Определение №ТМ/7607/22 Определение о возбуждении дела № 042/05/28-1372/2022 и назна... от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному

предпринимателю

<...>

 

Заместителю начальника

Сибирского ГУ Банка

России

<...>

 

Определение о возбуждении дела № 042/05/28-1372/2022 и назначении дела к рассмотрению

 

«03» ноября 2022г. г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе<...>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <...>(далее –ИП <...>, ОГРНИП 316420500056235, ИНН 421207262590, Дата присвоения ОГРНИП 16.02.2016) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя начальника Сибирского ГУ Банка России <...>(исх. от 10.10.2022 № Т6-30/33223, вх. от 14.10.2022 № 3228) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <...>

Из обращения следует, что ИП <...>под брендом «КомиссионТорг» осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной по 14 адресам в Кемеровской области – Кузбассе:

г. Кемерово, ул. Сарыгина, 8;

г. Ленинск – Кузнецкий, ул. Лесной городок, 42;

г. Ленинск – Кузнецкий, ул. Суворова, 215/1;

г. Полысаево, ул. Крупской, 109;

г. Киселевск, ул. Маяковского, 5;

г. Киселевск, ул. Студенческая, 12;

г. Прокопьевск, ул. Коксовая, 38;

г. Прокопьевск, ул. Пионерская, 35;

г. Белово, ул. Советская, 58а/1;

пгт. Новый городок, ул. Тухачевского, 5;

пгт. Бабанаково, ул. Доватора, 4;

пгт. Колмогоры, ул. Светлая, 19Б;

пгт. Инской, ул. Инская, 14;

пгт. Промышленная, ул. Коммунистическая, 28а.

Свою деятельность ИП <...> сопровождает с использованием рекламы следующего содержания:

«КомиссионТорг ЛОМБАРД сеть комиссионных магазинов»;

«КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов Берем все! 9:00 – 21:00 без выходных Покупаем дорого! Продажа Обмен Залог По любым вопросам <...>»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД 0% переплаты! РАССРОЧКА Самые низкие цены в Кузбассе!»;

«Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Берем все! Под залог…Покупаем дорого!»;

«КомиссионТорг Оценка до 70% от стоимости нового! Продажа Обмен у нас 100% одобрение Оформление за 5 минут»;

«Берем все 0% переплата РАССРОЧКА Самые низкие цены в Кузбассе <...>»;

«Продажа Обмен Залог оценка до 70% от стоимости нового! У нас 100% ОДОБРЕНИЕ Оформление за 5 минут»;

«КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все! Автозаймы под ПТС Покупаем дорого!»;

«КомиссионТорг Нужны деньги? Мы дадим! Берем все! Самая дорогая оценка в городе!»;

В рекламе присутствуют слова «ломбард», «деньги под залог», что дает основание потребителям финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Вместе с тем, ИП <...>. не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

При рассмотрении поступившего обращения Кемеровским УФАС России было установлено следующее:

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Учитывая изложенное указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования ФЗ «О рекламе».

Следовательно, информация «КомиссионТорг Ломбард» не является рекламой, так как размещена в месте осуществления деятельности организации, не преследует целей, связанных с рекламой, а является вывеской, следовательно, признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Однако размещение на конструкции иной информации (например, номера контактного телефона организации, адреса электронной почты (сайта), характеристик реализуемого товара) также может рассматриваться как реклама, поскольку Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной к размещению, следовательно, на такую информацию распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ИП <...> по своей организационно – правовой форме не относится.

Реклама ИП <...>, содержит все признаки рекламы, доступна неопределенному кругу лиц, содержит слово «залог», что дает основание потребителю предполагать, что ИП <...>. осуществляет данный вид деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе!» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ИП <...>

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.Возбудить производство по делу № 042/05/28-1372/2022 по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель – Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации (630099, г. Новосибирск, пр. Красный, 27);

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель <...> (<...>., ОГРНИП 316420500056235, ИНН 421207262590, Дата присвоения ОГРНИП 16.02.2016).

3. Назначить  дело  №  042/05/28-1372/2022 к  рассмотрению  на 07 декабря 2022 года на 08 часов 30 минут по адресу: 650000,  г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5,   каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 08 часов 20 минут  в  каб. 316.

4. ИП <...> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 06 декабря 2022 года копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

-свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанной содержания;

- счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы;

- утвержденных условий предоставления займов под залог;

- письменные пояснения по поводу распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Дополнительно сообщаем, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Кемеровское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, принять одно из следующих решений:

1) Направление ходатайства о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для обеспечения беспрепятственного доступа к видеоконференцсвязи и формирования графика конференций Кемеровское УФАС России просит заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до рассмотрения) сообщить о принятом решении об участии.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

Обращаем Ваше внимание, с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, дистанционный способ заседание Комиссии по рассмотрению дела является ПРИОРИТЕТНЫМ.

2) Направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

 

 

 

Заместитель руководителя

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны