Решение №ТМ/5368/23 Решение по делу № 042/01/10-370/2023 о нарушении АМЗ (ООО "С... от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ООО «Интеграл»

<...>

 

Руководителю ОП ООО «Интеграл» – директору ТЭЦ

<...>

Директору

ООО «СТЛ»

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-370/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2023 г.

г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5

В полном объеме решение изготовлено «09» июня 2022 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии: представителей ООО «Интеграл» - <...> (доверенность № 32/2023 от 14.04.2023), а также представителя ООО «СТЛ» - <...> (доверенность № б/н от 18.04.2023),

рассмотрев дело № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интеграл» (127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 61, стр. 2, эт. ц. 0, пом. I, ком. 2; ОГРН 1187746947332; ИНН/КПП 7707422881/770701001, дата регистрации юридического лица 19.11.2018) (далее – ООО «Интеграл») по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью «СибТрансЛогистик» (630004, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр. Комсомольский, д. 24, оф. 508; ОГРН: 1165476129785, ИНН/КПП: 5407956110/540701001, дата регистрации юридического лица 08.07.2016) (далее - ООО «СТЛ») исх. № 19 от 22.02.2023 (вх. № 1827-ЭП/23 от 27.02.2023) о наличии в действиях ООО «Интеграл» признаков нарушения антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России издан Приказ от 18/23 от 28.03.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Интеграл» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Определением о назначении дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 29.03.2023 (исх. № ТМ/3055/23) рассмотрение дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.04.2023.

На заседании Комиссии, состоявшемся 20.04.2023, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-370/2023 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 20.04.2023 рассмотрение дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 18.05.2023.

На заседании Комиссии, состоявшемся 18.05.2023, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 19.05.2023 рассмотрение дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 07.06.2023.

Комиссией изготовлено и направлено в адрес ООО «СТЛ» и ООО «Интеграл» заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № ТМ4812/23 от 22.05.2023).

07.06.2023 на заседании Комиссии, представитель ООО «СТЛ» поддержала заявленные ранее доводы. Настаивала на необходимости соблюдения ООО «Интеграл» действующего законодательства Российской Федерации, а именно Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034).

Представитель ООО «Интеграл» поддержала возражения, изложенные в письме ООО «Интеграл» (№ 1977/ЮОП-И, от 12.05.2023), а также настаивала на отсутствии нарушения действующего законодательства в действиях Общества.

Изучив материалы дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующему.

В отопительный сезон 2020-2021 гг. ООО «СТЛ» получало тепловую энергию по Договору теплоснабжения № 1016 от 23.10.2020, заключенному с Обществом с ограниченной ответственностью «ЮТЭЦ» (далее – ООО «ЮТЭЦ»). В связи с тем, что имущественный комплекс котельной ООО «ЮТЭЦ» в г. Юрга был передан ООО «Интеграл», 29.10.2021 договор теплоснабжения был перезаключен с ООО «Интеграл».

25.08.2020 перед заключением договора с ООО «ЮТЭЦ» абоненту ООО «СТЛ» были выданы технические условия на установку узла учета тепловой энергии (далее – УУТЭ). ООО «СТЛ» был разработан проект УУТЭ, на основании, в том числе, выданных технических условий.

13.11.2020 на тепловых сетях железнодорожного цеха, расположенного по адресу: 652050, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Шоссейная, 3 (далее – объект ООО «СТЛ»), ООО «ЮТЭЦ» была произведена пломбировка УУТЭ и составлен Акт допуска в эксплуатацию УУТЭ.

Отопительный сезон 2020-2021 гг. ООО «ЮТЭЦ» осуществляло учет отпущенной тепловой энергии по показаниям приборов учета УУТЭ, установленного (смонтированного) на объекте ООО «СТЛ».

29.10.2021 между ООО «СТЛ» и ООО «Интеграл» заключен Договор теплоснабжения и поставки горячей воды № ЮОП-846 (далее – Договор № ЮОП-846).

Согласно Договору № ЮОП-846 ТСО (ООО «Интеграл») обязуется поставить Потребителю (ООО «СТЛ») через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а Потребитель обязуется оплачивать принятый ресурс (п. 1.1 Договора № ЮОП-846).

При любом положительном значении объемов (массы) теплоносителя, зафиксированных приборами учета, Потребитель оплачивает стоимость энергии и горячей воды зафиксированных объемов (п. 7.2 Договора № ЮОП-846).

Отопительный сезон 2021-2022 гг. ООО «Интеграл» осуществляло учет отпущенной тепловой энергии по показаниям приборов учета УУТЭ.

08.11.2022 по результатам технического осмотра приборов учета тепловой энергии УУТЭ ООО «СТЛ» представителем ООО «Интеграл» – ведущим инженером КИПиА ООО «Интеграл» был составлен Акт № б/н периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя (далее – Акт).

В соответствии с Актом по результатам технического осмотра приборов пункта учета тепловой энергии у ООО «СТЛ» были выявлены следующие нарушения: «не представлен проект на узел учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, паспорт на тепловычислитель».

При этом, технических неисправностей УУТЭ в соответствии с Актом выявлено не было, УУТЭ не признан вышедшим из строя.

Согласно сведениям ООО «СТЛ» паспорт на тепловычислитель был предоставлен позднее (повторно).

На основании указанного Акта УУТЭ не допущен ООО «Интеграл» в эксплуатацию с 08.11.2022.

По сведениям ООО «СТЛ» рабочий проект узла учета тепловой энергии и холодной воды 20-02-ОВ разработан в соответствии с техническими условиями на установку узла учета тепловой энергии, выданными ООО «ЮТЭЦ».

Согласно Акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, выданным ООО «ЮТЭЦ» (ТСО, ранее предоставлявшая ресурс) потребителю ООО «СТЛ», УУТЭ соответствовал требованиям Правил № 1034, на основании которых узел учета тепловой энергии и теплоносителя допускается в эксплуатацию с 13.11.2020 по 13.11.2021, вся необходимая техническая документация была проверена.

При заключении Договора № ЮОП-846 указанные документы были приняты ООО «Интеграл», о чем свидетельствует применение учетного метода в предыдущий отопительный период.

04.05.2023 представителями ООО «Интеграл» повторно провели проверку УУТЭ ООО «СТЛ» о чем был составлен Акт периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя (далее – Акт от 04.05.2023), в котором сотрудником ООО «Интеграл» были указаны следующие замечания:

- проект не согласован с ТСО (п. 64 Правил № 1034);

- длина концентрических переходов не соответствует проектной документации;

- монтаж преобразователя температуры на обратном трубопроводе системы теплоснабжения не соответствует проектной документации;

- отсутствует учет тепловой энергии на горячее водоснабжение;

- проект УУТЭ выполнен организацией, не имеющей лицензии и не являющейся саморегулируемой организацией (далее – СРО).

Указанные обстоятельства, по мнению ООО «Интеграл», нарушают п. 64, подп. «д» п. 95, подп. «а» п. 100 Правил № 1034; подп. «а» п. 37 Приказа Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2014 № 34040) (далее – Методика № 99/пр).

Вместе с тем, ООО «Интеграл» не предоставило сведений, подтверждающих обстоятельства, указанные в Акте от 04.05.2023. Также указанные обстоятельства были выявлены уже в ходе рассмотрения Комиссией дела № 042/04/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства и, таким образом, отсутствовали на момент возбуждения настоящего дела.

Также необходимо отметить, отсутствие в СРО организации, выполнившей проектную документацию УУТЭ для ООО «СТЛ» не может являться основанием для признания проектной документации УУТЭ не соответствующей требованиям законодательства, так как законодательством РФ права требования теплоснабжающей организацией у потребителя свидетельства о допуске СРО не установлено.

В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правила, предусмотренные ст.ст. 539 – 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета.

В соответствии с разделом 11 Правил № 1034, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию; ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителей теплоснабжающей организации, потребителя, организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета; узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию; перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета.

Согласно п. 51 Правил № 1034 теплоснабжающая организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия п. 44 настоящих Правил. В случае непредставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Вместе с тем, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (п. 3 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 31 Правил № 1034).

Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в соответствии с которой осуществляется, в том числе, определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета (п. 114 Правил № 1034).

Согласно п. 7 Методики № 99/пр для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы:

а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;

б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;

в) приборно-расчетный метод - в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.

По смыслу подп. «б» п. 7 Методики № 99/пр расчетный метод коммерческого учета предназначен для применения в случаях отсутствия приборов учета, а также в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме.

Формальные недостатки, в том числе в комплектности документации, к таким случаям не относятся.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.06.2020 № 301-ЭС19-23247 и № 310-ЭС19-27004, от 30.09.2020 № 310-ЭС20-9716, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчете за поставленный коммунальный ресурс, пока не доказано иное.

Процедура вторичного ввода узла учета в эксплуатацию законодательством не предусмотрена.

Так, допуск узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при его первоначальном вводе в эксплуатацию с проверкой соответствия монтажа узла учета проектно-монтажной документации и проверка готовности узла учета к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном являются самостоятельными видами допуска, имеющими различные цели и различные правовые последствия (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.06.2020 № Ф01-8112/2019 по делу № А11 -5295/2017).

Наличие на объектах ООО «СТЛ» допущенных к эксплуатации в установленном законодательством порядке приборов учета в отсутствие доказательств их неисправности или истечения срока поверки приборов является достаточным основанием для применения учетного способа определения объема потребленной энергии.

При этом отсутствие актов о проверке готовности узлов учета к эксплуатации перед отопительным сезоном не может рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего возможность использования показаний приборов учета в расчетах сторон по договору энергоснабжения (Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2018 № 304-КГ18-14948).

Таким образом, у ООО «Интеграл» отсутствовали основания для начисления объема потребленной ООО «СТЛ» тепловой энергии расчетным путем.

В результате действий ООО «Интеграл» по не принятию к коммерческому учету исправного узла учета тепловой энергии ООО «СТЛ» и необоснованным применением в связи с этим в отопительный период 2022-2023 гг. расчетного способа определения потребленной ООО «СТЛ» тепловой энергии, возникает угроза наступления неблагоприятных последствий и ущемления прав и законных интересов иных участников рынка.

Указанные действия ООО «Интеграл» могут привести к формированию задолженности ООО «СТЛ» за потребленную тепловую энергию, что в последующем может привести к введению ООО «Интеграл» ограничению режима потребления тепловой энергии в отношении объекта ООО «СТЛ».

Наличие данной угрозы было подтверждено имеющимися материалами по делу № 042/01/10-370/2023.

Будучи профессиональным участником рынка оказания, услуг по передаче электрической энергии, ООО «Интеграл» не может не знать о правовом регулировании рассматриваемых правоотношений и возможных последствиях своего поведения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Администрации города Юрги от 13.09.2021 № 824 ООО «Интеграл» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Юргинского городского округа как организации, владеющей на праве аренды источником тепловой энергии – ТЭЦ ООО «Юргинский машзавод».

В соответствие с ч. 4 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Таким образом ООО «Интеграл» занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя на территории Юргинского городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, сведения, письма, считает доводы ООО «Интеграл» об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном применении в отопительный период 2022-2023 гг. расчетного способа определения потребленной ООО «СТЛ» тепловой энергии при наличии исправного узла учета тепловой энергии на объекте, расположенном по адресу: 652050, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Шоссейная, 3, несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Интеграл» как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Предприятие обязано соблюдать запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и не допускать действий (бездействия), которые бы приводили к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба (угрозе) иным участникам рынка, включая ООО «СТЛ», извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Сведений о материальном ущербе ООО «СТЛ», причиненном вследствие нарушения ООО «Интеграл» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в материалы дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства не представлено.

Учитывая, что до вынесения настоящего решения вышеуказанные действия не прекращены, у Комиссии отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ст. 48 Закона о защите конкуренции.

Решая вопрос о выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 2 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым в целях устранения ущемления интересов ООО «СТЛ» в сфере предпринимательской деятельности выдать ООО «Интеграл» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Интеграл» (127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 61, стр. 2, эт. ц. 0, пом. I, ком. 2; ОГРН 1187746947332; ИНН/КПП 7707422881/770701001, дата регистрации юридического лица 19.11.2018) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2003 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем необоснованного применения расчетного способа определения потребленной ООО «СТЛ» тепловой энергии при наличии исправного узла учета тепловой энергии на объекте, расположенном по адресу: 652050, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Шоссейная, 3.

2. Выдать ООО «Интеграл» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 042/01/10-370/2023 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Интеграл» административного производства.

 

Председатель комиссии

<...>

Члены Комиссии:

<...>

 

<...>

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

ООО «СТЛ»
ИНН 5407956110, ОГРН 1165476129785
ООО "Интеграл"
ИНН 7707422881, ОГРН 1187746947332
ОП ООО «Интеграл»
ИНН 7707422881, ОГРН 1187746947332