Решение №09/4543 по делу от 29 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«21» мая 2020г.                                                                                           г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 

<…> -

 

временно исполняющей обязанности руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…>-

специалиста  – эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/05/5-1680/2019, возбужденное в отношении <…>  (адрес регистрации: <…>, далее – <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.08.2019  в  адрес  Кемеровского  УФАС России через Единый портал государственных   услуг   поступило   обращение   <…> (вх. от 02.08.2019 № 4152э)   о   наличии   признаков   нарушения  требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. <…>.

В рамках рассмотрения данного обращения Кемеровским УФАС России был проведен плановый осмотр наружной рекламы, размещаемой на территории г.Кемерово.

По результатам составлен акт № 08 осмотра наружной рекламы от 16.08.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки) и установлено, что по адресу г. Кемерово, пр. Ленинградский, 30/1, размещена реклама следующего содержания:

- «Берем Все! Самая дорогая оценка в городе. Берем Все!»;

-«КоммисионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЁ! … ПОКУПАЕМ ДОРОГО! Продажа|Обмен|Залог По любым вопросам звоните <…>».

Из ответа ООО «Т2 Мобайл» (исх. от 30.08.2019 № Исх/2420.00/886-19) следует, что абонентский номер <…> закреплен за физическим лицом <…>.

  Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются

 В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

30.09.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-1680/2019 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 11.11.2019 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>  заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка  с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о возврате отправителю корреспонденции в связи с истечением  срока хранения имеется в материалах дела)

11.11.2019 на рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 <…>  не явился. Документы и информацию, запрошенные определением о возбуждении дела, ответчик  не представил.

11.11.2019 рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 было отложено на 16.12.2019 в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовой корреспонденции» с пометкой от 14.12.2019 «возврат корреспонденции по иным обстоятельствам» имеется в материалах дела).

05.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступила информация от управляющей компании многоквартирного дома по адресу г. Кемерово,   пр. Ленинградский 30/1 - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» (исх. от 03.12.2019 № 736),  в соответствии с которой помещение по адресу г. Кемерово,  пр. <…>) принадлежит <…> (далее – <…>) в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2009, а также <…> принадлежит помещение по адресу г. Кемерово, пр. <…>) в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2006.

Согласно распоряжению Администрации г. Кемерово от 11.11.2019  № 4937 жилые помещения по адресу г. Кемерово, пр. <…>, переведены в нежилое помещение под магазин продовольственных товаров.

16.12.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 в отсутствие <…>.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств, а также для привлечения к рассмотрению данного дела <…> в качестве лица, располагающего сведениями о распространении вышеуказанной рекламы. 

Определением от 16.12.2019 рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 было отложено на 24.01.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю за истечением срока хранения» корреспонденции, направленной <…> имеется в материалах дела).

16.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…> (исх. б/н, б/д), из которых следует, что <…>, как собственник помещения по адресу г. Кемерово, пр. <…>, сдал в аренду указанное помещение <…> (далее – <…>, адрес проживания: <…>) в соответствии с договором аренды нежилого помещения б/н от 25.02.2019. После заключения указанного договора <…> на связь не выходил. Размещением спорной рекламы также занимался                   <…>.

Также <…> заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие.

24.01.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 в отсутствие <…>, <…>.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (<…>) надлежащим (<…>, адрес проживания: <…>), а также для получения дополнительных доказательств.

Определением от 24.01.2020 рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 было отложено на 25.02.2020 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, <…>, <…> заказными письмами с уведомлением о вручении.

25.02.2020 на рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 <…> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

В соответствии с адресной справкой, представленной в адрес Кемеровского УФАС России Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Кемеровской области, <…> зарегистрирован по месту жительства с 10.07.2019 по адресу г. <…>.

Определением от 25.02.2020 рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 было отложено на 25.03.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

25.03.2020 в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019, назначенное на 25.03.2020г. на 10 часов 30 минут было  перенесено на 14.04.2020г. на 10 часов 30 минут. Уведомление о переносе рассмотрения данного дела было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

10.04.2020 в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019, назначенное на 14.04.2020г. на 10 часов 30 минут было перенесено на 21.05.2020г. на 08 часов 30 минут. Уведомление о переносе рассмотрения данного дела было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (возврат корреспонденции, распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам» имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по адресу регистрации <…> согласно адресной справке, представленной в адрес Кемеровского УФАС России Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Кемеровской области).

21.05.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019  в отсутствие  <…>.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

02.08.2019 в адрес Кемеровского УФАС России через Единый портал государственных услуг поступило обращение <…> (вх. от 02.08.2019 № 4152э) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. <…>.

В рамках рассмотрения данного обращения Кемеровским УФАС России был проведен плановый осмотр наружной рекламы, размещаемой на территории  г. Кемерово.

По результатам составлен акт № 08 осмотра наружной рекламы от 16.08.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки) и установлено, что по адресу г. Кемерово, пр. <…>, размещена реклама следующего содержания:

- «Берем Все! Самая дорогая оценка в городе. Берем Все!»;

-«КоммисионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЁ! … ПОКУПАЕМ ДОРОГО! Продажа|Обмен|Залог По любым вопросам звоните <…>».

Из ответа ООО «Т2 Мобайл» (исх. от 30.08.2019 № Исх/2420.00/886-19) следует, что абонентский номер <…> закреплен за физическим лицом <…>.

16.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…> - собственника помещения, расположенного по адресу г. Кемерово, пр. <…> (исх. б/н, б/д), из которых следует,  что <…>, сдал в аренду указанное помещение <…> в соответствии с договором аренды нежилого помещения б/н от 25.02.2019. После заключения указанного договора <…> на связь не выходил. Размещением спорной рекламы также занимался <…>.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

  Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

  В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

  Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

  Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

  Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

  Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

 Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

 Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

 Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

  Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом   от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

  В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В нарушение данной правовой нормы в рекламе <…> размещена информация о деятельности <…> в качестве юридического лица - ломбарда, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 3   статьи 5 ФЗ «О рекламе»,  несёт  рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать <…> (адрес регистрации: <…>) нарушившим требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы по адресу г. Кемерово, пр. <…>.

2.Выдать предписание об устранении нарушений законодательства  «О рекламе».

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «29» мая  2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны