Решение №03/4363 по жалобе от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику (организатору торгов)

ООО «КузнецкТеплоСбыт»

<...>

 

Заявителю –

ООО «А.Сторм-Безопасность Бизнеса»

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-782/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» июля 2022                                г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «05» июля 2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждения порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

 

Членов комиссии:

 

 

в присутствии представителей: ООО «А.Сторм» и ООО «КузнецкТеплоСбыт»,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «А.Сторм-Безопасность Бизнеса» (121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 31/29, помещение VI, комната 3, ИНН: 7704724468) (далее – Заявитель, ООО «А.Сторм») и материалы по жалобе № 042/07/3-782/2022,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «А.Сторм» от 23.06.2022 исх. б/н (вх. № 3697э от 23.06.2022) на действия заказчика (организатора торгов) Общества с ограниченной ответственностью «КузнецкТеплоСбыт» ИНН 4217146884 (далее – Заказчик, ООО «КузнецктеплоСбыт») при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по организации комплекса мероприятий, направленных на взыскание задолженности потребителей-физических лиц за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения перед ООО «КузнецкТеплоСбыт», Извещение № 32211452927 (далее – Закупка), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС) и на электронной торговой площадке https://www.tektorg.ru/ (Извещение № ЗП206444).

По мнению Заявителя, Заказчик предъявил к Заявителю требования, не предусмотренные документацией о закупке, тем самым нарушил ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), следовательно, необоснованно отклонил заявку ООО «А.Сторм».

Уведомлением от 24.06.2022 №03/4201 рассмотрение жалобы ООО «А.Сторм» было назначено на 01.07.2022. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заказчика и Заявителя.

01.07.2022 представитель Заявителя просил признать жалобу № 042/07/3-782/2022 обоснованной и выдать предписание об отмене протокола. Представитель Заказчика просил признать жалобу не обоснованной, направив возражения исх. №757 от 27.06.2022.

01.07.2022 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-782/2022 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ООО «КузнецкТеплоСбыт», утвержденным Общим собранием участников ООО «КузнецкТеплоСбыт» от 29.04.2022 (далее – Положение о закупке), размещенным в ЕИС. 

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к участникам такой закупки (п. 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 14).

07.06.2022 Заказчик в ЕИС было размещено извещение № 32211452927 и документация по проведению запроса предложений на Право заключения договора на оказание услуг по взысканию задолженности потребителей-физических лиц за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения (далее - Документация).

В разделе 1 Документации определены термины и определения, так Документация по проведению запроса предложений – комплект документов, содержащий всю необходимую и достаточную информацию о предмете закупки и условиях ее проведения.

В разделе 3 Документации указаны общие требования к участникам закупки, в т.ч.  соответствие участника закупки требованиям документации о закупке, а также основания не допуска лиц, указанных в п. 3.1. в следующих случаях:

- непредставление документов и информации, предусмотренной документацией о закупке, или представление недостоверной информации;

- несоответствие документов и информации требованиям, установленным документацией о закупке;

- несоответствие заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке;

- несоответствие участника закупки требованиям (или одному из требований), установленным документацией о закупке;

- непоступление до дня рассмотрения заявок на участие в закупке на счет, который указан заказчиком в документации о закупке, денежных средств в качестве обеспечения заявки в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (п. 3.3.5 раздела 3 Документации).

14.06.2022 ООО «А.Сторм» подало заявку о подаче предложения (форма 1) (исх. № 14/06/2022-2) с согласием на участие в открытом запросе предложений и заключением договора на общую сумму 3 939 166,67 руб.

Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам ООО «КузнецкТеплоСбыт» от 16.06.2022 поступило 2 заявки: ООО «Агентство Региональная организация по сбору долгов» и ООО «А.Сторм».

ООО «Агентство Региональная организация по сбору долгов» (участник №1) допущен к процедуре оценки, ООО «А.Сторм» (участник №2) отклонен по п. 3.3.5 Документации, за несоответствие заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки.

ООО «А.Сторм-Безопасность» в первой части заявки предоставило информацию об организационно - правовой форме, о фирменном наименовании, о месте нахождения заявителя.

Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам ООО «КузнецкТеплоСбыт» от 17.06.2022 в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок допущена только одна заявка, закупка признана несостоявшейся и принято решение заключить договор с ООО «Агентство Региональная организация по сбору долгов».

С целью получения подробной информации о причинах недопуска ООО «А.Сторм» к участию в процедуре ЗП206444, в адрес ООО «КузнецкТеплоСбыт» было направлено письмо № 17/06/2022-1 от 17.06.2022.

В ответ ООО «КузнецкТеплоСбыт» направило письмо № 728 от 20.06.2022, где указало, что причиной отклонения является содержание в первой части заявки ООО «А.Сторм» сведений об участнике.

Согласно пояснениям Заказчика, общество при отклонении предложения Заявителя руководствовалось ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, согласно которому в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Пунктом 10.1.15 Положения установлено, что первая часть заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями, определенными в документации об открытом запросе предложений в электронной форме.

Согласно п. 10.1.16 Положения вторая часть заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения об участнике, подавшем заявку, информацию о его соответствии требованиям (в случае если они установлены в документации об открытом запросе предложений в электронной форме) и об иных условиях исполнения договора, предусмотренных документацией.

Частью 6 ст. 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Разделом 4 Документации установлены требования к содержанию и оформлению заявок участника закупки.

В соответствии с п. 4.1.2. Документации требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в открытом запросе предложений в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки, указываются в документации об открытом запросе предложений в электронной форме.

Согласно п. 4.3.4. документации участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, указанной в извещении о проведении открытого запроса предложений в электронной форме и документации об открытом запросе предложений в электронной форме, направляет оператору электронной площадки, на которой проводится открытый запрос предложений в электронной форме, заявку на участие в открытом запросе предложений в электронной форме, состоящую из первой части заявки, ценового предложения и второй части, в сроки, установленные для подачи заявок в извещении и документации.

Пунктом 5.1 раздела 5 Документации установлено, что для участия в запросе предложений претендент должен подать заявку на участие в запросе предложений по форме и в порядке, установленном ЭТП (https://www.tektorg.ru/) и разделом 4 «Требования к содержанию и оформлению заявок участника закупки».

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В пункте 16 раздела 7 Документации «Информационная карта запроса предложений» указан следующий состав предложения и порядок размещения документов в составе Предложения:

  1. заявка о подаче Предложения по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (раздел 8, Форма 1);
  2. анкета (раздел 8, Форма 2);
  3. доверенность (раздел 8, Форма 2.1);
  4. предложение о цене договора (раздел 8, Форма 3);
  5. декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к среднему и малому предпринимательству (раздел 6, Форма 4);
  6. Согласие на обработку персональных данных (раздел 8, Форма 5)
  7. документы, указанные в пункте 4.2 настоящей документации;
  8. копии бухгалтерской отчетности за истекший расчетный год и за последний отчетный период текущего года: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках;
  9. копии свидетельства (лицензии и т.п.), удостоверяющие право участника процедуры осуществлять деятельность по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, закупка которых осуществляется посредством проведения процедуры запроса предложений, заверенную надлежащим образом;
  10. проект договора, заполненный в соответствии с требованиями и условиями настоящей документации путем включения существенных условий исполнения договора
  11. документы, подтверждающие наличие в штате сотрудников, отвечающих требованиям п. 1
  12. Документы, подтверждающие опыт работы в данной сфере не менее 5 лет:

- выписка ЕГРЮЛ;

- копия Устава;

- штатное расписание (подтверждение количества штатных сотрудников)

- копии приказов о приеме на работу (подтверждение опыта работы сотрудников)

- характеристики со стороны организаций, с которыми были взаимодействия в рамках взыскания дебиторской задолженности.

- эффективность исполнения поручения (проведение взысканий) по аналогичным Договорам (процент взыскания не менее 30% от суммы переданной в работу – оценивается на основании отзывов и рекомендаций контрагентов, с которыми у Претендента были ранее заключены договоры).

Участник процедуры закупки вправе приложить к Предложению иные документы, которые, по мнению участника процедуры закупки, подтверждают соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.

Все указанные документы прилагаются участником процедуры закупки к Предложению.

В разделе 8 Документации Заказчиком разработаны образцы форм основных документов, включаемые в предложение.

В утвержденной Форме 1 раздела 8 Документации указано, что заявка оформляется на фирменном бланке участника процедуры закупки. При этом не указано, что данная заявка относится ко второй части заявки.

Более того, в извещении и документации, утвержденной Заказчиком отсутствуют требования о том, что заявка на участие в закупке должна состоять из двух частей и ценового предложения, и не обозначены требования к оформлению и составу документов отдельными частями.

Таким образом, Заказчик при утверждении извещения и документации ввел в заблуждение участников закупки относительно формы и содержания направления предложения, что привело к необоснованному отклонению заявки Заявителя.

Законом о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено и материалами жалобы № 042/07/3-782/2022 подтверждается, что документация о проведении закупки не содержит в себе четких, ясных и максимально прозрачных требований к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, во избежание двоякого, различного толкования документации о закупке.

Наличие в документации пробелов или противоречий должно исключать последующую возможность отклонения заявок.

Обратное же будет противоречить не только требованиям Закона о закупках и не соответствовать балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдении которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ст. 10 ГК РФ), поскольку оставит разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика, который получив возможность отклонять заявки в связи с их несоответствием одним требованиям документации и закона при одновременном соответствии другим.

В связи с чем, комиссией по закупкам ООО «КузнецкТеплоСбыт» неправомерно принято решение об отклонении заявки ООО «А.Сторм», чем нарушены требования ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, а именно предъявления требований, не указанных в документации о закупке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя в части неправомерного отклонения заявки ООО «А.Сторм» обоснованной.

Решая вопрос о выдачи ООО «КузнецкТеплоСбыт» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения запроса предложений, в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 31 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым в целях устранения нарушения порядка организации и проведения торгов выдать ООО «КузнецкТеплоСбыт» предписание об аннулировании закупки.

По сведениям ООО «КузнецкТеплоСбыт» договор по организации комплекса мероприятий, направленных на взыскание задолженности потребителей-физических лиц за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения перед ООО «КузнецкТеплоСбыт» не заключен.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «А.Сторм» на действия заказчика ООО «КузнецкТеплосбыт» при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по организации комплекса мероприятий, направленных на взыскание задолженности потребителей-физических лиц за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения перед ООО «КузнецкТеплоСбыт», Извещение № 32211452927, обоснованной.

2. Признать комиссию заказчика ООО «КузнецкТеплоСбыт» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, по организации комплекса мероприятий, направленных на взыскание задолженности потребителей-физических лиц за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения перед ООО «КузнецкТеплоСбыт», Извещение № 32211452927, нарушившей ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

3. В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать ООО «КузнецкТеплоСбыт» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках, путем аннулирования Закупки.

4. Передать материалы жалобы № 042/07/3-782/2022 должностному лицу Кемеровского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель комиссии:

 

                 

 

Члены комиссии

                 

 

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны