Решение №09/12265 по делу от 3 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«26» ноября 2019г.                                                                              г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…>-

специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/05/21-1771/2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение отдела архитектуры и градостроительства Администрации Мариинского муниципального района (вх. от 20.08.2019 № 4418э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции – пива по адресам г. Мариинск, ул. Ленина, 105, ул. Ленина, 53, ул. Набережная, 151, ул. Котовского, 59г, ул. Рабочая, 3, следующего содержания:

- «Любая «трешка» 199р. Пиво Сибири»;

- «Пиво Сибири «Трёшка» за 199р»;

- «Пиво Сибири Сорт дня по супер цене…»;

- «Пиво Сибири «Трёшка» за 199р».

Из информации, представленной отделом архитектуры и градостроительства Администрации Мариинского муниципального района следует, что в данном случае распространителем рекламных конструкций является ИП <…>.     

          В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

14.10.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/21-1771/2019 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 26.11.2019 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, отдела Архитектуры и градостроительства Администрации Мариинского муниципального района  заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

26.11.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/05/21-1771/2019                               в отсутствие ИП <…>, заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение отдела архитектуры и градостроительства Администрации Мариинского муниципального района (вх. от 20.08.2019 № 4418э)  о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении наружной рекламы алкогольной продукции - пива по адресам г. Мариинск, ул. Ленина, 105, ул. Ленина, 53, ул. Набережная, 151, ул. Котовского, 59г, ул. Рабочая, 3, следующего содержания:

- «Любая «трешка» 199р. Пиво Сибири»;

- «Пиво Сибири «Трёшка» за 199р»;

- «Пиво Сибири Сорт дня по супер цене…»;

- «Пиво Сибири «Трёшка» за 199р».

Из информации, представленной отделом архитектуры и градостроительства Администрации Мариинского муниципального района следует, что в данном случае распространителем рекламных конструкций является ИП <…>.

         Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 08.10.2012 № 58 разъяснил, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителей ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

         Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (пункт 16 информационного письма от 25.12.1998 № 33 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

         Пунктом 7 статьи 2 Федерального  закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Реклама с выражениями «Любая «трешка» 199р. Пиво Сибири», «Пиво Сибири Сорт дня по супер цене…», которая размещена на фасаде магазина  разливных напитков  «Пиво Сибири» в силу делового оборота, вызывает у потребителя ассоциацию о реализации в данном магазине алкогольной продукции - пива, следовательно, можно сделать вывод, что объектом рекламирования является именно алкогольная продукция - пиво.

         Согласно части 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

02.07.2019 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России (составлен протокол № 2, очная форма).

Одним из вопросов обсуждения Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России,  являлось обсуждение аналогичной рекламы алкогольной продукции.

Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 12 человек) был задан следующий вопрос:

-Как Вы считаете, являются ли данные изображения (представлены фото аналогичной рекламы вышеуказанного содержания) рекламой алкогольной продукции, продавца?

Решение членов экспертного совета по рекламе (да – 12 чел.; нет – 0 чел.; свой вариант – 0).

 В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В нарушение данной правовой нормы по адресам г. Мариинск, ул. Ленина, 105, ул. Ленина, 53, ул. Набережная, 151, ул. Котовского, 59г, ул. Рабочая, 3, размещена реклама алкогольной продукции.

  Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

  Рекламораспространителем в данном случае является ИП <…>. 

  Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать индивидуального предпринимателя <…> (<…>) нарушившим требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» при распространении наружной рекламы алкогольной продукции – пива по адресам г. Мариинск, ул. Ленина, 105, ул. Ленина, 53, ул. Набережная, 151, ул. Котовского, 59г, ул. Рабочая, 3.

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «03»  декабря 2019 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны