Решение №08/2230 по жалобе от 1 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Тайгинского городского округа

652401, Кемеровская область-Кузбасс, г.Тайга, ул. 40 лет Октября, 23

uzhkidh@mail.ru

 

 

Заявитель:

ИП <...>

 

 

РЕШЕНИЕ

«01» апреля 2022 года                                                       г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «29» марта 2022г.

Решение изготовлено в полном объеме «01» апреля 2022г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии:

 

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

 

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

рассмотрев  дело № 042/06/33-351/2022, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Тайгинского городского округа требований  ФЗ № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона № 0139300018722000006 «Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга, ул. Чкалова», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

24.03.2022г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (вх. № 1679Э от 24.03.2022) (далее – Заявитель) на действия заказчика – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Тайгинского городского округа, нарушающего, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона№ 0139300018722000006 «Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга, ул. Чкалова».

По мнению заявителя, описание объекта закупки с требованиями к участникам закупки противоречит требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

16.03.2022г. в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком – Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Тайгинского городского округа было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0139300018722000006 «Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга, ул. Чкалова».

Начальная максимальная цена контракта – 32 400 365,00 рублей.

Довод заявителя ИП <...> о том, что в извещении заказчиком не установлено требование о предоставлении участниками закупки выписки СРО, признан Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованным на основании следующего:

Согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе заказчик установил:

Для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке (кроме документов и информации, предусмотренных подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), и направляемых по состоянию на дату и время их направления оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой должна содержать информацию и документы:

1. В отношении объекта закупки:

Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на выполнение работы на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

2. Информацию и документы об участнике закупки:

2.1. Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2* и 3** части 3 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

*фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);

**наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:

а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ. Под такими участниками (членами) для целей Федерального закона № 44-ФЗ понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредителей унитарного юридического лица;

2.2. Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

2.3. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: не предусмотрено.

2.4. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ;

2.5. Реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК  работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что исходя из перечня работ, поименованных в  Приложении к описанию объекта закупки (техническом задании), необходимо выполнить работы по устройству вентилируемых фасадов без теплоизоляционного слоя (замена деформированных, отсутствующих, поврежденных металлокассет), следовательно, производится частичное восстановление потерявших в процессе эксплуатации фасадных вентилируемых частей многоквартирного дома.

Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

На основании Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

   В описание объекта закупки включены следующие виды работ: устройство тротуара, поднятие продольного профиля улицы, укладка бортового камня по краю проезжей части и тротуара, устройство съездов к жилым домам, устройство заездных карманов с установкой автопавильонов, устройство ливневой канализации, устройство новой дорожной одежды и усиление существующей дорожной одежды, установка дорожных знаков, нанесение дорожной разметки.

   В соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» вышеуказанные виды работ проводятся при капитальном ремонте автомобильных дорог (пп. «г» п. 4 ч. 3, пп. «и» п. 1 ч. 4, пп. «а», «б», «г», «д» п. 2 ч. 4, пп. «б», «в», «з» п. 4 ч. 4 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, работы, предусмотренные техническим заданием относятся к работам капитального характера.

Поскольку заказчиком не установлено требование о предоставлении участниками выписки СРО в составе заявки, нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ.

Вместе с тем заявитель - ИП <...> не мог принимать участие в электронном аукционе № 0139300018722000006 «Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга, ул. Чкалова» с учетом отсутствия сведений об индивидуальном предпринимателе в реестре членов СРО.

В связи с вышеизложенным права и законные интересы ИП <...>. при проведении спорной закупки нарушены быть не могут.

Кроме того, комиссией заказчика при рассмотрении двух заявок, поступивших в рамках спорного аукциона, учитывались общие требования пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и оценивался факт наличия членства СРО у лиц, подавших заявки.

Также заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, установленные позицией 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями пункта 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление № 2571):

18. Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом обжалуемой закупки является «Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга,  ул. Чкалова».

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации

В соответствии со статьей 3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, о чем указано в пункте 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах.

Пункт 10 стати 3 Закона об автомобильных дорогах закрепило понятие капитального ремонта дорог - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

При этом пунктом 17 Постановления № 2571 установлено, что в случае осуществления закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги заказчик устанавливает следующие дополнительные требования:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

Таким образом, пункт 17 Постановления № 2571 предусматривает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что закрепление в извещении дополнительных требований в соответствии с п. 18 Постановления  № 2571 неправомерно, с учетом объекта закупки заказчику необходимо было установить дополнительные требования согласно п. 17 Постановления № 2571, следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение положений части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Доказательств того, что само по себе установление заказчиком дополнительных требований в соответствии с п. 18 Постановления № 2571, вместо п. 17 Постановления № 2571 нарушило чьи-то (в том числе заявителя -  ИП <...>) права и законные интересы или повлияло на результаты закупки № 0139300018722000006, заявителем в материалы дела не представлено.

 Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <...>. на действия заказчика – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Тайгинского городского округа при проведении электронного аукциона № 0139300018722000006 «Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Тайга,  ул. Чкалова»  обоснованной.

2. Признать заказчика – Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Тайгинского городского округа нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 042/06/33-351/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.   

 

Председатель комиссии:                                                                                          

Члены  комиссии:                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны