Решение №От 14.08.2017 № 11/7429 Решение по жалобе № 139/11-18.1-2017 от 14 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 139/11-18.1-2017

«09» августа 2017 г.                                                                                                 г. Кемерово

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу ООО «Инвестгазстрой» и материалы жалобы № 139/11-18.1-2017

 

УСТАНОВИЛА:

 

     31.07.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «Инвестгазстрой» на действия организатора торгов – комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка (далее – КУМИ г. Новокузнецка) при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды в отношении следующего муниципального имущества Новокузнецкого городского округа (извещение  № 040717/0111670/01, размещено на сайте www.torgi.gov.ru):

     - сети газоснабжения с устройством ГРПШ, протяженностью 5465м.;

     - межпоселкового газопровода из полиэтилена высокого давления первой категории от ГРС-1 «Митино» до котельной п. Степной (1 этап строительства, протяженностью 7400м.).

     По мнению заявителя, нарушение выразилось в необоснованном допуске к участию в указанном аукционе заявок ООО «Сибгазификация», <…>. 

     Уведомлением от 01.08.2017г. рассмотрение жалобы было назначено на 09.08.2017г. на 13 часов 30 минут.

     09.08.2017г. состоялось рассмотрение жалобы № 139/11-18.1-2017 в присутствии представителей ООО «Инвестгазстрой», КУМИ г. Новокузнецка, ООО «СибГазификация».

     На заседании Комиссии, состоявшемся 09.08.2017г., представитель ООО «Инвестгазстрой» сообщил, что поддерживает доводы, изложенные в жалобе, а также пояснил, что для осуществления деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов необходимо наличие соответствующей лицензии, о чем свидетельствует наличие данного требования в проекте договора аренды, у ООО «СибГазификация», <…> лицензии отсутствуют. Следовательно, у организатора торгов не имеется правовых оснований для допуска указанных хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе.

     Также представитель ООО «Инвестгазстрой» сообщил, что лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов выдается для осуществления заявленной деятельности на определенной территории. ООО «Инвестгазстрой» получена лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, находящихся на территории г. Кемерово, Кемеровского района, адресные ориентиры спорного имущества, выставленного на торги, в данной лицензии отсутствуют. В случае если ООО «Инвестгазстрой» будет признано победителем аукциона данная лицензия будет переоформлена для осуществления лицензируемого вида деятельности по месту его осуществления. Срок оформления лицензии составляет 45 дней.

     Представитель КУМИ г. Новокузнецка пояснила, что организатором торгов при продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества применены положения Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса». Данный порядок содержит исчерпывающий перечень сведений и документов, необходимых для участия в аукционе. Сведений о наличии лицензии данный перечень не содержит, следовательно, у организатора торгов отсутствуют основания для включения указанного требования в аукционную документацию.

     Представитель КУМИ г. Новокузнецка также сообщила, что лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов отсутствует в составе заявок претендентов, в том числе в заявке ООО «Инвестгазстрой». 

     Представитель ООО «СибГазификация» пояснил, что аукционная документация не содержит требования к участнику о наличии лицензии на осуществление определенных видов деятельности, указанное  требование включено в проект договора аренды. Лицензия выдается в отношении эксплуатации конкретных объектов и необходимым условием получения лицензии является наличие права использования соответствующего объекта. 

      Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения представителей ООО «Инвестгазстрой», КУМИ г. Новокузнецка, ООО «СибГазификация», Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.03.2011 № 3/36 утверждено Положение о КУМИ г. Новокузнецка.

     Согласно пункту 3.5.1. Положения о КУМИ г. Новокузнецка в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа КУМИ г. Новокузнецка организует и проводит торги (аукционы и конкурсы) на право заключения, в том числе договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом.

     В соответствии с приказом КУМИ г. Новокузнецка № 336 от 04.07.2017г. принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды в отношении указанного выше муниципального имущества Новокузнецкого городского округа.

     Таким образом, решение о проведении указанного аукциона принято КУМИ г. Новокузнецка в соответствии с предоставленными полномочиями.

     Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса установлен Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Порядок № 67). 

    04.07.2017г. извещение № 040717/0111670/01 о проведении открытого аукциона опубликовано на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru. 

     Согласно указанному извещению дата окончания подачи заявок – 25.07.2017г., дата проведения аукциона – 02.08.2017г.

      В соответствии с пунктом 2.1. аукционной документации участником настоящего аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

     Пунктом 2.2. аукционной документации установлено, что участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

     В соответствии с пунктом 2.5. аукционной документации заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случаях:

     - непредставления документов, определенных пунктом 3.2 настоящей документации об аукционе (требования к предоставляемым в составе заявки сведениям и документам, либо наличия в таких документах недостоверных сведений); 

     - несоответствия требованиям, указанным в 2.2. настоящей документации об аукционе;

     - невнесения задатка;

     - несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

     - наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

     - наличия решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день рассмотрения заявки на участие в аукционе.

     Согласно пункту 2.6. аукционной документации отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 2.5 настоящей документации об аукционе, не допускается.

      Пунктом 3.2 аукционной документации установлен перечень сведений и документов о заявителе: наименование; местонахождение заявителя; контактная информация о заявителе; выписка из ЕГРЮЛ; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; копии учредительных документов; решение об одобрении или о совершении крупной сделки; заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя; документы или копии документов, подтверждающих внесение задатка.

     Таким образом, перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим, отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается. 

     Установлено, что требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов I, II, III классов опасности, лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности в аукционной документации отсутствуют. 

     Данные требования установлены пунктами 3.4.7, 3.4.28 договора аренды, являющегося приложением № 6 к аукционной документации. 

     Таким образом, условие о наличии указанных лицензий в договоре аренды означает принятие арендатором на себя обязательств по получению лицензий, касается исполнения условий договора аренды и не может быть расценено, как требование к участнику аукциона, который является лишь претендентом на заключение соответствующего договора аренды. 

     В соответствии с пунктом 108 Порядка № 67 документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.

     Пунктом 109 Порядка № 67 установлено, что документация об аукционе должна содержать требования к техническому состоянию государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, которым это имущество должно соответствовать на момент окончания срока договора.

     Согласно 110 Порядка № 67 документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

     Пунктом 111 Порядка № 67 установлено, что не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

     Исходя из изложенного документация об аукционе может содержать требования к работам, выполняемым по договору аренды, требования к работам (услугам), оказываемым с использованием арендованного муниципального имущества, требования к описанию поставляемого товара, выполняемых работ (услуг), вместе с тем установлен запрет на включение в документацию об аукционе требований к участнику аукциона, требований к его деловой репутации, квалификационных требований, требований наличия у участника аукциона определенных видов ресурсов.

     Таким образом, у организатора торгов отсутствуют основания для включения в аукционную документацию требований к участникам аукциона, не предусмотренных положениями Порядка № 67.

     В соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 (далее - Положение № 492), данное Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

     Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения № 492 лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия) является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.

     В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения № 492 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах.

     Подпунктом «а» пункта 7 Положения № 492 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, с приложением соответствующих документов, в том числе копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений.

     Согласно пункту 8 Положения № 492 при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.

     Установлено, что в лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности указывается адрес места осуществления такого вида деятельности.

     С учетом изложенного необходимым условием для получения лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по конкретному адресу является наличие на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности на объектах по данному адресу, т.е. наличие соответствующего правового основания, в том числе договора аренды. 

     Таким образом, довод заявителя о необоснованном допуске к участию в указанном аукционе заявок ООО «Сибгазификация», <…> в связи с отсутствием лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности является необоснованным. 

     Относительно довода заявителя о возможности применения разъяснений, содержащихся в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.11.2016 № Д28и-3192, от 07.03.2017г. № Д28и-935, а также положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающих право заказчика установить в извещении, документации об аукционе требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, Комиссия Кемеровского УФАС России сообщает следующее:

     Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества регламентирован специальными нормами права, а именно - Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67. 

    Указанные заявителем нормативный правовой акт и письма Министерства экономического развития Российской Федерации содержат положения, касающиеся исключительно законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и не подлежат применению в рассматриваемом случае.   

     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

     Признать жалобу ООО «Инвестгазстрой» на действия организатора торгов – комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества Новокузнецкого городского округа (извещение № 040717/0111670/01) необоснованной. 

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны