Решение №03/9292 по жалобе от 23 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-607/2021

Резолютивная часть решения оглашена «09» сентября 2021 г.                               г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «23» сентября 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: <…> ;

Членов Комиссии:           <…>,

в присутствии:

представителей по доверенностям ООО «Ресурс-Гарант», а также представителей <…>,

рассмотрев дело № 042/01/10-607/2021, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Гарант» (652210, Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский район, пгт. Тисуль, пер. Весенний, 6; ОГРН 1134213000130; ИНН/КПП 4213010240/421301001, дата регистрации юридического лица 21.03.2013) (далее –  ООО «Ресурс – Гарант») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения заявления <…> (вх. №140 от 15.01.2021) о наличии в действиях ООО «Ресурс – Гарант» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом  Кемеровского УФАС России от 15.04.2021 № 74 возбуждено дело № 042/01/10-607/2021 по признакам нарушения ООО «Ресурс – Гарант» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя в административных границах Тисульского городского поселения, в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на тепловую энергию (мощность) теплоноситель, путем  предъявления к оплате <…> счетов-фактур с указанием всего объема тепловой энергии, потребленного зданием, расположенным по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, пгт. Тисуль, ул. Ленина, 51, а также в неправомерном отказе от принятия узла учета тепловой энергии, расположенного по вышеуказанному адресу, результатом которых явилось ущемление интересов <…>.

Определением от 22.04.2021 (исх. № 03/3916) рассмотрение дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 25.05.2021.

25.05.2021 Комиссия, заслушав представителей заявителя и ответчика, пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-607/2021 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 25.05.2021 (исх. № 03/5226 от 27.05.2021) рассмотрение дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 13.07.2021.

До рассмотрения дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в Кемеровское УФАС России поступили дополнительные сведения и документы от <…> (вх. №4392э от 18.06.2021) и ООО «Ресурс – Гарант» (вх. № 2824 от 23.06.2021).

На заседании, состоявшемся 13.07.2021 Комиссия, заслушав представителей заявителя и ответчика, пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-607/2021 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 13.07.2021 (исх. № 03/7118 от 15.07.2021) рассмотрение дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 03.08.2021.

До рассмотрения дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в Кемеровское УФАС России поступили дополнительные сведения и документы ООО «Ресурс – Гарант» (вх. № 5362э от 29.07.2021).

На заседании Комиссии, состоявшемся 03.08.2021, Комиссия, заслушав представителей ООО «Ресурс – Гарант» и <…> установила необходимость истребования дополнительных доказательств.

Определением от 03.08.2021 (исх. № 03/7676 от 04.08.2021) рассмотрение дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 07.09.2021 в 11 часов 00 минут.

31.08.2021 в Кемеровское УФАС России поступили письменные пояснения и документы от <…> по делу № 042/01/10-607/2021 (вх. № 6114э).

07.09.2021 на рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи с участием представителей ООО «Ресурс – Гарант» и в присутствии представителей <…>, Комиссия объявила перерыв в рассмотрении дела № 042/01/10-607/2021 до 09.09.2021 (письмо исх. №03/8787).

09.09.2021 на рассмотрение дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовали защитники ООО «Ресурс – Гарант», а также представители <…>.

Защитники ООО «Ресурс - Гарант» настаивали на отсутствии в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, просили учесть все пояснения, документы, направленные в материалы настоящего дела.

Представители <…> поддержали доводы, изложенные в заявлении.

Изучив материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

16.12.2019 в адрес ООО «Ресурс - Гарант» <…> направлено заявление о заключении договора на услугу теплоснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: пгт. Тисуль, ул. Ленина, 51, с приложением необходимых документов.

По данному адресу находится трехэтажное здание, с множеством помещений, имеющих разных собственников. <…>, является одним из собственников помещений, общая площадь которых составляет 600,5 кв. м. (49,2% от общей площади здания).

Представителем собственника по всем вопросам, связанным данной собственностью является <…>, действующий на основании доверенности от 19.11.2019, выданной нотариусом нотариального округа Санкт-Петербург.

В свою очередь, ООО «Ресурс - Гарант» представило <…> проект договора на оказание услуг по теплоснабжению от 16.12.2019 (далее – проект договора).

В соответствии с пунктом 1.2 предложенного договора при отсутствии в точке учета тепловой энергии приборов учета, неисправности приборов учета, истечения сроков проверки более 15 суток, определение количества тепловой энергии определяется расчетным способом (Приложение №1 к проекту договора) и основывается на перерасчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.

Пунктом 1.3. проекта договора предусмотрено, что базовый показатель тепловой нагрузки составляет 0,0757 Гкал/час.

Согласно пункту 1.4 проекта договора договорной объем тепловой энергии составляет 193,35 Гкал/год.

На основании пункта 3.4 проекта договора теплоснабжающая организация имеет право прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя в порядке и в случаях, установленных в разделе 5 настоящего договора, при этом реализация данного правомочия не может рассматриваться как нарушение со стороны теплоснабжающей организации принятых на себя обязательств в соответствии с настоящим договором.

  Ориентировочная цена договора составляет 641 102,65 (шестьсот сорок одна тысяча сто два рубля 65 копеек) рубля с учетом НДС, согласно договорного расчета (Приложение №1).

17.12.2019 <…> направил в адрес ООО «Ресурс - Гарант» протокол разногласий к вышеуказанному договору, с предложением внести следующие изменения в пункты договора:

1.2 Договорной объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя определяется исходя из заявленного Абонентом объема и пропускной способности трубопровода тепловой сети (Приложение №1 к настоящему договору).

1.3 базовый показатель тепловой нагрузки составляет 0,0457 Гкал/час.

1.4 договорной объем тепловой энергии составляет 116,666 Гкал/год.

1.9 исключить.

3.4 слова, «при этом реализация данного правомочия не может рассматриваться как нарушение со стороны теплоснабжающей организации принятых на себя обязательств в соответствии с настоящим договором», исключить.

7.2. Ориентировочная цена договора составляет 386 834,45 (триста восемьдесят шесть тысяч восемьсот тридцать семь) рублей с учетом НДС, согласно договорному расчету (Приложение №1).

По сведениям, представленным <…> в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №1170 от 18.03.2021), расчет базового показателя тепловой нагрузки (0,0457 Гкал/час) был произведен на основании договора №56/1 от 15.09.2017 на оказание услуг по теплоснабжению действовавшего в отношении здания, расположенного по адресу: пгт.Тисуль, ул. Ленина, 51 до направления на согласование проекта договора от 16.12.2019.

Вместе с тем ООО «Ресурс - Гарант» сообщило о невозможности согласования протокола разногласий в связи с тем, что расчеты за оказанные услуги по теплоснабжению, произведены в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 № 99/пр (далее – Методика № 99/пр). 

Наряду с этим, в декабре 2019г. <…> представлен для подписания проект договора на услуги теплоснабжения и на момент подачи заявления на принятие прибора учета тепла, договор не подписан со стороны абонента, по причине несогласия с расчетными объемами тепла. По данному несогласию <…>. 27 января 2020г. был представлен протокол разногласий с собственными расчетами объемов тепла, без подтверждения оснований такого расчета.

В связи с тем, что расчетные объемы тепла не подтверждены <…> в адрес <…> направлен протокол согласования разногласий в редакции ООО «Pecypc-Гарант».

В соответствии с «Правилами установления тепловой нагрузки», утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 № 610 (далее – Правила № 610), а именно, по данным разрешительных документов на подключение объектов теплопотребления, был определен базовый показатель тепловой нагрузки на здание в целом 0,154Гкал/час. Так как 49,294% от общей площади здания занимает собственник <…>, соответственно 0,154 Гкал/час.*49,2% = 0,0757 Гкал/час (базовый показатель тепловой нагрузки, применяемый для <…>. Тепловая нагрузка на здание, расположенное по ул. Ленина 51, не изменялась с начала момента обслуживания этого здания ООО «Ресурс-Гарант».

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

По пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В статье 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 808), с последующими изменениями и дополнениями, по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

Существенные условия договора теплоснабжения перечислены в пункте 21 Правил № 808, в том числе договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Виду того, что между ООО «Ресурс - Гарант» и <…> не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, договор на оказание услуг по теплоснабжению от 16.12.2019 считается не заключенным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).

27.12.2019 ООО «Ресурс - Гарант» на основании заявления <…> выдало ему технические условия на установку счетчика тепловой энергии, на объекте, расположенном по адресу: пгт. Тисуль, ул. Ленина, 51.

Пунктом 50 Правил № 1034 установлено, что потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 названных Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений). В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил.

29.01.2020 ООО «Ресурс-Гарант» согласовало совместно с ООО «МУНКЕМ» тепловой узел с приборами учета тепловой энергии в здании, расположенном по адресу: пгт. Тисуль, ул. Ленина, 51.

Из материалов дела № 042/01/10-607/2021 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что 04.03.2020 <…>  обратился в адрес ООО «Ресурс-Гарант» с просьбой принять узел учета тепловой энергии, расположенный по вышеуказанному адресу (вх. №24 от 04.03.2020). Каких либо документов к данному письму приложено не было.

Вместе с тем согласно сведениям, представленным ООО «Ресурс - Гарант» в адрес Кемеровского УФАС России сети теплоснабжения, входящие в здание, расположенное по адресу: пгт. Тисуль ул. Ленина, 51, а также узел учета тепла, установленный на этих сетях, расположены в помещении, право собственности, на которое <…> не имеет. Таким образом, для принятия прибора учета тепла в эксплуатацию необходимо обращение с заявлением на ввод прибора учета тепла от владельца источника тепловой энергии, которым является собственник помещений, в которых установлен узел учета тепла. В нарушение требований Правил № 1034 <…>  обратился в адрес ООО «Pecypc — Гарант» с заявлением о принятии узла учета тепловой энергии по адресу пгт. Тисуль, ул. Ленина, 51 в эксплуатацию без документов, подтверждающих его право представлять интересы владельца узла учета и других документов, необходимых для рассмотрения заявления. В рассмотрении заявления было отказано, по причине несоответствия его требованиям законодательства.

В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету

Согласно пункту 2 и подпункту 2 пункта 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности; в случае неисправности приборов учета допускается коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами № 1034 с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 1034 используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

Пунктом 17 Правил № 1034 установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями данных Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно пункту 3 Правил № 1034 под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя; под вводом в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии; под прибором учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.

Согласно пункту 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 настоящих Правил.

Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункт 62 Правил № 1034).

Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением -7 суток) (пункт 64 Правил №1034).

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункт 65 Правил № 1034).

При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (пунктом 66 Правил №1034).

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пунктом 67 Правил № 1034).

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункта 68 Правил № 1034).

В пункте 72 Правил № 1034 установлено, что в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Комиссией установлено и сторонами надлежаще не опровергнуто, что в спорный период <…> в нарушение требований пункта 63 Правил № 1034 не создана в установленном порядке комиссия, документы, предусмотренные пунктом 64 Правил №1034 для допуска узла учета в эксплуатацию не были представлены в ООО «Ресурс-Гарант» для рассмотрения в сроки, предусмотренные пунктом 65 Правил № 1034.

Также следует отметить, что в силу пункта 114 Правил № 1034, определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Коммерческий учет количества тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения на объект, не оборудованный прибором учета тепловой энергии, определяется расчетным путем на основании формулы, предусмотренной в пункте 66 Методики 99/пр.

В пункте 5 Правил № 610 определено, что тепловые нагрузки устанавливаются по объекту теплопотребления в целом.

В случае, если помещения в объекте теплопотребления принадлежат на праве собственности или ином законном основании разным лицам, распределение тепловых нагрузок объекта теплопотребления по договорам энергоснабжения осуществляется путем применения методов определения нагрузки, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с учетом долей в праве собственности на общее имущество.

Пункт 11 Правил № 610 устанавливает перечень методов, в соответствии с применением которых осуществляется установление величины тепловых нагрузок; при этом, методы указанные в пункте 11 Правил № 610, применяются исключительно в целях установления (изменения) тепловых нагрузок в соответствии с настоящими Правилами в порядке очередности в случае, если какой-либо из методов не может быть применен по причине отсутствия необходимых документов или информации.

Так согласно пункту 11 Правил № 610 величина тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления устанавливается с применением одного из следующих методов:

1) по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре энергоснабжения;

2) по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре на подключение к системе теплоснабжения (технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) или ином договоре, регулирующем условия подключения к системе теплоснабжения;

3) по данным приборов учета тепловой энергии, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих, в порядке, установленном пунктами 12 - 15 настоящих Правил;

4) по данным проектной документации соответствующего объекта теплопотребления;

5) по данным разрешительных документов на подключение объектов теплопотребления (акты, наряды, наряды-допуски на включение теплоснабжения), имеющихся в энергоснабжающей организации или у потребителя;

6) на основании статистических данных приборов технического учета тепловой энергии, имеющихся в энергоснабжающей организации при обоюдном согласии сторон на применение данного метода;

7) метода аналогов (для жилых и общественных зданий);

8) экспертного метода;

9) проектного метода.

Таким образом, действующим законодательством установлена возможность применения различных методов для расчета величины тепловой нагрузки в зависимости от наличия необходимых для расчетов сведений.

Учитывая, что между ООО «Ресурс-Гарант» и <…> отсутствует договор теплоснабжения, базовый показатель тепловой нагрузки ими не согласован, апелляционный суд правомерно руководствовался положениями пункта 11 Правил № 610.

Оценив указанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что действия ООО «Ресурс-Гарант» в части требования предоставления документов, предусмотренных Правилами № 1034, для ввода узла учета в эксплуатацию, а также осуществления расчета потребленной тепловой энергии расчетным путем, в отсутствии документов, свидетельствующих о видении узла учета потребителя, не могут расцениваться в качестве совершенных за пределами осуществления гражданских прав и признаваться злоупотреблением доминирующим положением.

Исходя из того, что Заявителем не представлено доказательств соблюдения Правил № 1034 при проверке готовности узла учета к эксплуатации перед отопительным периодом, следовательно, действия ООО «Ресурс-Гарант» в части не осуществления ввода узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию и перехода на коммерческий учет потребляемой Заявителем тепловой энергии, являются допустимыми, не налагают на Заявителя неразумные ограничения, являются обоснованным условием реализации контрагентами своих прав и соответствуют действующему законодательству.

Поскольку процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации в спорный период не была надлежащим образом проведена Заявителем и ООО «Ресурс-Гарант», следовательно, действия последнего выразившееся в отказе от осуществления расчетов по показаниям приборов учета тепловой энергии не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства и могут быть проверены в рамках гражданско-правовых отношений, равно как и произведенный расчет за спорный период.

Кроме прочего спор, возникший между ООО «Ресурс-Гарант» и <…> по вопросу оплаты услуг по договору теплоснабжения, а также по ограничению теплоснабжения в связи с имеющейся задолженностью, выходит за пределы компетенции Кемеровского УФАС России, относятся к сфере гражданско-правовых отношений, должен разрешаться в суде в гражданском порядке.

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум №2) антимонопольный орган, не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

В связи с этим частью 1 статьи10 Закона о защите конкуренции введен общий запрет на совершение доминирующим на рынке лицом действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 12 Пленума № 2, нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из пункта 47 Пленума № 2 следует, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 22, пунктов 2 - 3.1 части 1 статьи 23 и части 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольных органов при выявлении нарушений антимонопольного законодательства относится выдача хозяйствующим субъектам и иным лицам предписаний, направленных на прекращение соответствующих нарушений, устранение их последствий, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения.

Прекращая выявленное нарушение, антимонопольный орган, во всяком случае, не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Отношения по оплате услуг по теплоснабжению носят гражданско-правовой характер. Следовательно, несвоевременная оплата стоимости услуг по теплоснабжению в сроки, предусмотренные договором,  разногласия, возникшие в части оплаты по договору, а также по принятию узла учета, не образует состава нарушения антимонопольного законодательства, а является гражданско-правовым спором, который может быть разрешен в судебном порядке.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в постановлении от 12.07.2006 № 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

Вместе с тем ООО «Ресурс-Гарант» при наличии имеющейся задолженности не реализовало право на введение ограничения поставки тепловых ресурсов в спорный период на объект <…>, кроме того, не применяло повышающий коэффициент, учитывая бездоговорное потребление.

На основании изложенного действия ООО «Ресурс-Гарант» по отказу от ввода узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию и определению количества потребленной тепловой энергии расчетным методом не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

производство по делу № 042/01/10-607/2021, возбужденному по признакам нарушения ООО «Ресурс-Гарант» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Ресурс-Гарант».

Председатель Комиссии:                                                                                        <…>

Члены Комиссии:                                                                                                   <…>

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕСУРС-ГАРАНТ"
ИНН 4213010240, ОГРН 1134213000130