Определение №ТМ/4839/24 Определение о возбуждении дела № 042/05/28-855/2024 и назнач... от 6 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела

№ 042/05/28-855/2024 и назначении дела к рассмотрению

 

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

652303, Кемеровская область-Кузбасс,

г. Топки, ул. Максима Горького, <...>

 

652300, Кемеровская область-Кузбасс,

г. Топки, ул. Революции, д. 92

 

<...>

 

 

Заместителю начальника

Сибирского ГУ Банка России

<...>

 

630099, Новосибирская область,

г. Новосибирск, пр. Красный, 27

 

50central_bank@cbr.ru

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/28-855/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«05» июня 2024г. г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <...> (далее - ИП <...>, адрес: <...>, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Максима Горького, <...>, дата рождения <...>, место рождения Россия, Красноярский край, г. Железногорск) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Сибирского ГУ Банка России (исх. № Т6-30/6304 от 16.05.2024, вх. № 5672-М/24 от 20.05.2024) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <...>.

Из обращения следует, что ИП <...> осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, д. <...> (фотографии имеются в материалах).

Из представленных фотографий следует:

-на вывеске с торца помещения и конструкции возле помещения размещена информация: «ЛК Капитал»;

-на штендере возле столба размещена информация рекламного характера: «Капитал, ЛК Капитал высокая оценка, Даём Деньги, самые выгодные условия в городе, 8-<...>»;

-на фасаде здания слева около входной двери размещена информация: «Капитал, График работы, Ежедневно с 9 до 20, вс выходной, выдача денег за 3 минуты, высокая оценка, деньги есть всегда»;

-на входной двери размещена вывеска: «График работы пн-пт 9-19, сб-вс выходной»;

-внутри помещения размещена следующая информация рекламного характера:

«Срочно понадобились деньги? Куда бежать за быстрым займом после работы? Отделения во всех районах, шаговая доступность, комфортные часы работы, быстрота выдачи займа. Обращайтесь к нам, и Вы успеете.»;

-«ЛК Капитал, Займы под хранение ювелирных изделий, Быстро, Безопасно!, все залоги застрахованы, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, <...>, Режим работы: с 9:00 до 20:00 без обеда и выходных, тел. 8-<...>»;

«ЛК Капитал, Займы под хранение ювелирных изделий», Всегда высока оценка золота, Выгодные условия залога, Скупка золота дорого, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, 17/2, Режим работы: с 9:00 до 20:00 без обеда и выходных, тел. 8-<...>»;

-«Самый низкий % в городе, высокая оценка под залог ювелирных изделий, п.т.с. авто, недвижимости, Деньги есть всегда, золото, цифровая техника, автомобили, недвижимость, 0,13% и более в сутки»; «Капитал Ломбард, Нужны деньги? Обращайтесь, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, <...>, 8-<...>» (на визитках).

При рассмотрении поступившего обращения Кемеровским УФАС России установлено следующее:

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012) информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Информация «ЛК Капитал», «График работы пн-пт 9-19, сб-вс выходной» не является рекламой, так как размещена в месте осуществления деятельности организации, не преследует целей, связанных с рекламой, следовательно, признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено, что информация, размещенная по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, д. <...> на штендере «...самые выгодные условия в городе», а также внутри помещения следующего содержания: «Куда бежать за быстрым займом после работы? Быстрота выдачи займа», «Займы под хранение ювелирных изделий», «Займы под хранение ювелирных изделий», на визитках «Капитал ЛОМБАРД», «Самый низкий % в городе, высокая оценка под залог ювелирных изделий, п.т.с. авто, недвижимости», является рекламой.

Использование в рекламе слова «Займы ...» дает основание потребителям услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно финансовую деятельность.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 2, частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № 196 - ФЗ «О ломбардах» (далее - ФЗ «О ломбардах»), ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ «О ломбардах» и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Ломбарду запрещается заниматься какой - либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно части 2 статьи 2.3 ФЗ «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным Банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Присутствующие в рекламе, размещенной по вышеуказанному адресу слова «Займы ….», «ЛОМБАРД» не соответствуют действительности о природе услуг, предоставляемых ИП <...>, поскольку последний не осуществляет деятельность по предоставлению краткосрочных займов гражданам и хранению вещей в соответствии с ФЗ «О ломбардах», в связи с чем, реклама нарушает требования, установленные в пункте 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

ИП <...> осуществляя деятельность под видом ломбарда, при этом не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований ФЗ «О ломбардах», вводит граждан в заблуждение относительно гарантий, которые им предоставляются законодательством о ломбардной деятельности, посредством размещения рекламы и привлекает к себе внимание потребителей, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сведения об ИП <...> не содержатся в Государственном реестре ломбардов Банка России, в связи с чем, ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Статьей 4 Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - ФЗ «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

К таким федеральным законам относятся Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

Частью 2.1 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусматривается право микрофинансовых организаций (МФО) осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

 

Кемеровским УФАС России установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Центрального Банка России https://cbr.ru/vfs/ https://cbr.ru/vfs/finmarkets/files/supervision/list_MFO.xlsx ИП <...> не включен в Реестр микрофинансовых организаций, следовательно, не вправе осуществлять деятельность по предоставлению потребительских займов.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В связи с этим, использование в рекламе терминов в превосходной степени «самый», «лучший», «абсолютный», «№ 1» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Таким образом, использование в рекламе ИП <...> терминов: «Самые выгодные условия в городе», «Самый низкий % в городе» не сопровождается ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных и достоверность его не подтверждена, следовательно, вступает в противоречие с пунктом 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.Возбудить производство по делу № 042/05/28-855/2024 по признакам нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель - Сибирское ГУ Банка России (630099, г. Новосибирск, пр. Красный, 27);

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель <...> (адрес: 652303, Кемеровская область-Кузбасс, г. Топки, ул. Максима Горького, д. <...>, дата рождения <...>, место рождения Россия, Красноярский край, г. Железногорск).

 

3. Назначить дело № 042/05/28-855/2024 к рассмотрению на 03 июля 2024 года в 10 часов 10 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 10 часов 00 минут в каб. 316, ссылка для участия посредством видео-конференц-связи https://fas2.tconf.rt.ru/c/0029791889.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие документы направлены в адрес Кемеровского УФАС России.

4. ИП <...> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок не позднее 28 июня 2024 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

-договор со всеми приложениями или иной документ на изготовление и распространение рекламы вышеуказанного содержания по адресу: 652401, Кемеровская область-Кузбасс, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, д. <...>;

-счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы по адресу: 652401, Кемеровская область-Кузбасс, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, д. <...>;

-договор аренды (иной документ) на помещение по адресу: 652401, Кемеровская область-Кузбасс, г. Тайга, ул. 40 лет Октября, д. <...>;

-письменные пояснения по поводу размещения спорной рекламы по вышеуказанному адресу, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать соответствующие причины.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

 

 

Заместитель руководителя управления

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2024-6336

 

 

Связанные организации

Сибирское ГУ Банка России
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020