Решение б/н Решение по делу № 41/А-10-2011 в отношении ОАО «Авиакомпания... от 6 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 41/А-10-2011

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2012 г.                                                                                       В полном объеме решение изготовлено «01» июня 2012 г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Клостер Е.А. – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                  

Наумовой В.В. – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Гилевой И.С. – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Горбачева А.И. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

Дрешер А.К. – специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи.

рассмотрев дело № 41/А-10-2011, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Сибирь» (633104, НСО, г. Обь-4; ИНН 5448100656) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

03.03.2011 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Кемеровской транспортной прокуратуры о проведении проверки тарифов авиакомпании ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по маршруту Кемерово-Москва, Москва-Кемерово на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

 

30.05.2011 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Сибирь» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении необоснованно высоких тарифов экономического класса, не имеющих ограничений по условиям использования, на авиаперевозку пассажиров по маршруту Кемерово-Москва-Кемерово относительно нормальных тарифов экономического класса, установленных другими авиакомпаниями, работающими на указанном маршруте и в установлении тарифов экономического класса с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка формирования таких тарифов.

Определением от 02.06.2011 г. рассмотрение дела № 41/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 7 июля 2011 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копия определения была направлена ОАО «Авиакомпания «Сибирь» заказными письмами с уведомлениями.

07.07.2011 г. представитель ОАО «Авиакомпания «Сибирь» пояснил, что не согласен с выводами Кемеровского УФАС России о том, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь» занимает доминирующее положение на рынке авиаперевозок по маршруту Кемерово-Москва-Кемерово.

На основании п. 3 ст. 64 Воздушного кодекса РФ перевозчик вправе самостоятельно устанавливать плату за перевозку. Следовательно, при установлении такой платы – тарифа на перевозку – авиакомпания вправе самостоятельно определять критерии и основания, необходимые для принятия ею решения по вопросам тарифной политики.

Таким образом, никаких нарушений порядка формирования тарифов ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не совершало, так как действующие нормативные правовые акты не содержат каких-либо обязанностей перевозчика, ограничений в части порядка формирования тарифов и предоставляют перевозчику право самостоятельно формировать тарифы.

Что касается Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров, связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного Комитетом РФ по политике цен № 01-55/306-15, Минтрансом РФ № 1-ц от 19.02.1993 (далее – Временный порядок) и п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» (далее – Постановление № 724), то представитель ОАО «Авиакомпания «Сибирь» пояснил, Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 600 «О признании утратившим силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам ценообразования» было установлено: признать утратившим пункты 1, 3 и пункт 7 (кроме работ и услуг, связанных с перевозками воздушным транспортом) Постановления № 724. Таким образом, установленное п. 7 Постановления № 724 Положение об установлении предельного уровня рентабельности в размере 20 % к себестоимости применяется лишь в отношении работ и услуг, связанных с перевозками воздушным транспортом, то есть в отношении тарифов не применяется.

В преамбуле к Временному порядку прямо указывается, что указанный нормативный правовой акт принят во исполнении п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.1992 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» и п. 7 Постановления № 724. Следовательно, Временный порядок также должен применяться с учетом указанных изменений в документе, на основе которого он был издан.

Таким образом, в настоящее время ограничений по рентабельности авиаперевозчиков не существует.

Представитель ОАО «Авиакомпания «Сибирь» также пояснил, что термин «нормальный тариф экономического класса», установленный п. 16 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155, не означает, что этот тариф минимален по цене. Наоборот, этот тариф не имеет ограничений по условиям использования, следовательно, его стоимость самая высокая среди тарифов экономического класса, выше - только тарифы бизнес-класса. Объем перевезенных пассажиров на маршруте Кемерово-Москва-Кемерово по данному тарифу составляет всего <…> % от всех перевезенных пассажиров.

 Кроме того, 07.07.2011 г. представителем ОАО «Авиакомпания «Сибирь» на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для  возможности ознакомления с аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово-Москва, Москва-Кемерово за 2010 г., январь-февраль 2011 г.

Ходатайство ОАО «Авиакомпания «Сибирь» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 07.07.2011 г. рассмотрение дела № 41/А-10-2011 было назначено на 25.08.2011 г. на 14 часов 00 минут.

25.08.2011 г. представитель ОАО «Авиакомпании «Сибирь» высказал возражения по аналитическому отчету Кемеровского УФАС России, а именно: по мнению ОАО «Авиакомпания «Сибирь» барьеры входа на рынок регулярных авиаперевозок отсутствуют, так как  лицензирование и исторический слот не являются барьерами.

Дальнейшие доводы ответчика повторили позицию, изложенную на заседании комиссии 07.07.2011 г.

25.08.2011 г. Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в настоящее время Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа рассматривается дело № А45-22289/2010, Арбитражным судом Новосибирской области рассматривается дела № А45-2665/2011. В рамках рассмотрения данных дел будет дана правовая оценка применения пункта 1 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях № 1-ц от 19.02.1993, пункта 7 Постановления Правительства от 17.09.1992 № 724 при установлении тарифов, исходя из 20 % рентабельности предприятия за год.

Определением от 25.08.2011 г. рассмотрение дела № 41/А-10-2011 приостановлено до вынесения Арбитражным судом Новосибирской области решения по делу № А45-2665/2011.

Определением от 04.05.2012 г. дело № 41/А-10-2011 возобновлено, в связи с принятием 20.04.2012 г. Арбитражным судом Новосибирской области решения по делу № А45-2665/2011. Рассмотрение дела было назначено на 23.05.2012 г. на 14 часов 00 минут.

23.05.2012 г. ОАО «Авиакомпания «Сибирь» направило в адрес Кемеровского УФАС России ходатайство о рассмотрении дела № 41/А-10-2011 в отсутствие представителя ОАО «Авиакомпания «Сибирь».

Ходатайство ОАО «Авиакомпания «Сибирь» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Регулярные пассажирские авиаперевозки по маршруту Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово в 2011 г. осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» (119002, Россия, г. Москва,                  ул. Арбат, д. 10);

2. ОАО «Авиакомпания Сибирь» (633104, Россия, Новосибирская область, НСО, г. Обь-4);

3. ОАО «Владивосток Авиа» (692760, Россия, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41);

4. ООО «Глобус» (633104, Новосибирская область, г. Обь-4, аэропорт «Толмачево»).

Авиакомпания ООО «Глобус» входит в перечень лиц, входящих в одну группу с ОАО «Авиакомпания Сибирь» в соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 9 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, в соответствии с п. 33 Порядка ООО «Глобус» и ОАО «Авиакомпания Сибирь» рассматриваются как один хозяйствующий субъект, с единой долей на рынке услуг.

С 01.09.2011 г. ОАО «Владивосток Авиа» не осуществляет перевозку по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово.

Основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса. В тариф экономического класса включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров.

Не нашла подтверждение позиция антимонопольного органа, сформированная при возбуждении дела, по поводу установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на авиаперевозку пассажиров по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово относительно нормальных тарифов экономического класса, установленных другими авиакомпаниями, работающими на указанном маршруте, поскольку за время рассмотрения дела изменилось количество хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги авиаперевозки.  В сентябре 2011 г. с рынка ушел авиаперевозчик - ОАО «Владивосток Авиа». В настоящее время на данном направлении  оказывают услуги только 2 хозяйствующих субъекта: ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». Тарифы на авиабилеты без ограничений по условиям применения для маршрута Кемерово – Москва – Кемерово, установленные ОАО «Авиакомпания «Сибирь» незначительно превышают цены ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» (приблизительно на 3,5 %).

В ходе рассмотрения дела Кемеровским УФАС России было установлено значительное отличие в тарифах ОАО «Авиакомпания «Сибирь» на маршрутах, сопоставимых по километражу. Сравнение тарифов экономического класса ОАО «Авиакомпания «Сибирь» на маршруты, сопоставимые по километражу с маршрутами Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово, в сравнении с изменениями в аэропортовых сборах представлено в Таблице 1.

Расчеты произведены на следующие даты: 01.09.2011 г., 01.02.2012 г. Для сравнения использован нормальный тариф экономического класса без ограничений (Y – самый дорогой из нормальных) и тариф экономического класса с ограничениями (Q – дешевый из экономических). Сопоставимые по километражу маршруты:

Кемерово – Москва (Домодедово) 2997,6 км.

Новосибирск – Москва (Домодедово) 2796,2 км.

Томск – Москва (Домодедово) 2903,7 км.

Барнаул – Москва (Домодедово) 2920,8 км.

В таблице разница в тарифах по маршрутам была сопоставлена с разницей в аэропортовых сборах  с расчетом на 1 судно. В перечень сборов входили: сбор за взлет/посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование авиавокзалом, обслуживание пассажиров, обработка грузов, вылет-встреча, посадка-высадка пассажиров, доставка пассажиров, бортпитание, обеспечение авиаГСМ, уборка салона.

При сравнении, например, маршрутов Кемерово – Москва и Новосибирск – Москва (Таблица 1) разница в нормальных тарифах экономического класса составила 27 процентов; в специальных тарифах экономического класса – 50 процентов. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчетом на одно судно составила порядка 16 процентов.

 

Таблица 1. Сравнение цен, тарифов, сборов на рынках авиаперевозок до Москвы, сопоставимых по километражу

 

 

 норм

эконом

 

 

Дата 01.09.11

Разница

Разница в %

Дата 01.09.11

Разница

Разница в %

 

Позиции для сравнения

Кемерово

Новосибирск

Кемерово

Новосибирск

 

Тариф (OW)

30500

24000

6500

27,08

9800

6500

3300

50,77

 

Тариф (RT)

55500

48000

7500

15,63

19000

13000

6000

46,15

 

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на воздушное судно

581662,7

502326,1

79336,6

15,79

581662,7

502326,1

79336,6

15,79

 

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на 1 человека*

4544,23

3924,42

619,81

15,79

4544,23

3924,42

619,81

15,79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

Барнаул

Разница

в %

Кемерово

Барнаул

Разница

в %

 

Тариф (OW)

30500

25000

5500

22,00

9800

8860

940

10,61

 

Тариф (RT)

55500

50000

5500

11,00

19000

16260

2740

16,85

 

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на воздушное судно

581662,7

601664,08

-20001,38

-3,32

581662,7

601664,08

-20001,38

-3,32

 

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на 1 человека*

4544,23

4700,5

-156,27

-3,32

4544,23

4700,5

-156,27

-3,32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово

Томск

Разница

в %

Кемерово

Томск

Разница

в %

 

Тариф (OW)

30500

22300

8200

36,77

9800

6460

3340

57,70

 

Тариф (RT)

55500

44200

11300

25,57

19000

11700

7300

62,39

 

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на воздушное судно

581662,7

500417,88

81244,82

16,24

581662,7

500417,88

81244,82

16,24

 

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на 1 человека*

4544,23

3909,51

634,72

16,24

4580,98

3909,51

634,72

16,24

 

 

 норм

эконом

 

Дата 01.02.12

Разница

в %

Дата 01.02.12

Разница

в %

Позиции для сравнения

Кемерово

Новосибирск

Кемерово

Новосибирск

Тариф (OW)

30500

24000

6500

27,08

9800

6500

3300

50,77

Тариф (RT)

55500

48000

7500

15,63

19000

13000

6000

46,15

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на воздушное судно

324958,1

400280,37

-75322,27

-18,82

324958,1

400280,4

-75322,27

-18,82

Аэропортовые сборы и тарифы (с НДС) на 1 человека*

2538,73

3127,19

-588,46

-18,82

2538,73

3127,19

-588,46

-18,82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эконом - тариф экономического класса с ограничениями (Q, самый дешевый из эконом.)

 

Норм - нормальный тариф экономического класса без ограничений (Y, самый дорогой из эконом.)

OW – в одну сторону

RT – туда-обратно

Тип воздушного судна - Аэробус А-319

 

 

В ходе рассмотрения было установлено, что нормальные тарифы экономического класса ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по направлению Кемерово – Москва (то есть в одну сторону) превышают тарифы данной авиакомпании на других маршрутах, сопоставимых по километражу, что подтверждают данные Таблицы 1. Кроме того, ущемление интересов потребителей услуг авиаперевозок, а именно: установление завышенных нормальных тарифов экономического класса аналогично совершалось и в действиях по установлению других тарифов экономического класса (например, специальных).

            Приказом Кемеровского УФАС России № 164 от 31.05.2011 г. ОАО «Авиакомпания «Сибирь» включено в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, с долей более 35 % среды на рынке услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Кемерово – Москва.

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 41/А-10-2011 приходит к следующим выводам:

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Авиабилет – это форма договора воздушной перевозки пассажира, где цена по договору перевозки является существенным условием (ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками самостоятельно.

Тарифы на воздушные перевозки устанавливаются перевозчиками самостоятельно, в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса РФ и регистрируются в порядке, предусмотренном «Положением о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские перевозки, выполняемые российскими авиационными компаниями», утвержденном Приказом Минтранса РФ от 23.05.2001 № 94.

В соответствии с разделом IV Приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 № «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» (далее – Правила формирования тарифов) между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее − уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

Устанавливаемые авиапредприятиями тарифы могут дифференцироваться в зависимости от качества транспортного обслуживания и уровня комфортности.

 По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее – нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее – специальные тарифы) (раздел IV Правил формирования тарифов).

Пассажирские тарифы подлежат регистрации и опубликованию (п. 11 Правил формирования тарифов).

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» с 01.01.1993 установлен предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ним работы и услуги в размере 20% от себестоимости.

Согласно п. 1 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного Роскомцен № 01-55/306-15, Минтрансом РФ № 1-ц 19.02.1993, свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20 процентов к себестоимости.

Согласно преамбуле указанного Временного порядка он принят во исполнение п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.92 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» и п. 7 Постановления № 724.

Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.1992 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» отменен.

Пункт 7 Постановления № 724 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 600 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования» утратил силу, кроме работ и услуг, связанных с перевозками воздушным транспортом.

Таким образом, установленное п. 7 Постановления № 724 правило о предельном уровне рентабельности с 26.06.1995 действует только в части формирования тарифов на работы и услуги, связанные с перевозками воздушным транспортом.

Поскольку п. 7 Постановления № 724 не устанавливает порядок формирования тарифов при осуществлении перевозок пассажиров воздушным транспортом, то он не может вменяться в качестве нарушения.

Временный порядок принят во исполнение п. 7 Постановления № 724, его действие также не распространяется на установление тарифов перевозки пассажиров воздушным транспортом.

Учитывая вышеуказанное, признаков нарушения в части установления тарифов экономического класса с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка формирования таких тарифов в действиях ОАО «Авиакомпания «Сибирь» не установлено.

 

Тарифы на авиабилеты без ограничений по условиям применения для маршрута Кемерово – Москва – Кемерово, установленные ОАО «Авиакомпания «Сибирь» превышают тарифы ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» незначительно (приблизительно на 3,5 %).

Следовательно, позиция антимонопольного органа по поводу установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на авиаперевозку пассажиров по маршруту Кемерово – Москва – Кемерово относительно нормальных тарифов экономического класса, установленных другими авиакомпаниями, работающими на указанном маршруте, не нашла подтверждение.

 

В ходе рассмотрения дела № 41/А-10-2011 были установлены признаки нарушения ОАО «Авиакомпания «Сибирь» антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово.

Материалами дела № 41/А-10-2011 подтверждено, что ОАО  «Авиакомпания «Сибирь» устанавливала тарифы по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово для рынка с низким уровнем конкуренции  (г. Кемерово, состав продавцов – 2 хозяйствующих субъекта) выше, чем на рынках, сопоставимых по километражу, с развитой конкуренцией (г. Новосибирск, состав продавцов – 9 хозяйствующих субъектов), вынуждая потенциальных потребителей данной услуги приобретать билет по дорогой цене, либо усложнять маршрут – через ближайший аэропорт с большим выбором продавцов услуг – авиаперевозчиков (г. Новосибирск).

Экономически обоснованных расчетов тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово (с подтверждающими документами) ОАО «Авиакомпания «Сибирь» представлено не было.

Согласно ст. 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В нарушение ст. 10 Гражданского Кодекса РФ ОАО «Авиакомпания «Сибирь» злоупотребляла доминирующим положением на рынке услуг по перевозке пассажиров по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово воздушным транспортом, используя права, закрепленные ст. 64 Воздушного кодекса.

Таким образом, своими действиями ОАО  «Авиакомпания «Сибирь» по установлению необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово ущемляет интересы потребителей услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

По данным анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Кемерово – Москва в 2010 г. – январе – мае 2011 года доминирующее положение с долей более 35 % занимает ОАО «Авиакомпания Сибирь», включенное по данным географическим и продуктовым границам в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово за 2011 г. также показал, что доминирующее положение с долей более 35 % занимает ОАО «Авиакомпания Сибирь».

 

Таким образом, действия ОАО  «Авиакомпания «Сибирь» по установлению необоснованно высоких тарифов экономического класса по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово квалифицируются как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  отсутствуют.

Размер материального ущерба, причиненного иным лицам (потребителям услуг) действиями ОАО «Авиакомпания «Сибирь» по установлению необоснованно высоких тарифов экономического класса, установить не представляется возможным.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (633104, НСО, г. Обь-4; ИНН 5448100656) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово.

 

2. Выдать ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (633104, НСО, г. Обь-4; ИНН 5448100656) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:   

Установить экономически обоснованные тарифы экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Кемерово – Москва и Кемерово – Москва – Кемерово, пропорционально фактическим затратам.

 

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:                                                                          Е.А. Клостер

Члены Комиссии:                                                                                      В.В. Наумова

                                                                                                                     И.С. Гилева                                                        

                                                                                                                     А.И. Горбачев

                                                                                                                     А.К. Дрешер

 

                           

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны