Решение №ТМ/7443/23 по жалобе от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику:

ГАУ «Уполномоченный

многофункциональный центр

предоставления государственных и

муниципальных услуг на территории

Кузбасса»

<...>

 

Заявителю жалобы:

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

Оператору электронной площадки:

ООО «РТС-Тэндер»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 042/07/3-1043/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена «10» августа 2023 г. г. Кемерово,

Решение изготовлено в полном объеме «14» августа 2023 г. ул. Ноградская, д.5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководитель управления;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – начальник отдела ТЭК;

 

<...> – главный специалист-эксперт отдела органов власти;

<...> – главный специалист эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

при участии в заседании Комиссии:

- <...> – представителя ГАУ «УМФЦ Кузбасса» (доверенность № 628/2/2023/УМФЦ от 09.08.2023);

- <...> – представителя ГАУ «УМФЦ Кузбасса» (доверенность № 628/1/2023/УМФЦ от 09.08.2023);

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ) жалобу индивидуального предпринимателя <...> № 042/07/3-1043/2023 и ее материалы,

УСТАНОВИЛА:

04.08.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровской УФАС России) поступила жалоба от индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>, Заявитель) на действия заказчика – государственного автономного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса» (далее - ГАУ «УМФЦ Кузбасса», Заказчик) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий отделов «Мои документы» ГАУ «УМФЦ Кузбасса», извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) № 32312630052 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчик утвердил документацию закупки с многочисленными нарушениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а именно: документация о закупке не содержит следующее: критерии соответствия участников закупки; указание о предоставляемой информации и документах для осуществления оценки заявки; критерии сопоставления (оценки) заявок, а часть критериев оценки заявок, содержат дискриминационные критерии. Подробно доводы указаны в жалобе.

Уведомлением от 07.08.2023 № ТМ/7266/23 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1043/2023 назначено на 10.08.2023 года в 15:00 часов. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

09.08.2023 в адрес Кемеровского УФАС России от ГАУ «УМФЦ Кузбасса» поступило уведомление о том, что представители ГАУ «УМФЦ Кузбасса» примут участие в рассмотрении жалобы лично (вх. 7447-ЭП/23 от 09.08.2023).

10.08.2023 в адрес Кемеровского УФАС России от ГАУ «УМФЦ Кузбасса» поступило письменное возражение на жалобу Заявителя, с приложением копий документов (вх. 7452-ЭП/23).

На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1043/2023 10.08.2023 ИП <...> не представила ходатайство об участии в дистанционном рассмотрении данного обращения с использованием системы видеоконференцсвязи. Ходатайство о рассмотрении данного обращения в отсутствие Заявителя в адрес Кемеровского УФАС России также не поступало.

Поскольку уведомление о принятии данного обращения к рассмотрению было направлено по адресу официальной электронной почты Заявителя, Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу № 042/07/3-1043/2023 в отсутствие Заявителя.

10.08.2023 на заседании Комиссии представители ГАУ «УМФЦ Кузбасса» полностью согласились с доводами Заявителя, указанными в жалобе, пояснили, что в настоящий момент Закупка отменена. С начальником отдела закупок проведена беседа о недопущении подобных нарушений впредь.

 

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1043/2023, заслушав пояснения представителей, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса» от «30» июня 2023 года (далее - Положение), которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

31.07.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее –ЕИС) размещено извещение и документация о Закупке на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий отделов «Мои документы» ГАУ «УМФЦ Кузбасса» (далее – Документация).

Пунктом 3.1 Документации, установлено в том числе, что для участия в конкурсе участник подает заявку по форме и в срок, которые установлены в Информационной карте Документации.

Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 3.4.1 Информационной карты.

Согласно пункту 3.4.1 Информационной карты документации в первой части заявки не допускается указывать сведения об участнике конкурса. Описание участником конкурса выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик должно быть произведено в соответствии с частью VII настоящей документации. Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:

1) предложение в отношении предмета конкурса на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств ЭП).

2) согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств ЭП);

3) в соответствии с разделом 11 Части I конкурсной документации альтернативные предложения в отношении установленных в настоящей документации требований к работам, услугам или условиям договора: цена договора. Правила подачи альтернативных предложений указаны в пп. 3.4.4 Части II «Информационная карта» настоящей документации;

4) информацию и документы в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, применяемых к работам, услугам, к условиям исполнения договора в соответствии с Приложением к Информационной карте «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ». Отсутствие в первой части заявки участника конкурса информации и документов в отношении критериев и порядка оценки заявок на участие в конкурсе, применяемых к предлагаемым товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, не является основанием для отклонения заявки.

Приложением к Информационной карте «Критерии Оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки» содержит в том числе, следующие критерии:

 

С5i) наличие у организации здания или помещения в собственности или аренде здания, или нежилого помещения подтверждается выпиской из ЕГРН или копией зарегистрированного в установленном порядке договором аренды;

С6i) местоположение организации наличие данных о фактическом местонахождении организации. Подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ;

С7i) Сведения о бухгалтерской и налоговой отчетности (финансовых показателях) подтверждается бухгалтерской отчетностью на последнюю отчетную дату:

1.Баланс. Отчет о финансовых результатах.

2. Декларация по налогу на прибыль.

3. Декларация по упрощенной системе налогообложения.

4. Справка о финансовых показателях (приложение №8 документации)

Сведения предоставляются с отметкой о принятии налоговым органом.

Критериями оценки по данному показателю является чистая прибыль организации:

- чистая прибыль организации от 2 миллионов рублей и более – 100 баллов;

- чистая прибыль организации от 1 миллиона рублей до 2 миллионов рублей – 60 баллов;

- чистая прибыль организации до 1 миллиона рублей- 40 балов;

- информация по данному показателю не предоставлена – 0 баллов.

С8i) Наличие технической оснащенности и технологических возможностей, а также использование профессиональной химии и инвентаря. Отчет об основных средствах и материальных запасов.

Критериями оценки по данному показателю являются:

- наличие триммеров или газонокосилок (не менее 20 шт.), снегоуборочные машины (не менее 10), уборочные тележки с отжимом (не менее 30), химии (не менее 3 мес.) – 100 баллов;

- наличие триммеров или газонокосилок (не менее 12 шт.), снегоуборочные машины (не менее 5), уборочные тележки с отжимом (не менее 20), запас химии (не менее 2 мес.) – 60 баллов;

- наличие триммеров или газонокосилок (не менее 10 шт.), снегоуборочные машины (не менее 5), уборочные тележки с отжимом (не менее 20), химии (не менее 1 мес.) - 40 баллов;

- наличие триммеров или газонокосилок (не менее 1 шт.), снегоуборочные машины (не менее 1), уборочные тележки с отжимом (не менее 10), химии (на 1 неделю.) – 0 баллов.

В соответствии с разделом 1 главы 2 Положения Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения конкурса в случае, если для эффективного проведения закупки необходимо произвести оценку предложений участников на основании более чем одного критерия.

Разделом 2 главы 2 Положения установлены особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме.

Согласно пункта 14 раздела 1 главы 2 Положения Заявка на участие в конкурсе должна содержать:

14.1. Анкету участника закупки по форме, предусмотренной конкурсной документацией, содержащую, в том числе наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона.

14.2. Выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

14.3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки в соответствии с действующим законодательством РФ.

14.4. Копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица).

14.5. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом договора, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой.

14.6. Копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованию к участникам закупки, устанавливаемому заказчиком в соответствии с подпунктом 2.1.1. пункта 2.1. раздела 13 главы 1 настоящего Положения, а также декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2.1.2. – 2.1.10. пункта 2.1. раздела 13 главы 1 настоящего Положения.

14.7. Копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям к участникам закупки, устанавливаемым в соответствии с подпунктами 2.2.1. – 2.2.6. пункта 2.2. раздела 13 главы 1 настоящего Положения.

14.8. Документы и копии документов, подтверждающие опыт, деловую репутацию, квалификацию участника закупки в случае, если в конкурсной документации установлены соответствующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

14.9. Заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной конкурсной документацией.

14.10. Предложение участника закупки в отношении предмета закупки по форме, предусмотренной конкурсной документацией.

14.11. Документ (копия документа), подтверждающий предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке (за исключением случаев предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе в виде внесения денежных средств на лицевой счет участника закупки на ЭТП или специальный счет в банке. В указанном случае подтверждение наличия обеспечения заявки осуществляется посредством функционала ЭТП), в случае установления заказчиком требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе в соответствии с разделом 18 главы 1 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 15 раздела 1 главы 2 Положения Заявка на участие в конкурсе может содержать иные документы, подтверждающие соответствие участника конкурса и/или товара, работы, услуги требованиям, которые установлены в конкурсной документации.

Пунктом 16 раздела 1 главы 2 Положения установлено, что требовать от участников закупки обязательного предоставления в составе заявки на участие в конкурсе иных документов и сведений, помимо предусмотренных настоящим разделом Положения, не допускается.

 

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 главы 2 Положения при проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники такого конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, содержащие предложения в отношении предмета закупки без указания предложений о цене договора. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее-Заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе следующими принципами - отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заявителем в доводах жалобы указано, что в нарушение пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках Документации не содержит критериев соответствия участников Закупки требованиям, указанным в подпунктах 12-14 пункта 3.1 части 2 «Информационной карты» Документации.

Комиссия Кемеровского УФАС России соглашается с доводами Заявителя и приходит к выводу, что Документация закупки не содержит критериев соответствия участников Закупки, в связи с чем устанавливает неизмеряемые требования к участникам Закупки.

Частью 19.2 стати 3.4 Закона о закупках установлено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Комиссия Кемеровского УФАС России соглашается с доводами Заявителя, о том, что Документация не содержит указание на то, какая конкретно информация и документы, подлежат предоставлению в составе первой части заявки на участие в закупке для осуществления ее оценки.

Заявителем в доводах жалобы указано, что Документация Закупки, в нарушение требований Закона о закупках не содержит критериев сопоставления (оценки заявок) по ценовому предложению, также не содержит критериев присвоения каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера, в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий договора.

Приложение к Информационной карте Документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки содержит исключительно порядок оценки заявок по критерию «квалификация участника закупки».

Часть критериев, указанных в приложении к Информационной карте, содержат дискриминационные и избыточные оценочные показатели.

Комиссия Кемеровского УФАС России соглашается с доводами Заявителя, так как в приложении к Информационной карте «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки» указано только оценка заявок (предложений) по критерию оценки «квалификация участника закупки».

Комиссия соглашается с доводами Заявителя о том, что критерий оценки «наличие у организации здания или помещения в собственности или аренде здания, или нежилого помещения подтверждается выпиской из ЕГРН или копией зарегистрированного в установленном порядке договором аренды», содержит дискриминационные условия, так как возможность надлежащего исполнения договора не связана с наличием у исполнителя в собственности, либо аренде объекта недвижимости, в связи с тем, что оказание услуг производится на территории Заказчика.

Критерий оценки, о местоположении организации содержит дискриминационные оценочные показатели, в связи с тем, что возможность исполнения договора надлежащим образом не связана с юридическим адресом исполнителя, и не может зависеть от его места расположения.

Критерий оценки, о сведениях о бухгалтерской и налоговой отчетности содержит дискриминационные оценочные показатели, так как участники закупки могут быть юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, находится на общем режиме налогообложения, либо применять УСН. В связи с чем для каждой категории лиц, отчетный период, за которые необходимо предоставить сведения, будет разный, однако документация не содержит критериев, позволяющих сопоставить разные периоды получения прибыли.

Критерий оценки о наличии технической оснащенности и технологических возможностей, содержит избыточные оценочные показатели, в связи с тем, что для оказания услуг Заказчику, требуемого для получения максимального балла количества оборудования, не нужно. Не все потенциальные участники закупки, а именно индивидуальные предприниматели, применяющие УСН должны вести бухгалтерский отчет. Таким образом, критерий является практически не измеряемым, в силу невозможности подтвердить соответствие участника, требуемыми документами.

В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводами жалобы согласился полностью, пояснил, что обжалуемая информация была размещена ошибочно, в настоящий момент Закупка отменена. С должностным лицом, ответственным за проведение закупок проведена беседа о недопущении впредь подобных нарушений.

С учетом вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы индивидуального предпринимателя <...> обоснованы.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика государственного автономного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кузбасса» обоснованной.

2) Признать ГАУ «УМФЦ Кузбасса» нарушившим требования части 1 статьи 3, часть 19.2 статьи 3.4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3) Предписание ГАУ «УМФЦ Кузбасса» не выдавать, в связи с тем, что Заказчик, до рассмотрения жалобы самостоятельно устранил выявленные нарушения.

 

Заместитель председателя Комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>


 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны