Решение №09/6456 по делу от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«23» июля 2020г.                                                                   г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/8-766/2020, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, <…>) по признакам нарушения статьи 8, части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 23.03.2020 № 1569э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в газете «Шахтерская правда» № 12 (20856) за 19-25 марта на стр. 20 размещена реклама следующего содержания: «Защити себя от вируса. Закажи продукты на дом. <…>» с изображением корзины с продуктами, а также человека в красной рубашке, кепке, в медицинской маске с пакетами продуктов в руках.

21.05.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/8-766/2020 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 17.06.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

17.06.2020 на рассмотрение дела № 042/05/8-766/2020 ИП <…> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 17.06.2020 рассмотрение дела № 042/05/8-766/2020 было отложено на 23.07.2020 в 13 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

22.07.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. от 20.07.2020 б/н), из которых следует, что в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, на фоне обстановки с карантином и рекомендациями властей оставаться дома и воздерживаться от посещения общественных заведений, магазинов, ИП <…> было принято решение осуществить доставку продуктов питания на дом, с соблюдением необходимых мер защиты. Целью доставки была помощь людям, особенно находившимся в зоне риска. Услуга доставки продуктов осуществлялась абсолютно бесплатно, по ценам магазина. Единственным условием было сумма покупки от 500 рублей и доставка с 15:00 до 17:00 часов. Ассортимент и цены на товар предоставляли каждому звонившему покупателю лично в виде прайса по мессенджерам. После заказа товара покупателем, товар пробивался на кассе, каждому покупателю выдавался чек с магазина. Курьер доставлял товар до дверей квартиры. Также для удобства расчета у курьера с собой был мобильный терминал Сбербанк.

23.07.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/8-766/2020 в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

           Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

           В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. от 23.03.2020 № 1569э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

           Из заявления следует, что в г. Прокопьевске, на фасаде здания магазина «Брудер» по адресу ул. Институтская, 23А, размещен плакат (баннер) следующего содержания: «Защити себя от вируса. Закажи продукты на дом. <…>» с изображением корзины с продуктами, а также человека в красной рубашке, кепке, в медицинской маске с пакетами продуктов в руках, в левом нижнем углу логотип «Брудер».

           Из ответа КУМИ г. Прокопьевска, представленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что рекламная конструкция вышеуказанного содержания, размещенная по адресу г. Прокопьевск, ул. Институтская, 23а, на фасаде здания, размещена индивидуальным предпринимателем ИП <…>. Разрешение на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции у ИП <…> отсутствует.

   В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

  Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

  Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

  В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

 Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

 Согласно пункту 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

 В силу пункту 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

 Момент заключения договора розничной купли-продажи определен                            в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

 В пункте 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

   Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

   Пунктом 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

   В соответствии с пунктом 17 Правил, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

    Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в данном случае отсутствует непосредственной контакт потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения прайса, который, как следует из пояснений ИП <…> направляется покупателям по мессенджерам, который содержит информацию о наличии того или иного наименования товара, его стоимости.

   Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является реклама товара при дистанционном способе продажи.

    В нарушение данной правовой нормы, в тексте вышеуказанной рекламы сообщается о дистанционной продаже товара, однако отсутствует информация, обязательная для распространения такой рекламы – фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

  Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В нарушение требований части 9 статьи 19 фЗ «О рекламе» рекламная конструкция по адресу г. Прокопьевск, ул. Институтская, 23А, размещена без соответтсвующего разрешения органов местного самоуправления.

  В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8, частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

  В данном случае рекламораспространителем является ИП <…>.

  Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать индивидуального предпринимателя <…> (<…>), нарушившим требования статьи 8, части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы продажи товара дистанционным способом с отсутствием информации, обязательной для распространения такой рекламы – фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также с отсутствием соответствующего разрешения органов местного самоуправления.

2. Предписание в части нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.

3. Передать материалы дела № 042/05/8-766/2020 для  вынесения предписания о демонтаже рекламной конструкции в соответствии с частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Прокопьевска.

4. Передать материалы дела № 042/05/8-766/2020  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Отдел МВД России по г. Прокопьевску.

Решение изготовлено в полном объеме «24»  июля 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны