Письмо №НК/1113/24 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1 о прекращении действий, которые содержат п... от 9 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрация Таштагольского муниципального района


652990, Кемеровская область - Кузбасс,

г. Таштагол, ул. Ленина, д. 60
admtashtagol@mail.ru;

munizt@mail.ru

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«09» февраля 2024 г. Кемерово

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее — Кемеровское УФАС России) в соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также поручением ФАС России от 03.11.2023 № СП/92171-ПР/23 осуществляется контроль за созданием на территории Кемеровской области - Кузбасса унитарных предприятий и соблюдением запрета на осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках, установленного в части 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России было установлено следующее:

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 23.11.2023 создано МКП «ЭкоСтандарт» (ИНН 4214044468), учредителем которого является администрация Таштагольского муниципального района Кемеровской области — Кузбасса.

Постановлением Администрации Таштагольского муниципального района от 07.11.2023 № 1203-п утвержден устав МКП «ЭкоСтандарт» (далее - Устав).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава предприятие создано в целях организации в границах поселений Таштагольского муниципального района водоотведения населения и хозяйствующих субъектов в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 Устава, а также выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МКП «ЭкоСтандарт» является «Сбор и обработка сточных вод» (ОКВЭД 37.00). Дополнительных видов деятельности не установлено.

Согласно информации, представленной Комитетом по управлению муниципальным имущесвом Таштагольского муниципального района (далее — КУМИ Таштагольского муниципального района), муниципальное имущество на праве оперативного управления за МКП «ЭкоСтандарт» КУМИ Таштагольского муниципального района не закреплял, поэтому деятельность по водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры МКП «ЭкоСтандарт» в настоящее время не осуществляется.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Пункт 4 статьи 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях устанавливает случаи, когда могут быть созданы унитарные предприятия.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (вступил в законную силу 08.01.2020) Закон о защите конкуренции дополнен статьей 35.1 «Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках». Частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2023 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) установлен запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно части 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что с 08.01.2020 действует общий запрет на создание унитарных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных в части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях установлено, что настоящим законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в следующих сферах: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

При этом хозяйствующий субъект может быть отнесен к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях при соблюдении двух основных условий:

1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

С учетом установленных Кемеровским УФАС России и описанных выше обстоятельств МКП «ЭкоСтандарт» не может быть отнесено к субъектам естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 35.4 Закона о защите конкуренции унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 данного Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта «д» пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

Таким образом, в действиях Администрации Таштагольского муниципального района, выразившихся в создании МКП «ЭкоСтандарт» в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, усматриваются признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Администрации Таштагольского муниципального района признаков нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения требований антимонопольного законодательства и необходимости совершения действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно действий по ликвидации МКП «ЭкоСтандарт» Таштагольского муниципального района (ИНН 4214044468) в срок до 26.04.2024 года.


 

О выполнении предупреждения сообщить в Кемеровское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.


 

Руководитель управления

<...>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны