерово, ул. Волгоградская 23А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В процессе осуществления Кемеровским УФАС России полномочий по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции приказом Кемеровского УФАС России от 23.11.2011 г. № 353 было возбуждено дело № 119/А-15-2011 по признакам нарушения Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившимся во включении в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».
Определением от 24.11.2011 г. дело № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 13.01.2012 г. на 14 часов 00 минут, в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было привлечено ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».
23.12.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области». по рассматриваемым комиссией обстоятельствам дела. Как указано в данных пояснениях, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» указывает в индивидуальной программе реабилитации инвалидов наименование средства реабилитации инвалида, которое используется организацией, отобранной Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
На заседании комиссии, состоявшемся 13.01.2012 г., представителем Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» было заявлено ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела № 119/А-15-2011 Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
Указанное ходатайство было удовлетворено.
Определением Кемеровского УФАС России от 13.01.2012 рассмотрение дела № 119/А-15-2011 о нарушении Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было отложено на 06.03.2012 на 10часов 00минут.
20.01.2012г. определением о привлечении лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к участию в рассмотрении дела № 119/А-15-2011 о нарушении Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» требований антимонопольного законодательства было привлечено Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования.
20.02.2012г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в адрес лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах были направлены уведомления об отложении рассмотрения дела № 119/А-15-2011, согласно которым рассмотрение данного дела было назначено на 20.03.2012 на 10 часов 00 минут.
На заседании Комиссии, состоявшемся 20.03.2012г., представитель Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования пояснила, что отбор организаций, обеспечивающих инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 12.09.2011 года Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования заключило контракт с ООО «ЗдравоОхранение», 12.12.2011г., 19.03.2012г. с Федеральным государственным унитарным предприятием «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие». При этом Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» продолжает указывать в индивидуальных программах реабилитации инвалидов (ветеранов) наименования технических средств (изделий), производителями которых является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».
Представитель Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования также указала, что информацию о заключенных контрактах и поставках технических средств реабилитации инвалидов в адрес Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» никогда не передавали.
20.03.2012г. определением об отложении рассмотрения дела № 119/А-15-2011 рассмотрение дела № 119/А-15-2011 о нарушении Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было отложено на 14.05.2012 на 14 часов 00 минут.
16.04.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования по рассматриваемым комиссией обстоятельствам дела. Как указано в данных пояснениях, действующие нормы права не ставят в зависимость обязанность органов медико-социальной экспертизы по определению нуждаемости инвалида в тех или иных технических средствах реабилитации от заключенных территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации государственных контрактов. Также действующие нормативные правовые акты не предоставляют органам медико-социальной экспертизы полномочий по указанию в индивидуальной программе реабилитации технических средств реабилитации, производимых конкретными хозяйствующими субъектами.
02.05.2012г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в адрес лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах были направлены уведомления об отложении рассмотрения дела № 119/А-15-2011, согласно которым рассмотрение данного дела было назначено на 08.06.2012 на 13часов 00 минут.
06.06.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант» о рассмотрении дела № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».
На заседании Комиссии, состоявшемся 08.06.2012г., представитель Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» поддержал доводы, изложенные в поступивших 23.12.2011г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области пояснениях.
Представители Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования поддержали доводы, изложенные в поступивших 16.04.2011г., в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области пояснениях.
Изучив материалы дела № 119/А-15-2011 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8 ФЗ № 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Устава Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области», утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 15.04.2009 г. № 259 (далее по тексту – Устав), Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области», находится в ведении Федерального медико-биологического агентства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009г. № 98-р.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области», утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 15.04.2009 г. № 259 (далее по тексту – Устав) основными задачами деятельности Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» является проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.
Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что для выполнения достижения указанной цели Федеральное государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области, в том числе, разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Установлено, что Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» разрабатывает и составляет индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие наименования конкретных технических средств реабилитации инвалидов, производителем которых является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант». Так например:
24.10.2011г. Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, карта № 1287 к акту освидетельствования № 1435.
Согласно указанной индивидуальной программе в разделе перечень технических средств реабилитации указаны опора для сидения «Медвежонок», опора для ходьбы «Петушок».
06.02.2012г. Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, карта № 170 к акту освидетельствования № 194.
Согласно указанной индивидуальной программе в разделе перечень технических средств реабилитации указана опора для сидения «Медвежонок».
Патентообладателем на опору для сидения «Медвежонок», опору для ходьбы «Петушок» является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант (патент на полезную модель № 62808», патент на полезную модель № 55281).
Статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 181-ФЗ) установлено, что медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
В соответствии с пунктом 11 ФЗ № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Пунктом 24 административного регламента по представлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.04.2011г. № 295н установлено, что для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы: паспорт гражданина Российской Федерации (документ, удостоверяющий личность) - для граждан Российской Федерации, достигших 14 лет; заявление, направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 77. В пункте 34 указанной формы указываются, в том числе виды технических средств медицинской реабилитации.
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 (далее по тексту – Правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее - заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации на Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возложена обязанность по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов с указанием технических характеристик средств реабилитации инвалидов, и не предусмотрена возможность на указание в индивидуальных программах реабилитации инвалидов наименования технических средств реабилитации, производимых конкретным хозяйствующим субъектом.
Согласно пункту 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
12.09.2011г. между Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования и ООО «ЗдравоОхранение» по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № 0239100000311000205-0002677-01/1328.
Предметом указанного контракта является поставка товара (технического средства реабилитации – опоры). Срок действия данного контракта установлен до 20.12.2011г.
12.12.2011г. между Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования и Федеральным государственным унитарным предприятием «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие «Министерства здравоохранения и социального развития РФ» по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № 0239100000311000388-0002677-01/1828.
Предметом указанного контракта является поставка изделия (технического средства реабилитации – опоры). Срок действия данного контракта установлен до 31.12.2011г., а в рамках взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
19.03.2012г. между Государственным учреждением – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования и Федеральным государственным унитарным предприятием «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие «Министерства здравоохранения и социального развития РФ» по результатам размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт № 0239100000312000030-0002677-01/419.
Предметом указанного контракта является поставка изделия (технического средства реабилитации – опоры). Срок действия данного контракта установлен до 20.12.2012г.
В период действия указанных контрактов Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» разрабатывало и составляло индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие наименования конкретных технических средств реабилитации инвалидов, производителем которых является ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант».
Таким образом, Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» путем включения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых ООО «Кузбасский центр лечения и реабилитации «Протэкс-Гарант», предоставляет данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия для осуществления им своей предпринимательской деятельности, тем самым ограничивая возможность реализации технических средств реабилитации инвалидов – опор иными хозяйствующими субъектами.
Следствием включения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых конкретным хозяйствующим субъектом, явилось нарушение прав и законных интересов организаций – изготовителей технических средств реабилитации инвалидов, а также ограничение конкуренции, поскольку они могут изготовить продукцию, соответствующую исключительно техническим характеристикам средств реабилитации, и не имеют права присваивать указанным техническим средствам реабилитации инвалидов запатентованные наименования, вследствие чего будут лишены возможности реализовывать свою продукцию.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» путем включения в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых конкретным хозяйствующим субъектом вступают в противоречие с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить включать в индивидуальные программы реабилитации инвалидов наименований технических средств реабилитации инвалидов, производимых конкретным хозяйствующим субъектом.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: М.Г. Саврасов
М.В. Рябовалова
Д.С. Юканкин
Л.А. Александрова
Отпуск, Приказ № 93-о от 18.06.2012г. Ю.А. Полякова