Решение №09/4096 Решение по делу от 27 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«14» апреля 2021г.                                                                                     г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/18-307/2021, возбужденное в отношении акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (далее – АО «Банк Русский Стандарт», юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, 36, ОГРН 1027739210630, Дата присвоения ОГРН 03.10.2002, ИНН 7707056547, КПП 771901001)  по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18  Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 18.01.2021 № 208э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы 15.01.2021 в 19 часов 14 минут посредством телефонного звонка от абонента 8-495-136-38-01 на абонентский номер заявителя <…>, следующего содержания:

- «Добрый день. Отличные новости для Вас. С 10 января мы увеличили сумму и снизили проценты. Для Вас предложением на самых выгодных условиях от Банка Русский Стандарт. Позвольте рассказать Вам подробнее о предложении. Для этого нажмите «1». Если Вы хотите просто уточнить условие предложения, нажмите «2»».

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

03.03.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/18-307/2021 в отношении АО «Банк Русский Стандарт» и назначено к рассмотрению на 14.04.2021 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес АО «Банк Русский Стандарт» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

24.03.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности АО «Банк Русский Стандарт» (исх. от 17.03.2021 б/н), из которых следует, что Банк в целях доведения информации до своих клиентов, выразивших соответствующее согласие о возможности оказания услуг, а также о действующих банковских продуктах, 15.01.2021 самостоятельно проводил информационную кампанию путем ручного набора телефонных номеров работниками Банка, системы автоматического дозвона не использовались.

При осуществлении звонка 15.01.2012 в 19 часов 14 минут работником Банка, осуществляющим телефонный набор номера, была допущена ошибка и, как следствие, ошибочно произведен звонок на номер <…>.

У Банка отсутствовал умысел нарушать установленные нормы действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, также Банк не имел цели включить в рассылку абонента, не входящего в список лиц – клиентов Банка, который соответствующего согласия не давал.

Банком не распространяется реклама посредством применения средств выбора и/или набора абонентского номера без участия человека. Процедура телефонной коммуникации с клиентами Банка регламентирована инструкцией АО «Банк Русский Стандарт» по осуществлению телефонных коммуникаций с использованием Interactive Voice Response в рамках реализации маркетинговых кампаний и предусматривает участие человека (работника Банка) как на этапах сегментирования клиентской базы, так и на этапе непосредственного контакта (распространения рекламных предложений).

На момент осуществления звонка 15.01.2021 должностным лицом, осуществляющим руководство процессом взаимодействия с клиентами, а также определяющим список адресатов для рассылки является директор Департамента реализации целевых кампания АО «Банк Русский Стандарт» - <…>.

14.04.2021 состоялось рассмотрение дела в отсутствие представителя АО «Банк Русский Стандарт», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 18.01.2021 № 208э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы 15.01.2021 в 19 часов 14 минут посредством телефонного звонка от абонента 8-495-136-38-01 на абонентский номер заявителя <…>, следующего содержания:

- «Добрый день. Отличные новости для Вас. С 10 января мы увеличили сумму и снизили проценты. Для Вас предложением на самых выгодных условиях от Банка Русский Стандарт. Позвольте рассказать Вам подробнее о предложении. Для этого нажмите «1». Если Вы хотите просто уточнить условие предложения, нажмите «2»».

Поступление звонка 15.01.2021 в 19 часов 14 минут на телефон заявителя подтверждается представленной записью разговора и детализацией предоставленных услуг по абонентскому номеру <…>.  Во время телефонного звонка заявитель находился в Кемеровской области.       

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «ВымпелКом» (исх. от 16.02.2021 № ВР-04/б/н) следует, что абонентский номер 8-495-136-38-01 выделен по договору о предоставлении телекоммуникационных услуг от 10.10.2010 № <…> АО «Банк Русский Стандарт».

Из заявления следует, что согласие на получение вышеуказанной рекламы посредством телефонного звонка на абонентский номер <…> заявитель не давал.

В соответствии с письмом ФАС России от 26.12.2019 № ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе», запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, предоставляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с аудиозаписью разговора, представленного заявителем, в начале представленного разговора абоненту был воспроизведен заранее записанный аудиофрагмент (автоматизированная запись).

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Следовательно, распространение АО «Банк Русский Стандарт» рекламы посредством телефонного звонка без согласия абонента <…> содержит признаки нарушения частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

В соответствии с должностной инструкцией директора Департамента реализации целевых кампаний, директор Департамента подчиняется Председателю Правления Банка.

Следовательно, в данном случае рекламораспространителем является АО «Банк Русский Стандарт».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, 36, ОГРН 1027739210630, Дата присвоения ОГРН 03.10.2002, ИНН 7707056547, КПП 771901001), распространенную посредством телефонного звонка без согласия абонента <…>, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «27» апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37                        ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

Связанные организации не указаны