Предупреждение №НК/6403/24 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ П... от 23 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа

<...>

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«18» июля 2024г. г. Кемерово

 

По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было установлено следующее:

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 настоящего Закона.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Как следует из пункта 3 статьи 25 Закона о погребении, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Частью 2 статьи 29 Закона о погребении установлено, что порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Законом о погребении установлено, что к обязанностям специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены: исполнение волеизъявления умершего (статья 16 закона), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении (часть 2 статьи 7 закона), оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, с последующим возмещением специализированной службе его стоимости в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 9 закона, погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (статьи 12 закона), погребение умершего и оказание услуг по погребению (часть 2 статьи 25 закона),осуществление погребения умерших (часть 1 статьи 29 закона).

Частями 1, 2 статьи 9 Закона о погребении установлено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно части 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежит возмещению специализированной службе за счет средств соответствующих бюджетов и фондов. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о погребении оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено наделение статусом специализированной службы хозяйствующих субъектов на конкурсной основе. Кроме того, законодательством Российской Федерации не закреплено право органов местного самоуправления по наделению статусом специализированной службы (при условии ее отсутствия) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Установлено, что на территории Полысаевского городского округа полномочия по вопросам похоронного дела решением Совета народных депутатов от 23.01.2020 № 4 «Об утверждении Положения Управления по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа» возложены на Управление по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа (является правопреемником Управления по вопросам жизнеобеспечения Полысаевского городского округа).

Согласно пункту 1.2 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Полысаевского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Полысаевского городского округа от 30.11.2023 № 116 (далее — Положение № 116), организация предоставления ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Полысаевского городского округа осуществляются уполномоченным органом - Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 3.3 Положения № 116 определено, что в полномочия Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа входит создание специализированной службы по вопросам похоронного дела и определения порядка ее деятельности.

Вместе с тем, органом местного самоуправления не представлены документы, свидетельствующие о создании в установленном порядке специализированной службы, предоставляющей гарантированный перечень услуг по погребению.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения № 116 Управление по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключает муниципальные контракты на содержание муниципальных кладбищ с правом захоронения на них, на проведение отдельных работ по благоустройству муниципальных кладбищ.

На основании протокола № 3 от 25.08.2016 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право выполнения работ по эксплуатации, содержанию и благоустройству кладбищ на территории Полысаевского городского округа, ИП <...> признал победителем открытого конкурса.

01.09.2016 между Управлением по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа (является правопреемником Управления по вопросам жизнеобеспечения Полысаевского городского округа) и ИП<...> был заключен договор на выполнение работ по эксплуатации, содержанию и благоустройству кладбищ на территории Полысаевского городского округа.

Техническим заданием к указанному выше договору определен перечень и объем необходимых работ:

- оказание комплекса услуг по погребению (гарантированных и дополнительных);

- участие в проведении работ по инвентаризации кладбищ совместно с уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела, создание электронной архивной базы данных;

- благоустройство территории кладбищ;

- изготовление информационных щитов;

- установить вывески при входе с указанием наименования кладбища и режима работы.

Поскольку предоставление гарантированного перечня услуг по погребению за счет средств бюджетов и фондов может осуществляться исключительно специализированной службой, предоставление ИП <...> гарантированных услуг по погребению создает необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности путем создания исключительной возможности оказания им гарантированного перечня услуг по погребению с последующим получением оплаты данных услуг за счет средств соответствующих бюджетов и фондов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действия Управления по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа по возложению на ИП <...> полномочий по предоставлению населению гарантированного перечня услуг по погребению, что не предусмотрено действующим законодательством, предоставляют данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке оказания ритуальных услуг путем создания исключительной возможности оказания им гарантированного перечня услуг по погребению с последующим получением оплаты данных услуг за счет средств соответствующего бюджета и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того установлено, что в договоре на выполнение работ по эксплуатации, содержанию и благоустройству кладбищ на территории Полысаевского городского округа от 01.09.2016, заключенном между Управлением по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа (является правопреемником Управления по вопросам жизнеобеспечения Полысаевского городского округа) и ИП <...> в перечень оказываемых услуг входит участие в проведении работ по инвентаризации кладбищ совместно с уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела, создание электронной архивной базы данных, а именно:

- инвентаризация существующих захоронений,

- составление планов-схем захоронений с поквартальной разбивкой,

- обеспечение учета всех видов новых захоронений, формирование и сохранение архивного фонда документов.

Согласно частям 1, 4 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, действующим законодательством не предусмотрена.

Соответственно, регистрация мест захоронений, инвентаризация существующих захоронений хозяйствующим субъектом осуществляться не должна.

В части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как установлено ранее, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения, следовательно, формирование и сохранность архивного фонда по приему и исполнению заказов на услуги по погребению является властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления, и не может быть передана хозяйствующему субъекту.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Таким образом, наделение Управлением по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа ИП <...> функциями органа местного самоуправления противоречит части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Управления по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости прекращения в срок до 16.08.2024 действий, которые содержит признаки нарушения требований антимонопольного законодательства, а именно о необходимости:

- исключения из договора на выполнение работ по эксплуатации, содержанию и благоустройству кладбищ на территории Полысаевского городского округа от 01.09.2016, заключенного между Управлением по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа (является правопреемником Управления по вопросам жизнеобеспечения Полысаевского городского округа) и ИП <...> гарантированного перечень услуг по погребению;

- исключения из договора на выполнение работ по эксплуатации, содержанию и благоустройству кладбищ на территории Полысаевского городского округа от 01.09.2016, заключенного между Управлением по капитальному строительству и вопросам жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа (является правопреемником Управления по вопросам жизнеобеспечения Полысаевского городского округа) и ИП <...> работ по участию названного хозяйствующего субъекта в проведении работ по инвентаризации кладбищ совместно с уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела, созданию электронной архивной базы данных, а именно, инвентаризации существующих захоронений, составления планов-схем захоронений с поквартальной разбивкой, обеспечения учета всех видов новых захоронений, формирования и сохранения архивного фонда документов.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Кемеровское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления

<...>

 

 

 

 

 

<...>

2024-8246

Связанные организации

Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Полысаевского городского округа
ИНН 4212010720, ОГРН 1064212006715