Решение №08/9111 по жалобе от 20 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20» сентября 2021г.                                                                                                           г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «15» сентября 2021г.                                    

Решение в полном объеме изготовлено «20» сентября 2021г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

заместитель руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

рассмотрев дело № 042/06/33-1639/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области-Кузбассу законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139100007621000020 Выполнение работ по  текущему ремонту фасада здания литера Б для нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу, расположенной по адресу Киселевский городской округ ул. Мира (1 этап)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

         09.09.2021г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Алтайвектор» (№ 6275э от 08.09.2021), ООО «Стигматранс» (вх. № 6281э от 09.09.2021)  (далее – Заявители) на действия заказчика – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области-Кузбассу нарушающего, по мнению заявителей, требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона № 0139100007621000020 Выполнение работ по  текущему ремонту фасада здания литера Б для нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу.

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

31.08.2021г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области-Кузбассу были размещены извещение о проведении электронного аукциона  № 0139100007621000020 Выполнение работ по  текущему ремонту фасада здания литера Б для нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта –  11 520 141,20 рублей.

Довод заявителя ООО «Стигматранс» о том, что срок между датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений и датой окончания срока подачи заявок составляет более трёх дней, что лишает потенциальных участников закупки возможности подать запрос о даче заказчиком разъяснений положений документации не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, является необоснованным.

Согласно части 4 статьи 65 в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчиком в информационной карте аукционной документации в п.39 установлено следующее:

39.

Порядок, даты начала и окончания срока предоставления  участниками электронного аукциона разъяснений положений документации

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем электронном аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Течение срока  на подготовку и направление  разъяснений  в соответствии  со статьёй 191 Гражданского  кодекса Российской  Федерации  начинается, на следующий день  после дня поступления  запроса..

Дата начала предоставления участником аукциона разъяснений положений документации об аукционе- 31.08.21

Дата окончания предоставления участником аукциона разъяснений положений документации об аукционе- 05.09.21 в 23-59

Если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.

* Значение даты и времени начала предоставления будет сформировано автоматически при размещении извещения. Значение будет соответствовать фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение.

В п/п № 15 информационной карты раздела  II документации электронного аукциона заказчиком установлены дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени): 09.09.2021 в 10-00.

Так как заказчик установил дату окончания предоставления участником аукциона разъяснений положений документации об аукционе- 05.09.21 в 23-59,  в действиях заказчика не установлено нарушений части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ.

Довод заявителя ООО «Стигматранс» о том, что заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к составу заявки, признан комиссией необоснованным.

Согласно аукционной документации заказчика в п. 9.2 Требования к документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе:

9.2 Первая часть заявки на участие в аукционе, за исключением случая, предусмотренного  частью 3.1 статьи 66 Закона №44-Фз, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

3). Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Первая часть  заявки  на участие  в электронном аукционе, в случае включения  в документацию  о закупке  в соответствии  с пунктом  8 части 1 статьи  33 Закона  №44-ФЗ проектной документации, должна содержать  исключительно согласие  участника  закупки на выполнение  работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе   (такое согласие даётся  с использованием  программно-аппаратных  средств  электронной площадки)

Из пояснений заказчика следует, что составлено развернутое, детализированное описание объекта закупки - техническое задание. Техническим заданием предусмотрены требования к выполнению работ и к используемым при выполнении работ товарам.

 При выполнении работ по данной закупке Заказчику отдельно товар не поставляется (не передается по товарной накладной), а используется/применяется при выполнении работы, и без которого невозможно выполнить такую работу.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ техническое задание содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, установленным заказчиком требованиям, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что требования о предоставлении конкретных показателей используемого товара документация об электронном аукционе не содержит.

Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ не установлено.

Довод заявителя ООО «Стигматранс» о том, что в проекте контракта ненадлежащим образом установлен порядок начисления штрафов, что нарушает части 5,8 статьи 34 закона о контрактной системе, является необоснованным ввиду следующего:

В силу части 4  статьи 34 Закона о контрактной системе в контракте включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

 В соответствии с частью  8  статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063" (далее Постановление № 1042) утверждены Правила определения размера штраф, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.

Согласно пункту 5 Постановления № 1042  за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011)

в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011.

Заказчиком разделом 7 «Ответственность сторон» проекта контракта (далее по тексту – Раздел 7) предусмотрено:

7.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  30 августа  2017 года № 1042.

7.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа)[1], но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей[2].

7.6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком  обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в следующем порядке[3]:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

7.7. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств), Подрядчик выплачивает  Заказчику штраф  в   размере:

1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Таким образом, комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчиком в проекте контракта документации об электронном аукционе надлежащим образом установлены условия и порядок начисления штрафов в соответствии с положениями Постановления Правительства № 1042, в связи с чем нарушений частей 5,8 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ не выявлено.

Заявитель ООО «Алтайвектор» указывает на то, что заказчик установил согласно локальному сметному расчету № 3 и техническому заданию следующие работы:

- Устройство наружной изоляции зданий с тонкой штукатуркой толщиной плит до: 120 мм;

-  Устройство обделок на фасадах (наружные подоконники, пояски, балконы и др.): включая водосточные трубы, с изготовлением элементов труб;

- Укладка перемычек массой до 0,3 т Перемычка должна быть выполнена из газобетона автоклавного твердения, должна быть армированная;

- Устройство герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей мастикой: вулканизирующейся тиоколовой.

Данные виды работ по мнению заявителя относятся к капитальному ремонту и включен в Перечень, установленный Приказом Минрегиона № 624.

Согласно п. 1.1 проекта государственного контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по  текущему ремонту фасада здания литера Б (далее - работы). Конкретные наименования видов работ, их объем, требования к безопасности и иные технические характеристики и параметры указаны в Техническом задании, Локальном сметном расчете.

Согласно письму Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства  строительства  и   жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.02.2018 № 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения.

Согласно п.14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Из ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что согласно Техническому заданию одним из видов работ по текущему ремонту являлась окраска фасада здания.

Из пояснений заказчика следует, что для проведения качественной окраски фасадов здания литера Б, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 25, необходимо предварительное проведение работ по выравниванию перепадов поверхностей здания. После рассмотрения нескольких вариантов был выбран способ выравнивания стен плитами из пенополистирольного пенопласта и минеральной ваты.  

Данный способ был выбран Заказчиком в связи с тем, что он не несет нагрузки на конструкцию здания в целом и является наиболее качественным и безопасным для подготовки здания к покраске, с учетом непосредственной близости трамвайных путей, образующих при движении трамваев дополнительные вибрационные нагрузки на близлежащие здания.

Таким образом, для обеспечения ровной поверхности стен здания, в п/п № 8 пункта 17 Технического задания предусмотрен вид работ по устройству наружной изоляции зданий с тонкой штукатуркой плитами толщиной до 120мм, без предъявления требований по тепловой защите здания. При этом к используемым материалам не предъявлялись требования по теплопроводности, указаны только показатели по толщине и классу горючести. В локальном сметном расчете указание данного наименования работ связано с тем, что невозможно применить иные расценки.

Расценка «устройство обделок на фасадах (наружные подоконники, пояски, балконы и др.): включая водосточные трубы, с изготовлением элементов труб» применена для выполнения работ по замене оконных отливов в связи с поддержанием их в надлежащем виде.

Данные работы, указанные в п/п № 10 пункта 17 Технического задания не относятся к капитальному ремонту, так как не связаны с заменой строительных конструкций здания, к которым в соответствии с п.24 ч.2 ст.2 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относятся часть здания или сооружения.

Работы по устройству перемычки над оконным проемом в количестве 1 шт, указанные в п/п № 6 пункта 17 Технического задания, не относятся к капитальному ремонту, так как связаны с незначительной частичной заменой оконных заполнений.

 Размер перемычки соответствует размеру используемых пеноблоков по ширине и толщине, при ее установке используется аналогичный с блоками способ монтажа (на клеевой состав), который не требует применения специализированного инструмента и механизмов. Перемычка устанавливается в существующем оконном проеме.

В п/п № 15 пункта 17 Технического задания Заказчиком было предусмотрено выполнение работ по герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей в части восстановления только дефектных участков, т.е герметизация будет частичная, менее 10% от общего объема стыков.

Также заказчик поясняет, что финансирование было выделено под текущий ремонт, а именно по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что все вышеперечисленные ремонтные работы заказчик относит к текущему ремонту, так как они связаны с обеспечением надлежащего технического состояния здания литер Б, поддержанием параметров его надежности, не влекут изменения функционального, служебного  назначения  здания, не увеличивают экономические показатели объекта,  на период проведения работ здание не выбывает из эксплуатации.

Таким образом, довод заявителя ООО «Алтайвектор» о том, что вышеуказанные работы относятся к работам по капитальному ремонту является необоснованным.

Довод ООО «Алтайвектор» о том, что заказчиком не установлено требование  о наличии участника закупки в Членстве СРО Строителей, а также отсутствует требование о предоставлении во второй части заявки Выписки СРО Строителей является необоснованным.

Согласно части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Предметом спорной закупки является «Выполнение работ по  текущему ремонту фасада здания литера Б для нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу».

Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России установлено, что работы, предусмотренные настоящим аукционом, не относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства, и, следовательно, участники электронного аукциона не обязаны быть членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в действиях заказчика нарушений вышеуказанной нормы не установлено.

        Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Стигматранс» на действия заказчика – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области-Кузбассу при проведении электронного аукциона № 0139100007621000020 Выполнение работ по  текущему ремонту фасада здания литера Б для нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Алтайвектор» на действия заказчика – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области-Кузбассу при проведении электронного аукциона № 0139100007621000020 Выполнение работ по  текущему ремонту фасада здания литера Б для нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу необоснованной.

3.      Производство по делу № 042/06/31-1639/2021 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Председатель комиссии:

 

Члены Комиссии:     

 


[1] Если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

[2] Данное положение не применяется в случае заключения контракта с участником электронного аукциона, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта в случае, предусмотренном  частью 23 статьи 68  Закона № 44-ФЗ.

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛТАЙВЕКТОР"
ИНН 0411170175, ОГРН 1140411003259
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТИГМАТРАНС"
ИНН 9704012954, ОГРН 1207700085383