Решение №ТМ/8080/23 Решение по делу № 042/05/21-577/2023 от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

042/05/21-577/2023

 

Генеральному директору

ООО «Онлайн-журнал СибДепо»

<...>


650000, Кемеровская область-Кузбасс, г.Кемерово, пр.Советский, дом 32, <...>

Заявителю - электронно

 

 

 

 

 

«17» августа 2023г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя

председателя Комиссии:

 

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...>-

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

 

 

<...>-

старшего специалиста 1 разряда отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/21-577/2023, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Онлайн-журнал СибДепо» (далее - ООО «Онлайн-журнал СибДепо», юридический адрес: 650000, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, пр. Советский, дом 32, кв.54, ОГРН 1124205007630, Дата присвоения ОГРН 03.05.2012, ИНН 4205243266, КПП 420501001) по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение физического лица (исх. от б/д № б/н, вх. от 28.04.2023 № 4066-ИП/23), а также аналогичное обращение физического лица, перенаправленное Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу (вх. от 04.05.2023 № 4240/23) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Онлайн-журнал СибДепо» при размещении информации рекламного характера 13.04.2023 в 10 часов 00 минут рекламы на странице сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html .

Кемеровским УФАС России составлен Акт осмотра страницы сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html от 28.04.2023 и установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На странице сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html размещена информация о проведении фестиваля крафтовой культуры RELOАD CRAFT FEST 2023. Мероприятие состоится в историческом центре, в крафтовом баре. Под одной крышей на фестивале соберутся самые известные пивоварни Сибири, приедут гости из Санкт-Петербурга и Алтая. Многие уже зарекомендовали себя качественными пивными релизами и смелыми экспериментами в области пивоварения. Центральное место фестиваля занимают крафтовые напитки - пиво, сидры и медовухи. На фестивале будут представлены не только известные и зарекомендовавшие себя пивоварни, но и новые для Кемеровских любителей крафта бренды.

Также на данной странице сайта размещена фотография, на которой изображен плакат, в центре которого рука держит алюминиевую банку с надписью RELOАD (в переводе на русский язык «reloud» – «перезагрузить), на верхнем плане надпись крупными буквами BOTTLE & TAP ROOM (в переводе на руcский язык - «бутылка и пивная или таверна»). Справа и слева от плаката в хаотичном порядке размещены крышки от стеклянных пивных бутылок с логотипами пивоварен как российского, так и зарубежного производства:

Brewlok - Воронежская пивоварня Brewlok Brewery - наименования пива:

Brewlok, «Rusalka», 0.5л, средней крепости - 5%;

Brewlok, «Koshey», 0.5л, крепкое - 7 %;

Брюлок Веневитинская Дева», 0.5 л, крепкое - 6 % и т.д.

- BrewDog - пивоварня - Великобритания - наименование пива:

BrewDog, «Dead Pony Clab» AF, in can, 0.33 л, легкое - 3,8 %;

BrewDog - Elvis Juice, 0.33 л, крепость - 6,5%;

- Rogue - пивоварня США - наименование пива:

Темное пиво Kasteel Rouge Вишневый Темный, 0,5 л, крепость - 7 %;

- Founders - пивоварня США - наименование пива:

Founders, «Solid Gold»Premium Lager, in can, 355 мл, крепость - 4,4 %;

Founders, Breakfast Stout, 355 мл, крепость - 8.3 %;

- De Molen Brouweriy - пивоварня в Нидерландах - наименование пива:

Пиво De Molen «Bloed, Zweet & Tranen», 033 л, крепость - 8,2 %

- Big Village Brewery - пивоварня в Краснодаре - наименование пива:

Big Village, «Imaginarium» IPF, in can, 0,5 л, крепость - 7 %.

В части 4 статьи 2 Закона о рекламе закреплено, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных следует, что в случае размещения фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

В пункте 16 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» алкогольная продукция не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц - посетителей Интернет-страниц, в том числе к представляемой алкогольной продукции (пива), а также на ее выделение среди иной продукции, реализуемой в крафтовом баре. В связи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции (пива) подпадает под признаки рекламы.

Спорная реклама содержит наименования пивоварен, которые в том числе являются частью наименований крафтового пива, что вызывает у потребителей ассоциацию с алкогольной продукцией, а именно с пивом. Таким образом, реклама алкогольной продукции (пива) не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе).

Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой.

Страница сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.htm/ содержит пометку «реклама», но вместе с тем нет указания на рекламодателя, сайт или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункту 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

11.05.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/21-577/2023 в отношении ООО «Онлайн-журнал СибДепо» и назначено к рассмотрению на 08.06.2023 на 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Онлайн-журнал СибДепо» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «18 мая 2023 08:50 Вручение адресату почтальоном» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

07.06.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Онлайн-журнал СибДепо» (исх. б/д б/н, вх. От 07.06.2023 № 5252/23) из которых следует, что 30.03.2023 между ООО «Онлайн-журнал СибДепо» и Обществом с ограниченной ответственностью «#МНОГОПИВА» (далее – ООО «#МНОГОПИВА») был заключен договор размещения рекламы на интернет-ресурсе sibdepo.ru № 30-03/2023, согласно которому ООО «Онлайн-журнал СибДепо» взяло на себя обязательство обеспечить размещение рекламных материалов на сайте https://sibdepo.ru в сети Интернет, а ООО «#МНОГОПИВА» как заказчик принять услуги и оплатить это размещение. Перечень услуг - размещение новости и ее дублирование в соцсетях согласован в Приложении № 1 к Договору. Данная услуга оказана, ООО «Онлайн-журнал СибДепо» разместило полученные от заказчика рекламно-информационные материалы на сайте https://sibdepo.ru. Впоследствии на данные действия в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба от заявителя. По итогам оказания услуг ООО «Онлайн-журнал СибДепо» по электронному документообороту направлен Заказчику Акт № 4-13/1 от 13.04.2023 на 14000 (четырнадцать тысяч) рублей.

Также ООО «Онлайн-журнал СибДепо» представило следующие документы:

-Договор от 30.03.2023 № 30-03/2023 с приложением № 1;

-Акт № 4-13/1 от 13.04.2023;

-Платежное поручение об оплате услуг (не приложено);

-Доверенность от 06.06.2023.

08.06.2023 состоялось заседание Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 042/05/21-577/2023 в присутствии <...>- представителя ООО «Онлайн-журнал СибДепо» по доверенности от 06.06.2023. На Комиссии Кемеровского УФАС России <...> в устной форме ходатайствовал об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных доказательств по делу.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила удовлетворить данное ходатайство, рассмотрение дела № 042/05/21-577/2023 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 08.06.2023 рассмотрение дела № 042/05/21-577/2023 было отложено на 19.07.2023 на 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена по юридическому адресу ООО «Онлайн-журнал СибДепо» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «15.06.2023 вручение адресату почтальоном» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

19.07.2023 состоялось заседание Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 042/05/21-577/2023 в присутствии <...> - представителя ООО «Онлайн-журнал СибДепо» по доверенности от 06.06.2023, на котором представитель по доверенности <...> предоставил письменные пояснения о производителях пива, крышки которых размещены на фотографии страницы сайта, с приложением скриншотов пивных бутылок данных производителей: Brewlok, Big Village Brewery, Founders, BrewDog, Rogue, De Molen Brouweriy, производящих не только алкогольную, но и безалкогольную продукцию, реклама которой не запрещена. Также представитель <...> пояснил, что наименование рекламодателя имеется в нижней части экрана сайта, скриншот страницы сайта прилагает к данным пояснениям (вх. от 19.07.2023 № 6711/23).

Комиссия Кемеровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Онлайн-журнал СибДепо» пришла к выводу, о том, что скриншоты сайта, предоставленные 19.07.2023 изготовлены позже акта осмотра страницы сайта по адресу: https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html, который был составлен старшим специалистом 1 разряда отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России <...> и начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции <...>, а именно 28.04.2023. На момент составления указанного акта осмотра сайта данная информация о рекламодателе на сайте https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.htm. отсутствовала, что подтверждается скриншотами страницц сайта, приложенными к акту осмотра (имеются в материалах дела).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/21-577/2023 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 19.07.2023 рассмотрение дела № 042/05/21-577/2023 было отложено на 17.08.2023 на 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена по юридическому адресу ООО «Онлайн-журнал СибДепо» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «26.07.2023 вручение адресату почтальоном» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

16.08.2023 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, одним из вопросов обсуждения являлось обсуждение вышеуказанной рекламы.

Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 10 человек) было предложено ответить на вопросы:

1: Что, по Вашему мнению, является в данной рекламе объектом рекламирования?

Результаты опроса:

Фестиваль крафтового пива - 8 чел., алкогольная продукция - 2 чел., безалкогольная продукция - 0 чел., другой вариант - 0 чел.

2: Можно ли ассоциировать данную рекламу только с алкогольной либо безалкогольной продукцией?

Результаты опроса:

Да - 4 чел., нет - 4 чел., другой вариант - 2 чел.

Протокол № 1 заседания Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России от 16.08.2023 размещен на сайте Кемеровского УФАС России.

17.08.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/21-577/2023 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указанного о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На странице сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html размещена информация о проведении фестиваля крафтовой культуры RELOАD CRAFT FEST 2023. Мероприятие состоится в историческом центре, в крафтовом баре. Под одной крышей на фестивале соберутся самые известные пивоварни Сибири, приедут гости из Санкт-Петербурга и Алтая. Многие уже зарекомендовали себя качественными пивными релизами и смелыми экспериментами в области пивоварения. Центральное место фестиваля занимают крафтовые напитки - пиво, сидры и медовухи. На фестивале будут представлены не только известные и зарекомендовавшие себя пивоварни, но и новые для Кемеровских любителей крафта бренды.

Также на данной странице сайта размещена фотография, на которой изображен плакат, в центре которого рука держит алюминиевую банку с надписью RELOUD (в переводе на русский язык «reloud» – «перезагрузить), на верхнем плане надпись крупными буквами BOTTLE & TAP ROOM (в переводе на руcский язык - «бутылка и пивная или таверна»). Справа и слева от плаката в хаотичном порядке размещены крышки от стеклянных пивных бутылок с логотипами пивоварен как российского, так и зарубежного производства:

- Brewlok - Воронежская пивоварня Brewlok Brewery - наименования пива:

Brewlok, «Rusalka», 0.5л, средней крепости - 5%;

Brewlok, «Koshey», 0.5л, крепкое - 7 %;

Брюлок Веневитинская Дева», 0.5 л, крепкое - 6 % и т.д.

- BrewDog - пивоварня - Великобритания - наименование пива:

BrewDog, «Dead Pony Clab» AF, in can, 0.33 л, легкое - 3,8 %;

BrewDog - Elvis Juice, 0.33 л, крепость - 6,5%;

- Rogue - пивоварня США - наименование пива:

Темное пиво Kasteel Rouge Вишневый Темный, 0,5 л, крепость - 7 %;

- Founders - пивоварня США - наименование пива:

Founders, «Solid Gold»Premium Lager, in can, 355 мл, крепость - 4,4 %;

Founders, Breakfast Stout, 355 мл, крепость - 8.3 %;

- De Molen Brouweriy - пивоварня в Нидерландах - наименование пива:

Пиво De Molen «Bloed, Zweet & Tranen», 033 л, крепость - 8,2 %

- Big Village Brewery - пивоварня в Краснодаре - наименование пива:

Big Village, «Imaginarium» IPF, in can, 0,5 л, крепость - 7 %.

В части 4 статьи 2 Закона о рекламе закреплено, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных следует, что в случае размещения фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

В пункте 16 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» алкогольная продукция не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является фестиваль крафтового пива, алкогольная продукция (крафтовое пиво).

Крафтовое пиво – это пиво, которое выпускают небольшие пивоварни производится в ограниченном объеме, имеет непродолжительный срок хранения, так как консерванты не используются, основой данного напитка является вкус, аромат и текстура пива. Довольно часто крафтовое пиво называют эксклюзивное пиво, авторское пиво.

Согласно позиции ФАС России, если распространяется реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой отсутствует указание на средства индивидуализации продукции (товарные знаки), используемые для обозначения алкогольной продукции, однако, указываются на сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции, как напитку, такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Закона о рекламе.

Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 08.10.2012 № 58 разъяснил, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителей ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Аналогичное разъяснение содержится в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», согласно которому информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В пункте 15 данного информационного письма также указано, что для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов, которые использовались при рекламе.

В рассматриваемой рекламе присутствуют слова «крафтовое пиво», вместе с тем отсутствует пиктограмма, указывающая на то, что рекламируемое крафтовое пиво является безалкогольным.

Кроме того, на странице сайта размещена фотография, на которой в хаотичном порядке размещены крышки от стеклянных пивных бутылок как алкогольной, так и безалкогольной продукции с логотипами пивоварен российского и зарубежного производства, а также используемые в наименовании пива (Brewlok, BrewDog, Rogue, Founders, De Molen Brouweriy», Big Village Brewery).

В данном случае с учетом специфики осуществляемой ООО «#Многопива» деятельности по розничной торговле напитками в специализированных магазинах, реализация в баре алкогольных и безалкогольных напитков, и тех изображений крышек с наименованиями пивоварен и пива, следует вывод о принятии рекламораспространителем действий к привлечению внимания к объекту рекламирования, то есть к алкогольной продукции (пиву), которую реализует продавец ООО «#Многопива» в RELOAD BAR, в котором проводился фестиваль крафтового пива.

Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц - посетителей Интернет-страниц, в том числе к представляемой алкогольной продукции (пива), а также на ее выделение среди иной продукции, реализуемой в крафтовом баре. В связи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции (пива) подпадает под признаки рекламы.

Спорная реклама содержит наименования пивоварен, которые в том числе являются частью наименований крафтового пива, что вызывает у потребителей ассоциацию с алкогольной продукцией, а именно с пивом. Таким образом, реклама алкогольной продукции (пива) не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе).

Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой.

Страница сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.htm/ содержит пометку «реклама», но вместе с тем нет указания на рекламодателя, сайт или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункту 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является ООО «Онлайн-журнал Сибдепо».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Онлайн-журнал СибДепо» (юридический адрес: 650000, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, пр. Советский, дом 32, <...>, ОГРН 1124205007630, Дата присвоения ОГРН 03.05.2012, ИНН 4205243266, КПП 420501001), поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе».

  2. Не выдавать обществу с ограниченной ответственностью «Онлайн-журнал СибДепо» (юридический адрес: 650000, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, пр. Советский, дом 32, <...>, ОГРН 1124205007630, Дата присвоения ОГРН 03.05.2012, ИНН 4205243266, КПП 420501001) предписание о прекращении нарушения требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе» в связи с окончанием срока проведения фестиваля крафтовой культуры.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «31» августа 2023 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

<...>

Связанные организации

ООО «Онлайн-журнал СибДепо»
ИНН 4205243266, ОГРН 1124205007630