Решение №09/8181 по обращению от 23 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-316/2021
«10» августа 2021г. г. Кемерово
Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: Членов Комиссии |
<…>- <…>- <…>- |
заместителя руководителя управления; начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; ведущего специалиста - эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело № 042/05/5-316/2021 в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, адрес регистрации: <…>) по признакам нарушения требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу (вх. от 11.01.2021 № 19) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».
Из заявления следует, что в магазине NEW Оптика по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 90/1, заявителем были приобретены очки. В сумму чека также включили футляр для очков за 492 руб. 77 коп. Вместе с тем, в рекламе было указано, что при изготовлении очков – футляр в подарок.
Заявителем также приложена копия рекламной листовки следующего содержания:
«NEW Оптика изготовление очков при заказе очков ФУТЛЯР В ПОДАРОК Узнай свое зрение БЕСПЛАТНО» и копия товарного чека № 7792 от 22.12.2020 на суму 2990 руб. В сумму чека входит:
-оправа стандарт 826 руб. 84 коп.
-линзы Мультипокрытие n=1,56 Clear Vision 1670 руб. 39 коп.
-футляр премиум 492 руб. 77 коп.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
04.03.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-316/2021 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 21.04.2021 в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
21.04.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/5-316/2021 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.
Определением от 21.04.2021 рассмотрение дела № 042/05/5-316/2021 было отложено на 07.06.2021 в 10 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
07.06.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. от 04.06.2021), из которых следует, что 22.12.2020 по чеку № 7792 был оформлен заказ на изготовление очков. По данному заказу клиенту предоставили футляр в подарок, то есть на безвозмездной основе. В заявлении указано, что в копии чека в графе «цена» указана сумма 492 руб. 77 коп., в связи с чем, заявитель полагает, что за футляр были взяты денежные средства.
Вместе с тем, на чек начислена скидка в размере 590 руб., которая соответствует стоимости футляра.
Даная ситуация обусловлена особенностью алгоритма работы программного обеспечения. Все акции и скидки проводятся скидкой на общую сумму чека. Продавцу при оформлении заказа необходимо включить футляр в чек для соблюдения товарного учета, так как футляры числятся на подотчете продавцов конкретной торговой точки.
07.06.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-316/2021 в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств по делу.
Определением от 07.06.2021 рассмотрение дела № 042/05/5-316/2021 было отложено на 10.08.2021 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
10.08.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-316/2021 в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу (вх. от 11.01.2021 № 19) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».
Из заявления следует, что в магазине NEW Оптика по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 90/1, заявителем были приобретены очки. В сумму чека также включили футляр для очков за 492 руб. 77 коп. Вместе с тем, в рекламе было указано, что при изготовлении очков – футляр в подарок.
Заявителем также приложена копия рекламной листовки следующего содержания:
«NEW Оптика изготовление очков при заказе очков ФУТЛЯР В ПОДАРОК Узнай свое зрение БЕСПЛАТНО» и копия товарного чека № 7792 от 22.12.2020 на суму 2990 руб. В сумму чека входит:
-оправа стандарт 826 руб. 84 коп.
-линзы Мультипокрытие n=1,56 Clear Vision 1670 руб. 39 коп.
-футляр премиум 492 руб. 77 коп.
Согласно представленной заявителем копии товарного чека № 7792, деятельность в магазине NEW Оптика по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 90/1, осуществляет ИП <…> (ИНН <…>), тел. 8-923-518-33-25.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В рекламе ИП <…> содержатся следующие сведения «при заказе очков ФУТЛЯР В ПОДАРОК».
По определению, приведенному в толковом словаре Ожегова С.И., подарок – это вещь, которую дарят, подарили.
Также, по смыслу статьи 572 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под дарением понимается безвозмездная передача вещи или имущественного права одной стороной (дарителем) другой стороне (одаряемому) в собственность.
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли – продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Указанная рекламная информация может создать у потребителя впечатление, что при заказе очков продавец предоставляет другой товар – футляр – по договору дарения. Однако фактически потребитель заключает договор купли – продажи двух вещей: очков и футляра. При этом на оба товара предоставляется скидка.
Природа договора купли – продажи и договора дарения различна. Следовательно, указанная в рекламе информация содержит не соответствующие действительности сведения о природе заключаемого с потребителем договора.
Таким образом, фактически потребителю предоставляется не подарок, а скидка на товары, которые он приобретает дополнительно при заключении заказе очков.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В нарушение данной правовой нормы в спорной рекламе содержится недостоверная информация о предоставлении футляра в подарок.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует информация о сроках проведения акции, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП <…>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <…> (адрес регистрации: <…>) о предоставлении очков в подарок при заказе очков, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 стати 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> адрес регистрации: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «23» августа 2021 года.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».