Решение №исх. 08/5804 от 11.06.2015г. Решение по делу № 189/З-2015 от 15 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  «05» июня 2015 года                                                                                       г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

 Председателя комиссии:    Стельмах С.В. -   заместителя руководителя
                                                                             Кемеровского УФАС России;

 

Членов Комиссии:                 Лыжина Д.А. –   начальника отдела контроля в сфере

                                                                                       закупок;

                                                                                                                                

                                               Щегловой Е.Р.–  ведущего специалиста-эксперта

                                                                          отдела контроля в сфере закупок;

 

                                             Михалевой Е.Е. -  главного специалиста-эксперта

                                                                           отдела контроля в сфере          закупок;

при участии:

- <…> - представителя заказчика - МБУ «Управление капитального строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства  Ленинск-Кузнецкого муниципального района»;

-  <…> - представителя уполномоченного органа - Управления экономического развития территории администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района.

рассмотрев дело № 189/З-2015, возбужденное по признакам нарушения  законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме №0139300021115000038  «Строительство модульной котельной в поселке станции Егозово Ленинск-Кузнецкого муниципального района», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

01.06.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила  жалоба ООО «Алакс» (вх. № 2033э от  01.06.2015г.), на действия  заказчика - МБУ «Управление капитального строительства и  жилищно-коммунального хозяйства  Ленинск-Кузнецкого муниципального района», нарушающего, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона № 0139300021115000038 Строительство модульной котельной в поселке станции Егозово Ленинск-Кузнецкого муниципального района.

 По мнению ООО «Алакс»,  опубликованная документация об аукционе разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, а именно:

- при предъявлении требований к участникам закупки заказчиком в нарушение требований Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, не устанавливается  требование подтверждения  опыта выполнения работ;

- заказчик устанавливает срок гарантии следующим образом: Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования материалов и работ устанавливается сроком не менее 60 месяцев с даты  подписания акта сдачи-приемки. Заявитель считает, что заказчиком не определено существенное условие по сроку гарантии, что вводит участников в заблуждение;

- в разделе 2 технического задания заказчик устанавливает требование о предоставлении проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009, данный ГОСТ утратил силу с 01.01.2014г.;

- в техническом задании документации заказчик устанавливает требования к электродам, противоречащие ГОСТ 9466-75, а также требования к трубам напорным из полиэтилена, противоречащие ГОСТ 18599-2001.

 

Из пояснений представителя заказчика - МБУ «Управление капитального строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства  Ленинск-Кузнецкого муниципального района» следует, что довод об отсутствии в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки установленных постановлением  Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 является необоснованным, так как в п. 10 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ (при наличии таких требований). Наличие ссылки на п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ по мнению заказчика является достаточным. Довод о том, что заказчиком не определено существенное условие по сроку гарантии, является  необоснованным в связи с тем, что заказчика устроит любой срок, но менее 60 месяцев. С доводом об использовании устаревшего ГОСТа, заказчик согласился в полном объеме. С доводами об установлении требований к электродам и трубам напорным из полиэтилена не в соответствии с ГОСТами заказчик не согласился, считает свои действия правомерными.

 

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

На   официальном    сайте      http://zakupki.gov.ru/  МБУ «Управление капитального строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства  Ленинск-Кузнецкого муниципального района»    размещены   извещение  о  проведении  электронного аукциона № 0139300021115000038 Строительство модульной котельной в поселке станции Егозово Ленинск-Кузнецкого муниципального района и аукционная документация.

Согласно требованиям пункта 2 части 1  статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Согласно требованиям частей  2 и 3  статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и положений Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» при начальной максимальной цене контракта превышающей 10 000 000 руб. необходимо предъявление  дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Начальная максимальная цена контракта по данному аукциону составляет  сумму 16400000.00 руб.

Данный  аукцион согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме  содержит указание на отнесение объекта закупки к  коду по ОКПД 45.21.13.110.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 ФЗ № -44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 2 статьи 59 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года N 2019-р.

В указанный Перечень включен, в том числе, код 45 "Работы строительные (кроме кода 45.12)" со сноской <6>: За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей. С соблюдением указанных правовых норм заказчиком был выбран способ  данной закупки в виде аукциона в электронной форме.

Согласно требованиям частей      2 и 3  статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комиссия Кемеровского УФАС России находит МБУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ленинск-Кузнецкого муниципального района»  нарушившим требования части 2 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку Заказчиком в аукционной документации не указывается на необходимость предоставления соответствующих документов, подтверждающих опыт выполнения работ, стоимость которых составляет не менее 20 процентов начальной максимальной цены контракта. Отсутствует соответствующая информация и в извещении о проведении данной закупки.

 

Согласно ч.4 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. Однако иных требований  к  гарантийным срокам законом о контрактной системе не устанавливается.

Таким образом, заказчик определяет сроки  гарантии, исходя из собственных потребностей.

В разделе 4 технического задания электронного аукциона Заказчик воспользовался правом предоставленным ему ч.4 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ и установил гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования материалов и работ устанавливается сроком не менее 60 месяцев с даты  подписания акта сдачи-приемки. Заказчиком установлен только низший порог  количества месяцев гарантии, т.е. участник закупки вправе предложить сколько угодно месяцев гарантии, но не менее 60 месяцев. Данное предложение будет удовлетворять потребности заказчик в полном объеме.

В связи с вышеизложенным, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода, касающегося нарушения законодательства о контрактной системе при установлении гарантийного срока.

 

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В разделе 2 технического задания  заказчик устанавливает, что Подрядчик должен предоставить проектную документацию на модульную котельную (расчетной мощностью 3,7 МВт), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации для строительства. Данное требование является не исполнимым, ГОСТ Р 21.1101-2009 утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.06.2013 N 156-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 21.1101-2013. Предоставить Проектную документацию на модульную котельную в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2009 не представляется возможным.

Заказчик с данным довод согласился в полном объеме, признал ошибку, допущенную при составлении технического задания.

 

 

Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ выразилось в указании в п/п 37 раздела 1.2 ведомости ресурсов: Электроды диаметром 4-5 мм Э42А в противоречие с ГОСТ 9466-75.

Согласно ГОСТ 9466-75 номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня указан следующий: 1,6; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0; 12,0.

 

В техническом задании документации Заказчик устанавливает следующее требование к используемым при выполнении работ:

  Трубы напорные из полиэтилена ПЭ-100 SDR 11-17 PN 10 -16, согласно ГОСТ 18599-2001 Стандартное размерное отношение (SDR) и показатель PN указан следующим образом:

 

Наименование полиэтилена

SDR 17,6

S 8,3

SDR 17

S 8

SDR 13,6

S 6,3

SDR 11

S 5

Номинальное давление,  Па (бар)

ПЭ 63

PN 6

-

PN 8

PN 10

ПЭ 80

(PN 7,5)

PN 8

PN 10

PN 12,5

ПЭ 100

(PN 9,5)

PN 10

PN 12,5

PN 16

 

Таким образом, Заказчик установил показатели SDR и показатель PN в противоречие с ГОСТ 18599-2001, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

                                                       РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу  ООО «Алакс»  на действия  заказчика - МБУ "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ленинск-Кузнецкого муниципального района" при проведении электронного аукциона №0139300021115000038  «Строительство модульной котельной в поселке станции Егозово Ленинск-Кузнецкого муниципального района» частично обоснованной (в части нарушения ч.4 ст.31, п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»).
  2. Признать заказчика – МБУ "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ленинск-Кузнецкого муниципального района", нарушившим ч.4 ст.31, п.1 ч.1 ст.33  Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4.  Передать материалы дела №189/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии:                                                           С.В. Стельмах

 

     Члены  комиссии                                                                                                                                                                          

                                                                                                     Д.А. Лыжин 

 

                                                                                                     Е.Р. Щеглова

 

                                                                                                     Е.Е. Михалева

Связанные организации

Связанные организации не указаны