Решение б/н по делу от 20 апреля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20» апреля 2017 г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «11» апреля 2017 г.

Решение в полном объеме изготовлено «20» апреля 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель руководителя;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела судебной и правовой работы;

 

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.       

При участии:

- <…> – представителя автономного учреждения Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства»;

- индивидуального предпринимателя <…>;

рассмотрев материалы дела № 41/А-16-2016, возбужденного по признакам нарушения автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства», индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Яшкинский лесхоз», ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,    

 

установила:

 

По результатам рассмотрения поручения прокуратуры Кемеровской области приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 05.10.2016 г. №№ 134, 135, 136, 137, 138 были возбуждены дела №№ 41/А-16-2016, 42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016 по признакам нарушения автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства», ООО «Яшкинский лесхоз», ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области  без проведения торгов.

            Определением от 07.10.2016 г. дело № 41/А-16-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 21.11.2016 на 11 часов 00 минут, дело № 42/А-16-2016 на 01.11.2016 г. на 10 часов 00 минут, дело № 43/А-16-2016 на 21.11.2011 г. на 11 часов 30 минут, дело № 44/А-16-2016 на 25.11.2016 г. на 10 часов 00 минут, дело  № 45/А-16-2016 на 25.11.2016 г. на 10 часов 30 минут.

На заседаниях комиссии, состоявшихся 01.11.2016 г., 21.11.2016 г., 25.11.2016 г. комиссией Кемеровского УФАС России рассмотрение дел №№ 41/А-16-2016, 42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016, возбужденных по признакам нарушения автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства», ООО «Яшкинский лесхоз», ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-15275/2016, имеющего значение для рассмотрения дел №№ 41/А-16-2016, 42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016 о нарушении антимонопольного законодательства.

Вышеуказанный судебный акт вступил в законную силу 08.12.2016 г.

Определениями от 25.01.2017 г. рассмотрение дел №№ 41/А-16-2016, 42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016 было возобновлено. Рассмотрение вышеуказанных дел назначено на 09.03.2017 г. на 14-00.

06.02.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России, учитывая, что дела №№ 41/А-16-2016, 42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016 являются однородными, в ходе их рассмотрения исследуются одни и те же обстоятельства и доказательства, объединение данных дел будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению, определением от 06.02.2017 г. № 11/1090 дела  №№ 41/А-16-2016, 42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016 были объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер <...> /А-16-2016 (№№41/А-16-2016,  42/А-16-2016, 43/А-16-2016, 44/А-16-2016, 45/А-16-2016). 

Рассмотрение дела № 41/А-16-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было  назначено к рассмотрению на 09 марта 2017 г. на 14 часов 00 минут.

09.03.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России был объявлен перерыв до 15.03.2017 г. до 14 часов 30 минут в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела № 41/А-16-2016.

На заседании комиссии, состоявшемся 15.03.2017, Комиссия Кемеровского УФАС России, учитывая, что  в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Учитывая изложенное, 15.03.2017 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России принято решение о направлении сторонам заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 15.03.2017 г. дело № 41/А-16-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 11.04.2017 г. на 11 часов 00 минут.

21.03.2017 г. лицам, участвующим в деле № 41/А-16-2016, было направлено заключение об обстоятельствах данного дела.

В срок до 11.04.2017 г. от лиц, участвующих в деле № 41/А-16-2016, в Комиссию не представлены пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела.    

Присутствующие 11.04.2017 г. на заседании Комиссии представитель автономного учреждения Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства», индивидуальный предприниматель <...> по существу пояснений не давали.  

Изучив материалы дела № 41/А-16-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2272 для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 4 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровского лесничества Кемеровской области на 2016 год, включающее, в том числе работы по охране лесов от пожаров - устройству противопожарных минерализованных полос, уходу за ними, культивации; воспроизводству лесов и лесоразведению - подготовке почвы под лесные культуры, уходу за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2273 для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 5 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Крапивинского лесничества Кемеровской области на 2016 год, включающее, в том числе работы по охране лесов от пожаров - устройству противопожарных минерализованных полос, уходу за ними, культивации; воспроизводству лесов и лесоразведению - подготовке почвы под лесные культуры, уходу за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области  от 28.12.2015 № 01-06/2274 для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 6 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кузедеевского лесничества Кемеровской области на 2016 год, включающее, в том числе работы по охране лесов от пожаров - устройству противопожарных минерализованных полос, уходу за ними, культивации; воспроизводству лесов и лесоразведению - подготовке почвы под лесные культуры, уходу за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2280 для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 12 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Промышленновского лесничества Кемеровской области на 2016 год, включающее, в том числе работы по  охране лесов от пожаров - устройству противопожарных минерализованных полос, уходу за ними, культивации; воспроизводству лесов и лесоразведению - подготовке почвы под лесные культуры, уходу за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2285 для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 17 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Юргинского лесничества Кемеровской области на 2016 год, включающее, в том числе работы по охране лесов от пожаров - устройству противопожарных минерализованных полос, уходу за ними, культивации; воспроизводству лесов и лесоразведению - подготовке почвы под лесные культуры, уходу за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

Приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2287 для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 19 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Яшкинского лесничества Кемеровской области на 2016 год, включающее, в том числе работы по охране лесов от пожаров - устройству противопожарных минерализованных полос, уходу за ними, культивации; воспроизводству лесов и лесоразведению - подготовке почвы под лесные культуры, уходу за лесами (рубка деревьев, омоложение кустарников).

31.12.2015 г. между департаментом лесного комплекса Кемеровской области и АУ КО «Комитет лесного хозяйства» было заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Согласно пункту 1 указанного выше соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление департаментом лесного комплекса Кемеровской области субсидий из областного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Пунктом 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что финансирование выполнения государственного задания осуществляется в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

22.08.2016 г. дополнительным соглашением № 3 в Соглашение от 31.12.2015 № 3 внесены изменения, а именно график перечисления субсидий изложен в новой редакции.

Пунктом 2 вышеуказанного дополнительного соглашения предусмотрено, что настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и является неотъемлемой частью Соглашения от 31.12.2015 № 3.

Согласно графику перечисления субсидий, являющимся неотъемлемой частью Соглашения от 22.08.2016 № 3, сумма субсидий на 2016 составила:

- Кемеровское лесничество – 3 656 842 руб.

- Крапивинское лесничество – 2 795 558 руб.

- Промышленновское лесничество – 2 001 908 руб.

- Юргинское лесничество – 2 755 460 руб.

- Яшкинское лесничество – 3 860 042 руб.

- Кузедеевское лесничество – 2 130 361 руб.

Установлено, что 14.04.2016, 25.04.2016 руководствуясь государственным заданием № 4 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровского лесничества Кемеровской области, на 2016 год, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2272, между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса» были заключены:

 - договор № 4/1 на выполнение работ по тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Кемеровском лесничестве Кемеровской области.     

Согласно данному договору ООО «Сибирские леса» обязуется выполнить работы по тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Кемеровском лесничестве Кемеровской области, и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Стоимость работ по настоящему договору составляет 402 052,50 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

- договор № 4/3 на выполнение работ по воспроизводству лесов в Кемеровском лесничестве Кемеровской области.     

Согласно данному договору ООО «Сибирские леса» обязуется выполнить работы по воспроизводству лесов в Кемеровском лесничестве Кемеровской области, и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 1 274 682,70, руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

 

Также установлено, что 14.04.2016 руководствуясь государственным заданием № 4 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровского лесничества Кемеровской области, на 2016 год, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2272, между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и индивидуальным предпринимателем <…> был заключен:

- договор № 4/2 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области.     

    Согласно данному договору индивидуальный предприниматель <…> обязуется выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области, и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 77 118,80 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

 

Установлено, что 25.04.2016, руководствуясь государственным заданием № 12 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Промышленновского лесничества Кемеровской области на 2016 год, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2280, между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и индивидуальным предпринимателем <…> были заключены:

- договор № 12/1 на выполнение работ по осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Промышленновском лесничестве Кемеровской области.     

Согласно данному договору индивидуальный предприниматель <…> обязуется выполнить работы по осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Промышленновском лесничестве Кемеровской области и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 128 700 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

- договор № 12/2 на выполнение работ по воспроизводству лесов в Промышленновском лесничестве Кемеровской области.      

Согласно данному договору индивидуальный предприниматель <…> обязуется выполнить работы по осуществлению работ по воспроизводству лесов в Промышленновском лесничестве Кемеровской области и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 529 475,40 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

Также установлено, что 25.04.2016, руководствуясь государственным заданием № 17 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Юргинского лесничества Кемеровской области, на 2016 год, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2285, между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Юргинский лесхоз» были заключены:

- договор № 17/1 на выполнение работ по осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Юргинском лесничестве Кемеровской области.     

Согласно данному договору ООО «Юргинский лесхоз» обязуется выполнить работы по осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Юргинском лесничестве Кемеровской области и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 237 900 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

- договор № 17/2 на выполнение работ по воспроизводству лесов в Юргинском лесничестве Кемеровской области.

Согласно данному договору ООО «Юргинский лесхоз» обязуется выполнить работы по воспроизводству лесов в Юргинском лесничестве Кемеровской области, и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 822 420 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

 

Установлено, что 12.04.2016 руководствуясь государственным заданием № 19 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Яшкинского лесничества Кемеровской области на 2016 год, утвержденного приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области от 28.12.2015 № 01-06/2287, между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Яшкинский лесхоз» были заключены:

- договор № 19/1 на выполнение работ по тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Яшкинском лесничестве Кемеровской области.     

Согласно данному договору ООО «Яшкинский лесхоз» обязуется выполнить работы по тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в Яшкинском лесничестве Кемеровской области, и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 269 370 руб. Срок действия договора до 15.12.2016.

- договор № 19/2 на выполнение работ по воспроизводству лесов в Яшкинском лесничестве Кемеровской области.

Согласно данному договору ООО «Яшкинский лесхоз» обязуется выполнить работы по воспроизводству лесов в Яшкинском лесничестве Кемеровской области, и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором

Стоимость работ по настоящему договору составляет 1 328 668 руб. Срок действия договора до 30.06.2016.

Торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводились.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» работы, указанные в государственных заданиях, не выполнялись самостоятельно, а заключались соответствующие договоры с выбранными им хозяйствующими субъектами.

Денежные средства, предоставленные государственными заданиями, направлялись на оплату работ для государственных нужд.       

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – ФЗ № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно пункту 7 статьи 2 ФЗ № 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 1 статьи 3 ФЗ № 174-ФЗ).

Статьей 4 ФЗ № 174-ФЗ предусмотрено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (часть 2). Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1).

Финансовое обеспечение, указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности, осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 ФЗ № 174-ФЗ).

Согласно пункту 2.1 Устава АУ КО «Комитет лесного хозяйства» целью деятельности учреждения является обеспечение в пределах своей компетенции пожарной безопасности в лесах. Основные виды деятельности Учреждения предусмотрены в разделе 2.2 Устава.

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Из изложенного следует, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам - поставщикам работ, услуг) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти (органами местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции,  согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком,  исполнителем).

В соответствии со статьей 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – конкурсы, аукционы или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в силу части 5 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ, под государственным заказчиком понимается государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В нарушение требований статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации АУ КО «Комитет лесного хозяйства» не приступило к исполнению утвержденного для него государственного задания, а привлекло для этой цели на договорной основе ООО «Сибирские леса», индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз».

При этом уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации подрядчик, посредством процедур, предусмотренных статьей 24 Закона № 44-ФЗ, не определялся, поставщики работ (ООО «Сибирские леса», индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз») определены АУ КО «Комитет лесного хозяйства» самостоятельно.

АУ КО «Комитет лесного хозяйства» в нарушение действующего законодательства, а именно статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществила выбор исполнителя государственных услуг, - услуг по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, без проведения торгов, тем самым предоставив хозяйствующим субъектам ООО «Сибирские леса», индивидуальному предпринимателю <…>, индивидуальному предпринимателю <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз» преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам.

Непроведение торгов, в случае, когда необходимость их проведения предусмотрена законодательством, непосредственно оказывает влияние на конкуренцию, поскольку не позволяет установить всех потенциальных участников рынка, желающих получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанные в договорах на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, заключенных между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующими хозяйствующими субъектами - ООО «Сибирские леса», индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз» обязательства сторон направлены на минимизацию рисков вышеуказанных хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением данными хозяйствующими субъектами своей деятельности.

Реализация договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области может привести к созданию благоприятных условий деятельности для ООО «Сибирские леса», индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», которые заключили данные договоры, по сравнению с их конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Ограничение конкуренции согласованными действиями АУ КО «Комитет лесного хозяйства» со следующими хозяйствующими субъектами - ООО «Сибирские леса», индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», которые в 2016 заключили договоры на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, выразилось в следующем:

ООО «Сибирские леса», индивидуальный предприниматель <…>, индивидуальный предприниматель <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», которые заключили соответствующие договоры, получили преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке.

Кроме того, ограничение конкуренции посредством заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» без проведения торгов со следующими хозяйствующими субъектами - ООО «Сибирские леса», индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз» договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области может выразиться в следующем:

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, с которыми не заключены соответствующие договоры на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, могут оказаться в заведомо менее выгодном (неконкурентноспособном) положении по сравнению с ООО «Сибирские леса», индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», с которыми заключены указанные договоры, и в последствии получили приоритетное оказание услуг по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области.

Привлечение АУ КО «Комитет лесного хозяйства» следующих хозяйствующих субъектов - ООО «Сибирские леса», индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз» к выполнению государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета Кемеровской области, без проведения торгов, свидетельствует о предоставлении последним преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), вступает в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также то, что обязательства АУ КО «Комитет лесного хозяйства», ООО «Сибирские леса», индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз» по заключенным в 2016 договорам на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области исполнены в полном объеме, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать автономное учреждение Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Признать ООО «Сибирские леса» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            3. Признать индивидуального предпринимателя <…> нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            4. Признать индивидуального предпринимателя <…>нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            5. Признать ООО «Юргинский лесхоз» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            6. Признать ООО «Яшкинский лесхоз» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                                        <…>

 

                                                                                                      <…>

                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны