Решение б/н Решение по делу № 80/А-16-2012 в отношении администрации Яшк... от 9 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

«07» сентября 2012 г.                                                                                г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 31.08.2012 г.

Решение в полном объеме изготовлено «07» сентября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;               

 

Александрова Л.А. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.             

При участии:

1.

<…> – представителя администрации Яшкинского муниципального района;

2.

<…> - представителя администрации Яшкинского муниципального района;

3.

<…>– представителя ООО «Яшкинский цемент».

 

  рассмотрев дело № 80/А-16-2012, возбужденное по признакам нарушения администрацией Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате проведенной в период с 11.05.2012 г. по 09.06.2012 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области плановой проверки деятельности администрации Яшкинского муниципального района на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было установлено, что 11.04.2012 г. между администрацией Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент» было заключено Соглашение «О социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год», отдельные положения которого могут привести к ограничению, устранению конкуренции.

Приказом Кемеровского УФАС России от 29.06.2012 г. № 168 было возбуждено дело № 80/А-16-2012 по признакам нарушения администрацией                    Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 03.07.2012 г. дело № 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 27.08.2012 г. на 15 часов 30 минут.

26.07.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России от администрации  Яшкинского муниципального района, поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 80/А-16-2012 обстоятельствам, 27.07.2012 г. – от ООО «Яшкинский цемент».

Из представленных ООО «Яшкинский цемент» пояснений следует, что администрацией Яшкинского муниципального района меры по исполнению пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год не принимались. 

Письмами от 21.08.2012 г. № 11/7565, № 11/7566 Кемеровское УФАС довело до сведения администрации Яшкинского муниципального района, ООО «Яшкинский цемент» информацию о том, что рассмотрение дела № 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 31.08.2012 г. в 13 ч. 30 м.

На рассмотрении дела № 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства представители администрации Яшкинского муниципального района поддержали доводы, изложенные в представленных 26.07.2012 г. в Кемеровское УФАС России письменных пояснениях, указав на то, что, включая пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 в Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г., администрация Яшкинского муниципального района не принимала на себя обязанностей выполнять какие – либо конкретные действия для ООО «Яшкинский цемент».

Кроме того, представители администрации Яшкинского муниципального района пояснили, что пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения не содержат в себе конкретных действий и мероприятий, в связи с чем данные пункты Соглашения являются несогласованными между сторонами и не подлежащими исполнению.

Представитель ООО «Яшкинский цемент» по существу дополнительных пояснений не давала, поддержала доводы, изложенные в представленных 27.07.2012 г. в Кемеровское УФАС России письменных пояснениях.

          Изучив материалы дела № 80/А-16-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

11.04.2012 г. в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент», входящего в состав холдинговой компании «Сибирский цемент», и администрации, а также координации действий холдинговой компании «Сибирский цемент» и администрации в выполнении социальных программ Яшкинского муниципального района и приоритетных национальных проектов на территории Яшкинского района между администрацией Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент» было заключено Соглашение «О социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год» (далее по тексту – Соглашение).

Предметом данного Соглашения является взаимодействие Сторон, направленное на обеспечение эффективной работы ООО «Яшкинский цемент», входящего в состав холдинговой компании «Сибирский цемент», расположенного на территории Яшкинского муниципального района, повышение его роли в социально-экономическом развитии района, достижение социальной стабильности в трудовом коллективе.

Согласно пункту 3 Соглашения администрация Яшкинского муниципального района обязуется:

- оказывать содействие в экономическом и социальном развитии ООО «Яшкинский цемент», входящего в состав холдинговой компании «Сибирский цемент», находящегося на территории Яшкинского муниципального района (пункт 3.1 Соглашения).

- содействовать принятию оперативных мер и решений, направленных на повышение экономической эффективности работы ООО «Яшкинский цемент», входящего в состав холдинговой компании «Сибирский цемент» на территории Яшкинского муниципального района и обеспечение социальной стабильности в трудовом коллективе (пункт 3.2 Соглашения).

- предпринимать необходимые меры и использовать имеющиеся возможности для представления и реализации интересов Сторон в федеральных органах государственной власти по вопросам, связанным с предметом настоящего Соглашения (пункт 3.3 Соглашения).

- оказывать содействие холдинговой компании «Сибирский цемент» при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности (пункт 3.5 Соглашения).

Согласно пункту 4 Соглашения ООО «Яшкинский цемент» в рамках настоящего Соглашения обязуется:

- информировать администрацию о программах развития Организации и его социальной сферы, принимаемых решениях, влияющих на социальную обстановку в трудовом коллективе (п. 4.1 Соглашения); 

- при необходимости разработать на 2012 год программу создания рабочих мест (п. 4.2 Соглашения);   

- выделять инвестиции на развитие Организации в размере 1 580 тыс. рублей (п. 4.3 Соглашения); 

- профинансировать мероприятия по обеспечению безопасных условий и охраны труда в Организации в размере 45 тыс. рублей (п. 4.4 Соглашения);  

- обеспечить материальные выплаты ветеранам – бывшим работникам Яшкинского цементно-шиферного комбината в соответствии с планом работы Совета ветеранов предприятия и подписанным соглашением с ветеранской организацией в размере 381 тыс. рублей (п. 4.5 Соглашения);  

- благоустройство (помощь в очистке улиц) – 50 тыс. рублей (п. 4.6 Соглашения); 

- высадка деревьев и кустарников – 40 тыс. рублей (п. 4.7 Соглашения);

- на социальные нужды администрации Яшкинского городского поселения – 10 тыс. рублей  (п. 4.8 Соглашения);    

- финансирование акции «Соберем ребенка в школу» - 25 тыс. рублей          (п. 4.9 Соглашения);   

- финансирование акции «Каждому ребенку новогодний подарок» - 20 тыс. рублей (п. 4.10 Соглашения); 

- использование сельскохозяйственных земель ООО «Яшкинский цемент» по назначению до начала строительства завода, обрабатываемая привлечением технических и людских ресурсов Яшкинского сельскохозяйственного училища, а также улучшая материально техническую базу училища – 994,05 тыс. рублей (п. 4.11 Соглашения);   

- поддержка физической культуры и спорта – 100 тыс. руб. (п. 4.12 Соглашения);   

- финансирование капитального ремонта МБОУ «СОШ № 2» (в связи с 100 летним юбилеем) – 1 500 тыс. рублей (п. 4.13 Соглашения);

- принимать необходимые меры, направленные на дальнейшее экономическое развитие Организации и улучшение ее финансового положения, своевременную уплату налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством (п. 4.14 Соглашения);      

- следить за техническим состоянием, своевременной реконструкцией, модернизацией и безопасной работы Организации и благоустройством прилегающей территории (п. 4.15 Соглашения);

- добровольные взносы и пожертвования на расчетный счет администрации Яшкинского района (п. 4.16 Соглашения).        

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанные в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения обязательства администрации Яшкинского муниципального района направлены на минимизацию рисков ООО «Яшкинский цемент», связанных с осуществлением данным хозяйствующим субъектом основной деятельности.

Реализация пунктов  3.1, 3.2, 3.3, 3.5 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве может привести к созданию благоприятных условий деятельности для ООО «Яшкинский цемент», которое заключило данное соглашение, по сравнению с его конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Ограничение конкуренции согласованными действиями администрации Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент», которые заключили Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, выразилось в следующем:

ООО «Яшкинский цемент», которое заключило соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, получило преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке вследствие закрепления в Соглашении обязанности адмистрации Яшкинского муниципального района, по оказанию содействия в  экономическом и социальном развитии ООО «Яшкинский цемент», принятия оперативных мер и решений, направленных на повышение экономической эффективности работы ООО «Яшкинский цемент», предпринятия необходимых меры и использование имеющейся возможности для представления и реализации интересов Сторон в федеральных органах государственной власти, а также оказания содействия холдинговой компании «Сибирский цемент» при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.   

Кроме того, при реализации пунктов  3.1, 3.2, 3.3, 3.5 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве ограничение конкуренции может выразиться в следующем:

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и реализации цементной продукции, а также отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий, с которыми не заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, могут оказаться в заведомо менее выгодном (неконкурентноспособном) положении по сравнению с ООО «Яшкинский цемент», которое подписало указанное соглашение.

Заключив 11.04.2012 г. Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год, пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 которого могут привести к созданию необоснованно благоприятных условий деятельности ООО «Яшкинский цемент», и, как следствие, к ограничению конкуренции, администрация Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент» нарушили требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006          № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы представителей администрации Яшкинского муниципального района о том, что администрация Яшкинского муниципального района не принимала на себя обязанностей выполнять какие – либо конкретные действия для ООО «Яшкинский цемент» в рамках реализации пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения, а также то, что данные пункты Соглашения являются несогласованными между сторонами, в связи с чем не подлежат исполнению, не могут быть приняты Комиссией Кемеровского УФАС России во внимание в силу следующего:

Пунктами 1 и 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419).

Согласно части 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Часть 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Следовательно, в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в гражданско-правовые отношения субъекты гражданского права вступают по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора.

В соответствии с частью 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, из содержания указанных выше норм права следует вывод о том, что по общему правилу договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При заключении 11.04.2012 г. Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год между администрацией Яшкинского муниципального района и ООО «Яшкинский цемент» достигнуто соглашение по всем существенным условиям, в том числе по пунктам 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 данного Соглашения, что подтверждается подписями и печатями сторон.

Следовательно, довод представителей администрации Яшкинского муниципального района о том, что администрация Яшкинского муниципального района не принимала на себя обязательства о выполнении каких-либо конкретных действий для ООО «Яшкинский цемент» в связи с тем, что пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г. не были согласованы сторонами, подлежит отклонению, как не основанный на нормах действующего законодательства.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Яшкинского муниципального района (652010, пгт. Яшкино, ул. Суворова, 14), ООО «Яшкинский цемент» (652010, пгт. Яшкино, ул. Гагарина, 33а) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Яшкинского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о внесении изменений в Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г., путем исключения пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 из указанного выше Соглашения.

3. Выдать ООО «Яшкинский цемент» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о внесении изменений в Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год от 11.04.2012 г., путем исключения пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 из указанного выше Соглашения.

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                             Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                         Ю.А. Полякова

 

                                                                                                М.Г. Саврасов

                                                 

                                                                                                Л.А. Александрова

Связанные организации

Связанные организации не указаны