Решение б/н РЕШЕНИЕ от 17 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 01/02-16

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 7 октября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <...>. – руководителя управления, Членов Комиссии: <...>. – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий; <...>. – главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, в присутствии представителей:

- ООО «Автолайнер» - <…> по доверенности от 14.06.2016 г.,

- ОАО «КПАТ» - <…> по доверенности от 12.01..2016 г., <…> по доверенности от 23.03.2016 г., <…> по доверенности от 17.03.2016 г.,

 

            рассмотрев 22 сентября 2016 г. в открытом заседании Комиссии с объявлением резолютивной части решения дело № 01/02-16 по признакам нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного в отношении ОАО «КировПассажирАвтотранс» (610025, г. Киров, пер. Автотранспортный, 4), поименованного далее ОАО «КПАТ», «ответчик»,

                                                                                            

УСТАНОВИЛА:

 

   На рассмотрение Кировского УФАС поступило обращение ООО «Автолайнер» от 18.01.2016 г. б/н (вход. регистр. № 217 от 19.01.2016 г.) на действия  ОАО «КировПассажирАвтотранс», выразившиеся в создании препятствий в пользовании объектом транспортной инфраструктуры – Автовокзалом г. Кирова, что имеет своим результатом ущемление интересов ООО «Автолайнер». Аналогичное заявление ООО «Автолайнер» было направлено для рассмотрения по существу Прокуратурой Ленинского района г. Кирова (вход. рег. № 493 от 28.01.2016 г.).

Приказом Кировского УФАС от 18.02.2016 г. № 27 в отношении ОАО «КировПассажирАвтотранс» было возбуждено дело № 01/02-16 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Определением от 02.06.2016 г. об отложении рассмотрения дела № 01/02-16 действия ОАО «КПАТ» по созданию препятствий в пользовании объектом транспортной инфраструктуры – Автовокзалом г. Кирова были квалифицированы по п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем рассмотрение дела откладывалось.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, а также для подготовки заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела откладывалось 7 раз, один раз в заседании Комиссии объявлялся перерыв.

 

На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что ООО «Автолайнер» с момента создания предприятия (с 2015 г.) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 219 Киров-Советск. В указанных целях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами ООО «Автолайнер» был получен в октябре 2015 г. в Министерстве транспорта Кировской области паспорт регулярного маршрута № 219. В упомянутом Паспорте регулярного автобусного маршрута № 219 указаны начальный/конечный остановочные пункты – автостанция г. Советска и Автовокзал г. Кирова (ул. Горького). Автовокзал г. Кирова принадлежит ОАО «КПАТ». Занимая доминирующее положение на товарном рынке, ОАО «КПАТ» незаконно создает препятствия по доступу автобусов Общества на территорию автовокзала (что подтверждается видеоматериалами), исключило рейсы ООО «Автолайнер» из расписания движения автобусов, не продает билеты на рейсы, обслуживаемые ООО «Автолайнер». В то же время ответчик допускает на территорию автовокзала автобусы ООО «Автоколонна № 1217» в целях осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск, хотя данный перевозчик не включен в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области по маршруту № 219, тем самым ОАО «КПАТ» ущемляет интересы ООО «Автолайнер» и совершает действия, направленные на ограничение конкуренции на товарном рынке перевозки пассажиров и багажа. Доводы ответчика об уклонении от заключения договора со стороны ООО «Автолайнер» заявитель опровергает совершением действий, направленных на урегулирование разногласий по договору, в том числе передачей спора на рассмотрение арбитражного суда.

 

На заседании Комиссии представители ответчика пояснили, что не признают факт нарушения антимонопольного законодательства. Единственной причиной недопуска с января 2016 года автобусов ООО «Автолайнер» на территорию автовокзала г. Кирова является нежелание заявителя заключить договор на организацию перевозки пассажиров на маршруте № 219 с использованием автовокзала г. Кирова, нежелание оплачивать услуги и соблюдать установленный на автовокзале режим. Между тем, заключение договора в силу положений гражданского законодательства между юридическими лицами обязательно. ОАО «КПАТ» четыре раза направляло в адрес ООО «Автолайнер» проекты договоров, однако, данный перевозчик предпринял попытки урегулирования разногласий по договору только после определения Комиссии в апреле 2016 года. Кроме того, автовокзал г. Кирова отнесен к объекту, имеющему третью категорию по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его транспортной безопасности. Соответственно Общество обязано соблюдать установленные требования по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем была разработана номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности, в указанный перечень ООО «Автолайнер» не включено ввиду уклонения от заключения договора. Отказ в допуске на территорию автобусов, владельцы которых не состоят в договорных отношениях с ОАО «КПАТ», является правомерным. ООО «Автолайнер» осуществляет перевозки пассажиров на маршруте № 219 Киров-Советск, высаживая пассажиров на соответствующей платформе, территория которой расположена на участке земли, относящейся к муниципальной собственности, а посадка пассажиров осуществляется на ул. Некрасова в непосредственной близости от автовокзала. Указанный факт подтверждается представленными видеоматериалами и письменными пояснениями сотрудников Общества.

Изучив представленные сторонами документы и информацию, заслушав и оценив доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Из заявления и представленных с заявлением документов и пояснений следует, что ООО «Автолайнер» с момента создания предприятия (с 2015 г.) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 219 Киров-Советск. В указанных целях в соответствии с действующими нормативными правовыми актами ООО «Автолайнер» был получен в октябре 2015 г. в Министерстве транспорта Кировской области Паспорт регулярного маршрута № 219. В упомянутом Паспорте регулярного автобусного маршрута № 219 указаны начальный/конечный остановочные пункты – автостанция г. Советска и Автовокзал г. Кирова (ул. Горького).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 3.10.2008  (№ 43-АВ 121771) помещение автовокзала по адресу: г. Киров, ул. Горького д. 57, принадлежит на праве собственности ОАО «КировПассажирАвтотранс».

В соответствии с п. 3 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (деле Закон № 220-ФЗ или Закон об организации регулярных перевозок..»), в реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке включаются сведения о наименовании маршрута в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт  по данному маршруту, а также порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок).

В ч. 1 ст. 3 Закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ, даны следующие понятия:

п. 10) начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

п. 11) конечный остановочный пункт - последний остановочный пункт, который указан в расписании.

Под автовокзалом, автостанцией понимаются объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ).

Под владельцем объекта транспортной инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ, понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В соответствии с п. 10 ст. 2 Устава автомобильного транспорта объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

Помимо автовокзалов и автостанций к объектам транспортной инфраструктуры также относятся терминалы, которые, однако, имеют совершенно иное предназначение. Терминал – производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов (п. 19 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).

Согласно ст. 7 Устава автомобильного транспорта требования к оформлению и оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, определяются Правилами перевозок пассажиров и багажа.

Пунктом 2 Правил перевозки пассажиров и багажа установлено:

- «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

- «автостанция» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.

Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации (п. 20 Правил перевозки пассажиров и багажа).

Как следует из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа, на территории и в основном здании автовокзала, автостанции в удобном для ознакомления месте и в понятной форме размещается информация о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков основных служб и помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), пункта медицинской помощи, камеры хранения (при наличии), туалетов, а также указывается направление движения к ним и к транспортным средствам соответствующих маршрутов.

В соответствии с п. 21 Правил перевозки пассажиров и багажа пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:

- в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства, - для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;

- в течение срока действия билета (с учетом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) - для других остановочных пунктов.

Исходя из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа предназначение автовокзала (автостанции) заключается в обслуживании пассажиров и перевозчиков.

Кроме того, п. 23 Правил № 112 предусмотрена необходимость размещения  на фасадной стороне основного здания автовокзала, автостанции с некруглосуточным режимом работы общего расписания для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции, или информационный терминал для предоставления сведений о прибытии и отправлении транспортных средств. Согласно п. 24 Правил № 112, в  основном здании автовокзала, автостанции должно быть размещено общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции. В соответствии с п. 26 Правил № 112, общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала, автостанции, должно содержать сведения о прибытии и отправлении транспортных средств по каждому маршруту регулярных перевозок, в том числе дни недели и время (в часах и минутах):

а) прибытия транспортного средства на остановочный пункт;

б) отправления транспортного средства от остановочного пункта;

в) прибытия транспортного средства в конечные пункты маршрута регулярных перевозок.

Согласно п. 49 Правил № 112, продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

В соответствии с п. 50 Правил № 112, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В п. 2 Правил посещения и пользования услугами Кировского автовокзала, утв. генеральным директором ОАО «КПАТ» 16.03.2015 г., указано, что Кировский автовокзал – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Разделом 5 Правил предусмотрено разделение автовокзала на основное здание автовокзала и технологическую зону для транспорта и пассажиров. При этом в основном здании автовокзала размещены администрация автовокзала, диспетчерская, кассы для продажи билетов и оплаты багажа, камера хранения ручной клади и багажа, зал ожидания пассажиров и прочие помещения (п. 5.1 Правил). Согласно  п. 5.2 Правил, в технологической зоне для транспорта и пассажиров размещены перрон для пассажиров, имеющий 10 посадочных платформ, перрон для высадки пассажиров, разворотная площадка и стоянка автобусов, эстакада для проведения межрейсового технического осмотра автотранспорта. В соответствии с п. 10.1 Правил, посадка пассажиров в автобус осуществляется на посадочных платформах, оборудованных указателями номеров маршрутов, по заранее приобретенным билетам. Пассажиры информируются о начале поездки через громкоговорящую связь (п. 10.2 Правил).     

Определением от 24.03.2016 г. об отложении рассмотрения дела № 01/02-16 Кировское УФАС запросило предоставления от ОАО «КПАТ» сведений о полном перечне услуг (действий), оказываемых ОАО «КПАТ» перевозчикам, в связи с предоставлением в пользование объекта транспортной инфраструктуры – Автовокзала г. Кирова в целях осуществления перевозчиками пассажиров и багажа по межмуниципальным и пригородным маршрутам.  Письмом от 19.04.2016 г. ОАО «КПАТ» пояснило, что в минимальный перечень услуг, оказываемых ОАО «КПАТ», входит: бронирование билетов, предварительная и текущая продажа билетов пассажирам через кассы автовокзала и посадочных контролеров; предоставление комнаты отдыха и туалета кондукторам и водителям; диспетчеризация; предоставление информационных услуг пассажирам по отправляемым в рейс автобусам; посадка пассажиров в автобусы посадочным контролером; предоставление места для отстоя автобусов на охраняемой стоянке; предоставление посадочной платформы для посадки пассажиров. При необходимости могут предоставляться дополнительные услуги: проведение медицинского освидетельствования водителей, ремонт автобусов, проверка автобусов механиком ОТК, предоставление теплой и открытой стоянки для автобусов с отправлением на следующий день, мойка автобусов. За предоставление основного перечня услуг взимается единая плата в размере 15% от проданных билетов, дополнительные услуги предоставляются за отдельную плату.

Таким образом, деятельность по продаже пассажирам билетов для посадки на рейсы перевозчиков, информирование пассажиров о выполняемых перевозчиками рейсах, предоставление посадочных платформ для посадки пассажиров и платформ для высадки пассажиров является составной частью услуг по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала г. Кирова. Причем стоимость услуг для перевозчиков, независимо от вида получаемых основных услуг, является единой и определяется в процентном отношении от количества билетов, проданных владельцем автовокзала на тот или иной рейс.    

ОАО «КПАТ» так же, как и ООО «Автолайнер»,  осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск, имеет Паспорт маршрута регулярных перевозок, в котором указаны те же конечный и начальный остановочные пункты. Следовательно, ОАО «КПАТ» является конкурентом ООО «Автолайнер» на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа на указанном маршруте.

Регулярный автобусный маршрут № 219 включен в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области, который размещен на сайте Министерства транспорта Кировской области (http://ddht.ru/novaya-stranitsa.php). При этом в Реестр было включено два перевозчика, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа на маршруте № 219: ОАО «КПАТ» и ООО «Автолайнер».

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 19.10.2015 г.), перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Таким образом, оба хозяйствующих субъекта обязаны использовать автовокзал г. Кирова для посадки и высадки пассажиров при осуществлении перевозочной деятельности по регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск.

 

Между ОАО «КПАТ» и ООО «Автолайнер» был заключен договор № 256 от 2.10.2015 г. со сроком действия по 31.12.2015 г., по условиям которого ОАО «КПАТ» приняло на себя обязательство за вознаграждение оказывать ООО «Автолайнер» услуги по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзала г. Кирова по регулярному пригородному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск, выполняемыми автобусами ООО «Автолайнер», в соответствии с расписанием, согласованным и утвержденным в установленном законодательством порядке (п. 1.1. договора). В составе предоставляемых услуг перечислены услуги по обеспечению отправления по расписанию автобусов заявителя, посадке совместно с водителем пассажиров в автобусы с посадочных платформ, осуществлению контроля за наличием билетов на проезд и провоз багажа (п. 2.1.2 договора); своевременной продаже билетов на автобусы ООО «Автолайнер» по указанным Обществом тарифам (п. 2.1.3 договора); произведению отметок о фактическом времени прибытии автобусов на автовокзал и убытии с автовокзала в путевых листах водителей (п.2.1.5 договора); информированию пассажиров по вопросам оказания транспортных услуг (п. 2.1.6). Также упомянутым договором предусмотрена ответственность ООО «Автолайнер» за невыполнение условий договора в виде штрафных санкций (раздел 4 договора).

В целях оказания в 2016 году услуг по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзала г. Кирова ОАО «КПАТ» направило в адрес ООО «Автолайнер» проект договора от 01.01.2016г. № 66. ООО «Автолайнер» подписало проект договора с протоколом разногласий, в проекте договора перечеркнуты п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.3.6-2.3.9, 2.3.12-2.3.16, 2.3.18, 2.4, 3.1,3.2, 3.4, 4.3-4.11, 5.1. По сути, в договоре были оставлены в редакции владельца транспортной инфраструктуры только пункты, предусматривающие обязанность ООО «Автолайнер» предоставлять автобусы для перевозки пассажиров и багажа, а все пункты, касающиеся предоставления услуг по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзала г. Кирова со стороны ОАО «КПАТ» и оплате услуг со стороны ООО «Автолайнер», а также условия об ответственности сторон были исключены из проекта договора. Кроме того, 11.01.2016 г. заявителем в адрес ответчика был направлен проект агентского договора (вручен представителю ответчика 12.01.2016 г.), по условиям которого ОАО «КПАТ» должно было принять на себя обязательства по продаже билетов на рейсы ООО «Автолайнер» с оплатой агентского вознаграждения за диспетчерско-кассовое обслуживание в размере 15 процентов от выручки, полученной от продажи билетов.

 В протоколе разногласий к проекту договора, направленному для согласования ОАО «КПАТ», ООО «Автолайнер» предложило предмет договора изложить в следующей редакции: «Принципал (ООО «Автолайнер») обязуется предоставлять для перевозки пассажиров и багажа автобусы в количестве, необходимом для выполнения всех заявленных рейсов по маршруту регулярных перевозок, в соответствии с расписанием движения автобусов, указанном в Перечне (приложение № 1 к договору), а Агент (ОАО «КПАТ») обязуется по поручению принципала от своего имени и за вознаграждение осуществлять за 10 дней до дня осуществления рейса и в день осуществления рейса Принципалом продажу пассажирам перевозочных документов (билетов и багажных квитанций) на проезд и провоз багажа в автобусах Принципала по тарифам и правилам Принципала, не противоречащим действующему законодательству, а также предоставлять инфраструктуру автовокзала, расположенную по адресу: г. Киров, ул. Горького, 57 для посадки и высадки пассажиров, предоставления им зала ожидания и оказания других сопутствующих услуг и для междурейсового отстоя автобусов Принципала. При этом п. 3.1 договора в редакции протокола разногласий предусмотрена обязанность Агента перечислять Принципалу денежные средства, полученные от продажи билетов на проезд пассажиров и провоз багажа на рейсы, обслуживаемые Принципалом, на его расчетный счет с удержанием вознаграждения за оказанные услуги в размере 15% с учетом НДС от общей суммы денежной выручки. 

Таким образом, ООО «Автолайнер» отказалось от акцепта договора на организацию  перевозок пассажиров и багажа с автовокзала г. Кирова по регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск, и направило новую оферту о заключении договора на диспетчерско-кассовое обслуживание. 

Протокол разногласий со стороны ОАО «КПАТ» не был подписан, также не был подписан владельцем транспортной инфраструктуры агентский договор. Доказательств попыток урегулирования возникших между сторонами разногласий по условиям указанных договоров, к моменту возбуждения дела сторонами не было предоставлено.

ООО «Автолайнер» сообщило, что ОАО «КировПассажирАвтотранс» не исполняет свои обязательства, установленные законодательством Российской Федерации, а именно: не пропускает на территорию Автовокзала г. Кирова автобусы, принадлежащие ООО «Автолайнер», и не осуществляет продажу билетов на рейсы, которые обслуживает ООО «Автолайнер». По мнению заявителя, эту обязанность владелец транспортной инфраструктуры должен исполнять независимо от наличия или отсутствия договора между перевозчиком и владельцем объекта транспортной инфраструктуры. В качестве доказательства невыполнения обязательств по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры ООО «Автолайнер» предоставило видеосъемку, из содержания которой следует, что сотрудники ОАО «КПАТ» (охраны) не открывают шлагбаум для проезда автобусов на территорию Автовокзала. Указанная информация также подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 4.03.2016 г., из содержания которого следует, что 2.01.2016 г. водитель автобуса, принадлежащего ООО «Автолайнер», заблокировал своим автобусом въезд на территорию автовокзала, остановившись перед шлагбаумом у поста № 1, при этом директором автовокзала были даны пояснения о том, что сотрудники охраны не пропускали микроавтобус на территорию автовокзала в связи с незаключением на 2016 год договора на организацию перевозок пассажиров.

По запросу Кировского УФАС ОАО «КировПассажирАвтотранс» предоставило информацию о том, что неоднократно в адрес ООО «Автолайнер» направлялись проекты договоров на оказание услуг пользования автовокзалами как г. Кирова, так и г. Советска в целях организации перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 219, которые заявителем не подписаны. По мнению ОАО «КПАТ», ООО «Автолайнер» уклоняется от заключения договоров, при этом заявитель продолжает осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 219. Из представленных письменных пояснений сотрудников охранного предприятия, осуществляющего охрану Автовокзала, принадлежащего  ОАО «КПАТ», письменных пояснений бывших сотрудников ООО «Автолайнер», представленных видеоматериалов следует, что ООО «Автолайнер» продолжает оказывать пассажирам услуги по перевозке на автобусном маршруте № 219 Киров-Советск, высаживая пассажиров на площадке у автовокзала, и осуществляя посадку пассажиров на ул. Некрасова в непосредственной близости от автовокзала. Данную информацию ООО «Автолайнер» не отрицает. ОАО «КПАТ»  полагает, что не чинит препятствия ООО «Автолайнер» для высадки пассажиров, так как площадка для высадки пассажиров расположена на муниципальной территории.

ОАО «КПАТ» в письмах от 16.02.2016 г. № 353, от 18.03.2016 г. № 573 поясняло, что предприятие в 2016 году прекратило продажу билетов на автобусы ООО «Автолайнер», в связи с уклонением последнего от заключения договора. Допуск на территорию автовокзала автобусов ООО «Автолайнер», не состоящего в договорных отношениях с ОАО «КПАТ», ответчик считает правомерным. Помимо отсутствия договора, ОАО «КПАТ» привело доводы о том, что автовокзал г. Кирова является объектом транспортной инфраструктуры, имеющим 3 категорию по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, что подтверждается уведомлением Федерального дорожного агентства от 06.07.2011 № 10-29/9217. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», которыми предусмотрена обязанность владельца транспортной инфраструктуры обеспечить установленные требования к антитеррористической безопасности инфраструктуры и транспортных средств, в т.ч. обязанность по разработке номенклатуры (перечня) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности, ОАО «КПАТ» полагает, что имеет право предоставить доступ на территорию автовокзала не всем желающим, а лишь тем лицам, с которыми имеет договорные отношения.   

Между тем, довод ОАО «КПАТ» о том, что ООО «Автолайнер» уклоняется от заключения договора на организацию перевозки пассажиров и багажа с автовокзала г. Кирова, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Проект договора № 66 от 01.01.2016 г. ООО «Автолайнер» подписало с протоколом разногласий, который был направлен в адрес ОАО «КПАТ».  Из содержания протокола разногласий и пояснений, данных на заседании комиссии, следует, что ООО «Автолайнер» нуждалось в услугах по предоставлению в пользование посадочной платформы, расположенной на территории автовокзала, для посадки пассажиров, в продаже билетов в кассах автовокзала и информировании пассажиров о рейсах ООО «Автолайнер», Общество готово было оплачивать услуги в размере 15% от проданных билетов, с учетом НДС. ООО «Автолайнер» было не согласно с мерами ответственности, изложенными в проекте договора, поскольку полагало, что указанные виды ответственности позволяли ОАО «КПАТ» получать дополнительные доходы в виде штрафных санкций, которые не предусмотрены действующим законодательством. Причем, заявитель обратил внимание на то, что штрафные санкции установлены только для ООО «Автолайнер», ответственность за нарушение условий договора для ОАО «КПАТ» проектом договора не предусмотрена.

ООО «Автолайнер» подтвердило свои доводы о начислении многочисленных санкций со стороны ОАО «КПАТ» представлением копий претензий, предъявленных ОАО «КПАТ» по условиям ранее заключенного договора № 256 от 2.10.2015 г. (от 30.10.2015г. на сумму 1500 руб., от 20.11.2015 г. на сумму 5193 руб., от 11.12.2015 г. на сумму 6924 руб., от 2.12.2015 г. на сумму 7501 руб., от 16.12.2015 г. на сумму 6037,50 руб., от 22.12.2015 г. на сумму 287,50 руб., от 23.12.2015 г. на сумму 8050 руб.,  от 13.01.2016 г. на сумму 5175 руб.), т.е. за период действия договора, заключенного на 2015 год (со сроком действия 3 месяца) ОАО «КПАТ» предъявило заявителю 9 претензий на оплату суммы 40668 руб.  Претензии предъявлялись за посадку в автобусы пассажиров вне перрона, расположенного на территории автовокзала. На заседаниях комиссии представители ООО «Автолайнер» пояснили, что вынуждены были садить пассажиров вне посадочной платформы автовокзала, поскольку перронные контролеры ОАО «КПАТ» не допускали в автобусы пассажиров, имеющих билеты, которые были проданы в кассе автостанции г. Советска (на обратный рейс). Указанный довод представителями ОАО «КПАТ» не опровергнут. При этом на заседаниях Комиссии ответчик пояснил, что в автобусы осуществлялась посадка пассажиров, имеющих билеты на рейсы, обслуживаемые ООО «Автолайнер», которые были проданы автовокзалом г. Кирова; действовавший между сторонами договор не предусматривал возможности продажи билетов на обратный рейс на автостанции г. Советска. В результате продажи билетов на обратный рейс зачастую на одни и те же места билеты продавались как ООО «Автолайнер», так и ОАО «КПАТ», в связи с чем на автовокзале г. Кирова  посадка пассажиров с билетами, приобретенными на автостанции г. Советска, не осуществлялась, тем не менее перевозчик останавливался для посадки пассажиров, не имеющих билетов, приобретенных на автовокзале г. Кирова, за пределами автовокзала, за что в связи с нарушением условий договора перевозчику предъявлялись к оплате штрафные санкции, которые им не оспаривались (оплата штрафных санкций производилась путем удержания денежных средств, вырученных от продажи билетов на автобусы ООО «Автолайнер», и подлежащих перечислению перевозчику). 

Письмом от 11.01.2016 г. ООО «Автолайнер» уведомило ОАО «КПАТ» о том, что 31.12.2015 г. обществом был направлен с протоколом разногласий подписанный договор № 66. Из содержания указанного письма следует, что директор ООО «Автолайнер», возвратив подписанный с протоколом разногласий договор, считал его заключенным. Одновременно этим письмом в адрес ОАО «КПАТ» был направлен проект агентского договора на диспетчерско-кассовое обслуживание от 11.01.2016 г., условиями которого была предусмотрена продажа владельцем автовокзала билетов на рейсы, обслуживаемые ООО «Автолайнер» за вознаграждение, с приложением к проекту договора расписания движения автобусов данного перевозчика и сведений о подвижном составе (марке, годе выпуска и государственном номере автобуса). Вручение данных документов представителю ОАО «КПАТ» 11.01.2016 г. подтверждено представленной копией накладной (экспедиторской расписки) № 16-4582-6358. От подписания данного договора ОАО «КПАТ» отказалось, ссылаясь на неприемлемость условий данного договора, в том числе в связи с необходимостью ведения отдельного учета объемов оказанных услуг для единственного перевозчика, а также в связи с тем, что на основании положений Закона № 220-ФЗ владелец инфраструктуры обязан заключать со всеми перевозчиками одинаковые договоры.  ОАО «КПАТ» пояснило, что урегулирование разногласий по договору № 66 от 01.01.2016 г. было невозможным, поскольку договор был возвращен перевозчиком в таком виде, что в дальнейшем не мог быть использован в качестве документа, регулирующего правоотношения сторон (в договоре были перечеркнуты большинство пунктов), в протоколе разногласий имелись ошибки.

Письмом от 15.02.2016 г. № 41 ООО «Автолайнер» направило в адрес ОАО «КировПассажирАвтотранс» заявку на заключение договора на оказание автовокзалом г. Кирова следующих видов услуг: продажу проездных документов  в кассах автовокзала, предоставление места на территории автовокзала для межрейсовой стоянки транспортных средств, предоставление платформы для высадки-посадки пассажиров.

В феврале 2016 года ОАО «КПАТ» вновь направило в адрес ООО «Автолайнер» проект договора № 105 от 17.02.2016 г., текст которого был аналогичным содержанию договора № 66 от 01.01.2016 г. (т.е. ОАО «КПАТ» не было учтено в полном объеме содержание заявки о заключении договора, изложенной в письме от 15.02.2016 г. № 41, а также наличие возражений ООО «Автолайнер», изложенных в протоколе разногласий к договору от 01.01.2016 г. № 66).

Поскольку большинство пунктов проекта договора № 66 от 01.01.2016 г. было перечеркнуто со стороны ООО «Автолайнер», Комиссия согласилась с доводами ОАО «КПАТ» о том, что такой документ не может регулировать правоотношения сторон, и предложила сторонам урегулировать разногласия  путем рассмотрения ООО «Автолайнер» проекта договора от 17.02.2016 г. № 105.

Согласно почтовой квитанции, 21.04.2016 г. ООО «Автолайнер» возвратило  ОАО «КПАТ» подписанный со своей стороны проект договора с протоколом разногласий от 02.03.2016 г. ОАО «КПАТ», не согласившись с предложениями, изложенными в протоколе разногласий, направило в адрес ООО «Автолайнер» письмом от 4.05.2016 г. № 1003 протокол согласования разногласий, который просило рассмотреть в течение 10 календарных дней. 15.06.2016 г. ООО «Автолайнер» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об урегулировании преддоговорного спора. Определением по делу № А28-7433/2016 заявление ООО «Автолайнер» было возвращено заявителю ввиду не урегулирования  спора в претензионном (досудебном) порядке. К моменту вынесения настоящего решения рассмотрение преддоговорного спора осуществляется Арбитражным судом Кировской области по делу № А28-10185/2016, решение судом не принято.

Кроме того, Комиссией было удовлетворено ходатайство ОАО «КПАТ» о приглашении на заседание Комиссии сотрудников Министерства транспорта Кировской области и Администрации МО «Советское районное городское поселение» для дачи пояснений по вопросам, имеющим значение для данного дела. Представители ОАО «КПАТ» пояснили, что неоднократно по инициативе ОАО «КПАТ» собирались совещания в целях урегулирования разногласий между ОАО «КПАТ» и ООО «Автолайнер», однако, представители ООО «Автолайнер» покидали совещания, не желая обсуждать разногласия, и что сотрудники данных учреждений представят пояснения о том, что ООО «Автолайнер» уклонялось от заключения договора.

На заседании Комиссии 18.08.2016 г. были заслушаны сотрудники Министерства транспорта Кировской области: начальник отдела транспортного комплекса <…>, начальник отдела <…>, зам. Главы Администрации г. Советска <…>. Перечисленные лица подтвердили факт проведения совещаний, на которых решались вопросы об урегулировании разногласий между ОАО «КПАТ» и ООО «Автолайнер», и также сообщили Комиссии о том, что между хозяйствующими субъектами существовал спор по условиям договора, соглашения об урегулировании по которому между сторонами не было достигнуто. По мнению, представителей Министерства транспорта Кировской области, рассмотрение  преддоговорного спора следовало передать на разрешение Арбитражного суда. Однако приглашенные на заседание Комиссии лица не подтвердили довод  ОАО «КПАТ» об уклонении со стороны ООО «Автолайнер» от заключения договора на пользование автовокзалом г. Кирова.

Заслушав доводы сторон и приглашенных на заседание Комиссии лиц, изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО «Автолайнер» не уклонялось от заключения договора, а не подписывало проект договора, направленного для подписания со стороны ОАО «КПАТ», ввиду несогласия с его условиями, ущемляющими, по мнению перевозчика, его интересы.

Соглашаясь с мнением ОАО «КПАТ» о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме, но учитывая при этом наличие преддоговорного спора по условиям договора на организацию перевозки пассажиров с использованием автовокзала г. Кирова, принимая во внимание то, что до ОАО «КПАТ» была доведена информация об автобусах, используемых ООО «Автолайнер» при перевозке пассажиров на маршруте № 219, между сторонами ранее заключался аналогичный договор в 2015 г., Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «КПАТ»  имело возможность осуществлять допуск на территорию автовокзала г. Кирова автобусы, обслуживаемые ООО «Автолайнер», на период урегулирования разногласий по договору, при этом ОАО «КПАТ» имело возможность взыскивать с ООО «Автолайнер» задолженность за предоставленные услуги по пользованию объектом транспортной инфраструктуры – автовокзалом г. Кирова – в порядке разрешения гражданско-правовых споров (взыскания упущенной выгоды) по расценкам, согласованным между сторонами в ранее заключенном на 2015 год договоре, или по расценкам, действующим для других перевозчиков, пользующихся объектом транспортной инфраструктуры – автовокзалом г. Кирова (возможность взыскания стоимости предоставленных услуг в таком порядке подтверждается многочисленной судебной практикой).

При этом действовавшее в период с января по июль 2016 года законодательство Российской Федерации, регулировавшее правоотношения в сфере перевозок пассажиров и багажа, не обуславливало возможность пользования перевозчиками объекта транспортной инфраструктуры – автостанции (автовокзала) наличием заключенного между перевозчиком и владельцем инфраструктуры договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Правоотношения в сфере перевозки пассажиров и багажа были урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского надземного электрического транспорта"  (далее Устав автомобильного транспорта). Статьей 3 Устава автомобильного транспорта установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 были утверждены Правили перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, далее Правила № 112.

Ни Устав автомобильного транспорта, ни Правила № 112 не предусматривали в качестве обязательного условие о необходимости заключения перевозчиком договора с владельцем транспортной инфраструктуры в целях организации перевозок пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных маршрутах.

В то же время указанными нормативными актами был утвержден специальный порядок осуществления перевозок на регулярных межмуниципальных маршрутах, в т.ч. в части определения мест посадки и высадки пассажиров.

Согласно ч. 1 ст. 19 Устава автомобильного транспорта, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 19 Устава автомобильного транспорта, регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только на установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также на перевозки  с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Из содержания ч. 4 и 5 ст. 19 Устава автомобильного транспорта следует, что:

- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров;

- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (ст. 2Устава автомобильного транспорта).

В соответствии с п. 11 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 28.04.2015) – далее Правила № 112 - остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Согласно п. 19 Правил № 112, остановочный пункт размещается на территории автостанции, автовокзала, если общее количество отправляемых от остановочного пункта пассажиров согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, составляет от 250 до 1000 человек и более 1000 человек в сутки соответственно и максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа.

В силу требований, содержащихся в  п. 1.3 и 1.4 Положения о паспорте регулярного пригородного и (или) межмуниципального маршрута», утв. постановлением Правительства Кировской области от 12.04.2011 № 98/125 (действовавшего до 20.09.2016 г.), организатор перевозок – Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области (преобразованного в Министерство транспорта Кировской области) – наделен полномочиями по согласованию паспорта регулярного маршрута в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1.2 постановления Правительства Кировской области, паспорт регулярного пригородного и (или) межмуниципального маршрута (далее - паспорт регулярного маршрута) является основным документом, характеризующим маршрут, наличие на нем линейных сооружений, начального и конечного пунктов маршрута (автовокзалов, автостанций, автокасс), остановочных пунктов, расстояний между ними, состояние дороги, а также работу перевозчиков на маршруте с даты его открытия. Пунктом 2.3.6 упомянутого постановления предусмотрено, что отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов по территории Кировской области производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти и соответствующим образом оборудованных.

В настоящее время отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. № 220 ФЗ (далее Закон об организации регулярных перевозок, закон вступил в силу с 14.07.2015 г., за исключением отдельных положений).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об организации регулярных перевозок...», под межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона № 220-ФЗ, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На официальном сайте Правительства Кировской области размещена информация о том, что Маршрут № 219 Киров-Советск включен в маршрутную сеть в качестве регулярного межмуниципального маршрута.

Пунктом 13 ст. 4 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Эти остановочные пункты должны располагаться, если это возможно, вблизи мест пересечения подъездных автомобильных дорог с границами поселений, в которых расположены эти остановочные пункты, а для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - с границами данных городов.

  Частью 2 ст. 17 Закона № 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам  по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок  или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Исходя из положений ч. 3 ст. 17 Закона № 220-ФЗ, карта межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Указанным законом также урегулирован порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного, до 9.04.2016 г. перевозчики имели право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по ранее оформленным документам, а именно в соответствии с паспортом маршрута регулярных перевозок. Поскольку карты маршрутов регулярных перевозок были оформлены и доведены до перевозчиков Министерством транспорта Кировской области лишь в июне-июле 2016 года, то до указанного момента перевозчики вправе были осуществлять перевозки пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных маршрутах на основании ранее выданных паспортов маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с п. 3 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 220, в реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке включаются сведения о наименовании маршрута в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт  по данному маршруту, а также порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок).

Постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2016 г. № 93/203, которым утвержден Порядок установления, изменения, отмены межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории Кировской области, предусмотрено, что в качестве обязательного условия подачи заявления об установлении маршрута необходимо включение в заявление сведений о  месте нахождения остановочных пунктов по маршруту, в случае, если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, - наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций (п. 4.4 Порядка).

 

Таким образом, как в силу ранее действовавшего (до вступления в силу Федерального Закона № 220-ФЗ) законодательства, так и действующего законодательства, перевозчик, осуществляющий перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам на территории Кировской области, обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров на конечных и начальных остановочных пунктах, указанных в Паспорте маршрута, которые располагаются на территории автовокзалов (автостанций).

При этом статьей 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за посадку в автобус, трамвай или троллейбус либо высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса пассажиров в неустановленных местах.

В выданном Министерством транспорта Кировской области ООО «Автолайнер» паспорте  регулярного автобусного маршрута № 219 Киров-Советск один из начальных/конечных остановочных пунктов указан Автовокзал г. Кирова по ул. Горького ОАО «КПАТ».

Следовательно, ООО «Автолайнер» обязано осуществлять посадку и высадку пассажиров на автовокзале г. Кирова.

 

Вопреки установленными нормативными правовыми актами (перечисленными выше) требованиями об обязательности посадки и высадки пассажиров в начальном пункте, определенном в паспорте маршрута № 219 на территории автовокзала г. Кирова, ОАО «КПАТ» прекратило допуск на территорию автовокзала г. Кирова автобусов, принадлежащих ООО «Автолайнер» в целях посадки пассажиров (путем закрытия шлагбаума на месте въезда на территорию автовокзала для автобусов ООО «Автолайнер»), а также прекратило продажу билетов на рейсы данного перевозчика, исключило из расписания, размещенного в кассовом зале автовокзала информацию о рейсах, обслуживаемых ООО «Автолайнер». Комиссия полагает, что тем самым ОАО «КПАТ» настаивало на подписании данным перевозчиком договора в редакции, предложенной ОАО «КПАТ». Данный вывод подтверждается письменными и устными пояснениями представителей ОАО «КПАТ», заявленных на заседаниях Комиссии неоднократно, из содержания которых следует, что ОАО «КПАТ» не могло допустить на территорию автовокзала автобусы ООО «Автолайнер» в отсутствие заключенного договора также в связи с тем, что все перевозчики должны соблюдать установленный на территории автовокзала режим, и что условиями договора предусмотрена ответственность перевозчика за несоблюдение правил, установленных на автовокзале. Между тем, ООО «Автолайнер» совершал нарушения в период действия договора, заключенного в 2015 году, за что неоднократно привлекался к ответственности. В свою очередь, представители ООО «Автолайнер» пояснили, что ОАО «КПАТ», включив в договор условия об ответственности только для перевозчика, взяло на себя право осуществление контрольных функций, не являясь организатором перевозок, что также свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своим доминирующим положением.  Оценивая указанные доводы, Комиссия учитывает, что большинство мер ответственности, указанных  в направленных в адрес ООО «Автолайнер» проектах договоров, не предусмотрены действующим законодательством. Указанные условия могли быть включены в договор по соглашению сторон или на основании решения суда, если рассмотрение преддоговорного спора было передано сторонами в соответствующий судебный орган (ст. 446 ГК РФ). А действия ОАО «КПАТ» по созданию препятствий доступа на территорию автовокзала г. Кирова в связи с отказом ООО «Автолайнер» от включения в договор мер ответственности, установленных в проекте договора только для перевозчика и не предусмотренных действующим законодательством, являются неправомерными.

Письмом от  14.07.2016 г. ООО «Автолайнер» потребовало от ОАО «КПАТ» заключить  договор на оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры – автовокзале г. Кирова в редакции протокола разногласий к договору от 17.02.2016 № 105. В указанном претензионном письме ООО «Автолайнер» просило вне зависимости от заключения договора устранить все препятствия в пользовании объектом транспортной инфраструктуры, предоставить беспрепятственный доступ автобусам данного перевозчика на территорию автовокзала г. Кирова, информировать пассажиров любым доступным способом о расписании отправления и прибытия автобусов ООО Автолайнер» по маршруту № 219. При этом ООО «Автолайнер» гарантировало оплату за фактическое пользование объектом транспортной инфраструктуры по тарифам, установленным для других перевозчиков за соответствующие услуги. Несмотря на готовность ООО «Автолайнер» оплачивать услуги, ОАО «КПАТ» не обеспечило доступ ООО «Автолайнер» к пользованию услугами автовокзала г. Кирова, что подтверждается вновь представленными видеоматериалами. Письмом от 20.07.2016 г. № 3328 ОАО «КПАТ» отказалось принять условия спорного договора в редакции протокола разногласий, а также сообщило заявителю о том, что доступ на территорию автовокзала г. Кирова может быть предоставлен не всем желающим, а лишь лицам, имеющим договорные отношения с ОАО «КПАТ».

 

Доводы ОАО «КПАТ» о том, что автобусы ООО «Автолайнер» не допускаются на территорию автовокзала г. Кирова в связи с тем, что в отсутствие заключенного договора, допуск на территорию автовокзала нарушает требования безопасности, положения антитеррористического законодательства, отклоняется Комиссией в силу следующего.

Положения Федерального закона от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не регулируют правоотношения по организации перевозки пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных маршрутах с использованием объектов транспортной инфраструктуры. Указанный закон направлен на организацию и осуществление мер безопасности при осуществлении деятельности, связанной в числе прочих с  перевозками пассажиров. Закон не содержит норм, запрещающих въезд на территорию автовокзала автобусов какого-либо перевозчика, в отсутствие заключенного с владельцем транспортной инфраструктуры договора.

Во исполнение требований Федерального закона № 16-ФЗ и п. 5.6.5 приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 42 «Об организации требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», ОАО «КПАТ» издало приказ от 31.12.2015 г. № 340, предусматривающий реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности. Указанным приказом утверждена номенклатура юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях (заключенных договорах) деятельность в зоне транспортной безопасности  автовокзала ОАО «КировПассажирАвтотранс» г. Кирова. Пунктом 2 приказа предусмотрено осуществлять  допуск на территорию автовокзала автотранспортных средств юридических лиц в соответствии с утвержденным приложением. ООО «Автолайнер» в приложении к данному приказу не упомянут, несмотря на то, что на момент издания приказа 31.12.2015 г. между сторонами еще действовал  договор № 256 от 2.10.2015 г., а проект  договора № 66 от 01.01.2016 г. находился в стадии подписания (согласования разногласий).  Кроме того, из содержания приказа следует, что юридические лица могут быть признаны осуществляющими деятельность на законных основаниях только при наличии заключенного с ОАО «КПАТ» договора. Между тем, данное условие приказа противоречит действующему в области перевозки пассажиров и багажа законодательству, в соответствии с которым обязательным для осуществления легитимной деятельности по перевозке пассажиров и багажа на регулярных межмуниципальных маршрутах является обязательное наличие у перевозчика Паспорта маршрута и лицензии, включение перевозчика в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области по данному маршруту, а после вступления  силу Федерального Закона № 220-ФЗ – также наличие карты маршрута.

Оценивая доводы ответчика о необходимости соблюдения требований законодательства в части обеспечения мер безопасности, Комиссия учитывает, что предусмотренные Законом № 16-ФЗ меры безопасности могли быть реализованы ОАО «КПАТ» и в отсутствие заключенного между сторонами договора (в период урегулирования разногласий по его условиям). Так, автобусы ООО «Автолайнер» оборудованы аншлагами о номере маршрута № 219 и маршруте следования, в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями. Более того, ООО «Автолайнер» одновременно с проектом договора от 11.01.2016 г. на диспетчерско-кассовое обслуживание направляло в адрес ОАО «КПАТ» список подвижного состава, обслуживающего маршрут № 219,  в котором были указаны марки автобусов и их государственные номера (регистрационные знаки). Имея сведения о марках и номерах автобусов, принадлежащих ООО «Автолайнер», обслуживающих маршрут № 219, ОАО «КПАТ» имело возможность осуществлять допуск на территорию автовокзала г. Кирова автобусы данного перевозчика, соблюдая при этом установленные законодательством требования безопасности. Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиком представлялись видеоматериалы, подтверждающие довод ОАО «КПАТ» о том, что ООО «Автолайнер» продолжает осуществлять деятельность  по перевозке пассажиров по маршруту № 219, останавливаясь в целях посадки пассажиров в непосредственной близости от автовокзала на ул. Некрасова г. Кирова. Представители ОАО «КПАТ» дали пояснения, что на видеоматериалах изображены именно автобусы, принадлежащие ООО «Автолайнер». Следовательно, можно сделать вывод о том, что ответчику были известны автобусы, обслуживание которые осуществляет заявитель, поэтому Комиссией не принимается довод о том, что ОАО «КПАТ» правомерно (в целях реализации мер по обеспечению безопасности)  не допускало на территорию автовокзала г. Кирова автобусы, владелец которых, не состоящий в договорных отношениях с ОАО «КПАТ», не сообщил владельцу инфраструктуры необходимые сведения о принадлежности автобусов конкретному перевозчику.

Оценивая вышеприведенные доводы стороны, а также содержание представленных документов и информации, Комиссия считает, что имеющимися материалами и документами подтверждается факт прекращения со стороны  ОАО «КировПассажирАвтотранс» с января 2016 года продажи билетов на рейсы, обслуживаемые ООО «Автолайнер» по маршруту № 219, а также факт создания препятствий для сотрудников ООО «Автолайнер» в пользовании посадочными платформами, расположенными на территории Автовокзала г. Кирова, в целях посадки пассажиров на автобусы, следующие по маршруту № 219 Киров-Советск. Рейсы, обслуживаемые ООО «Автолайнер», не отражены в сводном расписании  движения автобусов по всем маршрутам, размещенном в зале для пассажиров Автовокзала г. Кирова, не осуществляется объявление о предстоящей посадке на автобусы и отправлении автобусов, обслуживаемых ООО «Автолайнер». Следовательно, пассажиры, не осведомленные каким-либо образом о наличии рейсов, обслуживаемых ООО «Автолайнер», не имеют возможности купить билеты на эти автобусы и пользоваться услугами ООО «Автолайнер». При этом поездки по маршруту Киров-Советск указанные пассажиры могут осуществлять только на автобусах, обслуживаемых ОАО «КировПассажирАвтотранс» и (или) иными перевозчиками.

Изложенное свидетельствует о создании со стороны ОАО «КПАТ» препятствий в пользовании объектом транспортной инфраструктуры – Автовокзалом г. Кирова.

Указанные действия ОАО «КПАТ» могут иметь своим следствием сокращение количества пассажиров, которые могли бы или хотели бы воспользоваться автобусами ООО «Автолайнер», следовательно, ущемляют интересы ООО «Автолайнер».  Из письменных пояснений ООО «Автолайнер» от 8.07.2016 г. следует, что до мая-июня 2016 г. автобусы ООО «Автолайнер» уезжали из г. Кирова пустыми, без пассажиров.

Кроме того, осуществляя посадку пассажиров в иных местах, нежели определенных Паспортом и картой маршрута № 219 – а именно на посадочных платформах, расположенных на территории Автовокзала г. Кирова, тем самым ООО «Автолайнер» нарушает положения п. 3 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации..» и ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и может быть привлечено к административной ответственности. Таким образом, не имея доступа на начальный остановочный пункт – территорию автовокзала г. Кирова с целью посадки пассажиров на обслуживаемые рейсы, ООО «Автолайнер» не имеет возможности осуществлять легитимную деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами на регулярном межмуниципальном маршруте № 219. И если бы ООО «Автолайнер» не осуществляло посадку пассажиров в ином месте, кроме территории автовокзала г. Кирова, данный перевозчик должен был прекратить деятельность на товарном рынке по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 219, что могло привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, обслуживающих маршрут № 219.

В соответствии с понятиями, приведенными в п. 17 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации – являются признаками ограничения конкуренции.

Следовательно, действия ОАО «КировПассажирАвтотранс» по созданию для ООО «Автолайнер» препятствий в пользовании объекта транспортной инфраструктуры - Автовокзалом г. Кирова могут иметь своим последствием ограничение конкуренции на товарном рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярному межмуниципальному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск.

Из сопроводительного письма ООО «Автолайнер», приобщенного к материалам дела на заседании Комиссии 28.06.2016, следует, что ОАО «КировПассажирАвтотранс» не допускает на территорию автовокзала г. Кирова законного перевозчика ООО «Автолайнер», ссылаясь на отсутствие заключенного договора. Однако, в то же время представителю Общества на автовокзале г. Кирова 19.06.2016 г. и 28.06.2016 г. были проданы билеты (представлены в материалы дела) на маршрут № 219 Киров-Советск, где указан перевозчик ООО «Автоколонна 1217». В представленных билетах указана дата отправления рейса 20.06.2016 в 11-30 час.,  28.06.2016 г. в 11-30 час., 29.06.2016 г. в 17-00 час.

При этом из информации, полученной от ОАО «КПАТ», общество не осуществляло в 2016 г. продажу билетов на рейсы, обслуживаемые ООО «Автолайнер», несмотря на выраженное желание со стороны ООО «Автолайнер» на заключение договора, условиями которого предусмотрена продажа ОАО «КПАТ» билетов на автовокзале г. Кирова.

Не допуская на территорию автовокзала г. Кирова автобусы ООО «Автолайнер» в целях организации перевозок пассажиров и багажа на маршруте № 219, тем не менее, ОАО «КПАТ» допустило к организации перевозок пассажиров и багажа на данном маршруте третьего перевозчика – ООО «Автоколонна № 1217», имеющего паспорт регулярного межмуниципального маршрута № 219, однако, не включенного в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Кировской области в качестве перевозчика на маршруте № 219, а также не включенного в сводное расписание движения автобусов на маршруте № 219, утвержденного Министерством транспорта Кировской области. Между ОАО «КПАТ» и  ООО «Автоколонна № 1217» подписано соглашение от 17.05.2016 г. к договору № 48 от 01.01.2016 г., по условиям которого ООО «Автоколонна № 1217» осуществляет с 18.05.2016 г. деятельность по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск. Из письма ОАО «КПАТ» от 7.07.2016 г. № 3299 следует, что отправление с автовокзала г. Кирова  автобусов ООО «Автоколонна № 1217» осуществляется в 11-30 час. и 17-00 час. ежедневно. В сводном расписании движения автобусов, утвержденным Министерством транспорта Кировской области 18.02.2016 г. для ООО «Автолайнер» и ОАО «КПАТ», для ООО «Автолайнер» указано время движения автобусов с автовокзала г. Кирова с 12-10 час. и с  17-30 час. Таким образом, время отправления автобусов ООО «Автоколонна № 1217» непосредственно предшествуют времени отправления автобусов ООО «Автолайнер», указанному в сводном расписании, что может привести к уменьшению количества пассажиров, желающих отправляться по маршруту № 219 Киров-Советск на автобусах, обслуживаемых ООО «Автолайнер».   Следовательно, действия ОАО «КПАТ», по недопуску на территорию автовокзала г. Кирова автобусов ООО «Автолайнер»,  с одновременным допуском для организации перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск третьего лица – ООО «Автоколонна № 1217», могут свидетельствовать об ограничении конкуренции на товарном рынке перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск для ООО «Автолайнер». Между тем, ООО «Автолайнер» осуществляет перевозку пассажиров и багажа по более дешевым билетам, чем ОАО «КПАТ» и ООО «Автоколонна № 1217». Так, стоимость проезда по маршруту Киров-Советск на автобусах ОАО «КПАТ» и ООО «Автоколонна № 1217» составляет 250 руб., а на автобусах ООО «Автолайнер» действовали тарифы по цене 220 руб.  в период с 01.01.2016 по 23.03.2016 г., а к моменту вынесения решения стоимость проезда для всех пассажиров снижена до 199 руб.

Частью 1 ст. 34 Закона № 220 (вступившей в силу с 15.07.2016 г.) установлено, что владелец транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

В соответствии ч. 3 ст. 34 Закона № 220-ФЗ, пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

Несмотря на вступление в силу ч. 1 т. 34 Закона № 220-ФЗ, ОАО «КПАТ» не обеспечило допуск на территорию автовокзала г. Кирова автобусам ООО «Автолайнер» (подтверждается представленными видеоматериалами), не организовало продажу билетов на рейсы, обслуживаемые заявителем, не внесло изменений о рейсах, обслуживаемых ООО «Автолайнер», в размещенное в зале для пассажиров расписание движения автобусов.

   Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Из письма Министерства транспорта Кировской области от 20.02.2016 г. № 300-48-06-02 следует, что на территории г. Кирова имеется один автовокзал, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Горького, 57, являющийся структурным подразделением ОАО «КПАТ». При этом указанным автовокзалом вправе пользоваться все перевозчики в целях обслуживания межмуниципальных и пригородных маршрутов.

Проведенным анализом состояния конкуренции на товарном рынке (аналитический отчет имеется в материалах дела), установлено, что в границах муниципального образования г. Киров, ОАО «КировПассажирАвтотранс» занимает доминирующее положение (с долей более 50%),  на товарном рынке услуг автобусных станций – по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала г. Кирова (коды по ОКПД 52.21.21 и 52.21.21.000) - в целях организации перевозчиками перевозок пассажиров и багажа на межмуниципальных и пригородных маршрутах в том числе и маршруте № 219 Киров-Советск, и на него распространяются запреты, установленные Федеральным законом «О защите конкуренции».

Являясь единственным хозяйствующим субъектом на территории г. Кирова, который может оказывать услуги предоставления в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала – в целях организации перевозок пассажиров и багажа на межмуниципальных и пригородных маршрутах, в т.ч. маршруте № 219, ОАО «КПАТ» имеет также возможность оказывать влияние на состояние конкуренции на указанном товарном рынке, а также на сопряженном с данным рынком - товарном рынке перевозки пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным и пригородным маршрутам на территории Кировской области.

На товарном рынке перевозки пассажиров и багажа на межмуниципальном регулярном автобусном маршруте № 219 Киров-Советск с использованием автовокзала г. Кирова в качестве начальной остановки (отправления)  могут осуществлять легитимную деятельность два перевозчика (имеющих паспорт маршрута № 219 и включенных в Реестр межмуниципальных маршрутов на территории Кировской области, а с июля 2016 года – имеющих карты маршрутов): ООО «Автолайнер» и ОАО «КировПассажирАвтотранс». Указанным перевозчика организатором перевозок – Министерством транспорта Кировской области было согласовано на 1 полугодие 2016 года сводное расписание движения автобусов по вышеупомянутому маршруту. Однако, создавая ООО «Автолайнер» препятствия в пользовании объектом транспортной инфраструктуры – автовокзалом г. Кирова (не допуская на территорию автовокзала принадлежащие данному Обществу автобусы, не продавая билеты на рейсы ООО «Автолайнер», исключив из размещенного в зале для пассажиров расписания движения автобусов информацию о рейсах, обслуживаемых ООО «Автолайнер»), в то же время допуская на территорию автовокзала г. Кирова третьего перевозчика – ООО «Автоколонна № 1217», имеющего паспорт маршрута № 219, но не включенного в Реестр межмуниципальных маршрутов Кировской области и в сводной расписание движения автобусов на данном маршруте, утвержденное Минтрансом Кировской области, тем самым создало препятствия заявителю доступа на сегмент товарного рынка перевозок пассажиров и багажа по регулярному межмуниципальному маршруту № 219 Киров-Советск.      

Таким образом, ОАО «КировПассажирАвтотранс», препятствуя доступу автобусов, принадлежащих ООО «Автолайнер», на объект транспортной инфраструктуры – автовокзал г. Кирова, допустило нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий ООО «Автолайнер» доступу на сегмент товарного рынка перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск, что имеет (может иметь) своим результатом ограничение конкуренции на товарном рынке перевозки пассажиров и багажа на межмуниципальном регулярном автобусном маршруте № 219 Киров-Советск, а также ущемление интересов ООО «Автолайнер».

 

Перечисленные действия ОАО «КировПассажирАвтотранс» налагают на перевозчика ООО «Автолайнер» неразумные ограничения, и, следовательно, не соответствуют признакам допустимости, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства к моменту окончания рассмотрения дела не прекращено: ОАО «КировПассажирАвтотранс» продолжает создавать ООО «Автолайнер» препятствия по доступу на территорию Автовокзала г. Кирова, в связи с чем ООО «Автолайнер» не имеет возможности осуществлять легитимную деятельность по перевозке пассажиров и багажа на регулярном межмунициальном автобусном маршруте № 219 – Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО «КировПассажирАвтотранс» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-5 статьи 41, частью 1 статьи 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «КировПассажирАвтотранс» факт нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий ООО «Автолайнер» доступу на сегмент товарного рынка перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск, что имеет (может иметь) своим результатом ограничение конкуренции на товарном рынке перевозки пассажиров и багажа на межмуниципальном регулярном автобусном маршруте № 219 Киров-Советск, а также ущемление интересов ООО «Автолайнер».

2. Выдать ОАО «КировПассажирАвтотранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                   

 

 

                                                                                                                 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны