Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2018 г.                         Дело № 01/02-18

Решение изготовлено в полном объеме 28.09.2018 г.                                                                                                                         

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

«…» – заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Членов комиссии:

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

«...» – специалиста первого разряда отдела товарных рынков и    естественных монополий.

 В присутствии представителей:

- заявителя ООО «…»: «…» по доверенности «…» от «…»;

- ответчика ООО «Стройкомплекс»: «…» по доверенности «…» от «…»;

 

Рассмотрев дело № 01/02-18 по признакам нарушения ООО «Стройкомплекс» (ИНН 4345074770, ОГРН «…», «…») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в отношении услуг по теплоснабжению, и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес ООО «…» письма от 01.02.2018 № 1 об отключения объектов ООО «…» от теплоснабжения, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов ООО «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России поступило заявление ООО «…» от 16.03.2018 б/н (вх. от 16.03.2018 № 1882К) на действия ООО «Стройкомплекс», выразившиеся в выставлении в адрес ООО «…» счетов-фактур на оплату услуг по теплоснабжению объектов ООО «…», расположенных по адресу: «…», по необоснованно высокой цене и направлении в адрес ООО «…» письма от 01.02.2018 № 1 об отключении объектов ООО «…» от теплоснабжения с 01.09.2018.

При рассмотрении указанного заявления Кировским УФАС России было установлено, что в действиях ООО «Стройкомплекс» по выставлению в адрес ООО «…» счетов-фактур на оплату услуги по теплоснабжению объектов заявителя, расположенных по адресу: «…», без утвержденного в установленном законом порядке тарифа, были выявлены признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в действиях ООО «Стройкомплекс» по направлению в адрес ООО «…» письма от 01.02.2018 № 1 об отключении объектов заявителя от теплоснабжения были выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 14.05.2018 № 46 возбуждено дело № 01/02-18 по признакам нарушения ООО «Стройкомплекс» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в отношении услуг по теплоснабжению, и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес ООО «…» письма от 01.02.2018 № 1 об отключения объектов ООО «…» от теплоснабжения, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов ООО «…».

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 01/02-18 определениями Кировского УФАС России от 14.05.2018 № 2748/02, от 13.06.2018 № 3364/02, от 19.07.2018 № 4183/02, решением об объявлении перерыва от 27.08.2018 б/н у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела № 01/02-18.

Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено, что здание, расположенное по адресу: «…», принадлежит на праве собственности трем организациям: ООО «Стройкомплекс», ООО «…», ООО «…».

ООО «Стройкомплекс» на праве индивидуальной собственности принадлежит, в том числе, объект: помещение в здании производственного назначения, площадь «…» кв.м., этаж «…», кадастровый номер <...> «…» расположенный по адресу: «…» (свидетельство о государственной регистрации права от «…» № «…»).

В соответствии с п. 1.1.1. договора купли-продажи недвижимого имущества № «…» от «…». вышеуказанное помещение включает в себя, в том числе, бойлерную, общей площадью «…» кв.м.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО «Стройкомплекс» на праве собственности принадлежит отопительный котел «…» (товарно-транспортная накладная № «…» от «…», оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 1 полугодие 2018г., руководство по эксплуатации и паспорт «…»), посредством которого осуществляется теплоснабжение здания, расположенного по адресу: «…».

В ходе рассмотрения дела № 01/02-18 представители ООО «Стройкомплекс» пояснили, что отопительный котел «…», принадлежащий ООО «Стройкомплекс» на праве собственности, расположен в помещении бойлерной на «…» этаже здания, расположенного по адресу: «…».

Письмом от 23.04.2018 б/н ООО «Стройкомплекс» пояснило, что поскольку ООО «Стройкомплекс» и ООО «…» ведут совместную деятельность, то ООО «Стройкомплекс» не предъявляет в адрес ООО «…» счета-фактуры на оплату услуг по теплоснабжению. Счета-фактуры на оплату услуг по теплоснабжению ООО «Стройкомплекс» выставляет только в отношении ООО «…».

ООО «…» на праве индивидуальной собственности принадлежат объекты, расположенные по адресу: «…»:

- помещение в здании гражданского и производственного назначения, площадь «…» кв.м., кадастровый номер <...> «…» (свидетельство о государственной регистрации права от «…» № «…»);

- помещение в здании гражданского и производственного назначения, площадь «…» кв.м., кадастровый номер <...> «…» (свидетельство о государственной регистрации права от «…» № «…»);

- помещение в здании гражданского и производственного назначения, площадь «…» кв.м., кадастровый номер <...> «…» (свидетельство о государственной регистрации права от «…» № «…»).

Также ООО «…» на праве общей долевой собственности (доля – «…») совместно с ООО «…» и «…» принадлежит объект,  расположенный по адресу: «…» (этаж «…»): помещение в здании производственного назначения, площадь «…» кв.м., кадастровый номер <...> «…» (свидетельство о государственной регистрации права от «…» № «…», договор купли-продажи недвижимого имущества № «…» от «…»).

В ходе рассмотрения дела № 01/02-18 представители ООО «…» пояснили, что помещение ООО «…», площадью «…» кв.м., кадастровый номер <...> «…», является не отапливаемым, соответственно, в отношении данного помещения счета-фактуры на оплату услуг по теплоснабжению ООО «Стройкомплекс» в адрес ООО «…» не выставляются.

В отношении отапливаемых помещений между ООО «…» и ООО «Стройкомплекс» заключен договор от «…» № «…» на получение тепловой энергии, в соответствии с п. 1.1. которого поставщик (ООО «Стройкомплекс») вырабатывает и предоставляет потребителю (ООО «…») теплоэнергию, используя находящиеся в его ведении оборудование и сети.

В соответствии с п. 6.1. договора от «…» № «…» настоящий договор действует с 01 августа 2017 до 31 декабря 2017. В случае, если ни одна из сторон не заявит о расторжении за 30 дней до его окончания, договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

За 30 дней до окончания действия договора от «…» № «…» ни одной из сторон не заявлялось о его расторжении, соответственно, договор от «…» № «…» считается пролонгированным на 2018 год. Данный факт сторонами не оспаривается.

Письмом от 01.02.2018 № 1 ООО «Стройкомплекс» уведомило ООО «…» об отключении с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения.

ООО «Стройкомплекс» выставляло в адрес ООО «…» счета-фактуры на оплату услуг по теплоснабжению («…»).

Вышеуказанные счета-фактуры оплачивались ООО «…» платежными поручениями: «…». В ходе рассмотрения дела № 01/02-18 представители ООО «…» пояснили, что вышеуказанные счета-фактуры оплачивались ООО «…» не полностью, а лишь в той части, которую ООО «…» считает экономически обоснованной.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

 В силу п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении, регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Таким образом, услуги по теплоснабжению подлежат государственному регулированию и должны осуществляться по тарифам, утвержденным регулирующим органом (на территории Кировской области – Региональная служба по тарифам Кировской области). Хозяйствующие субъекты не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание услуг по теплоснабжению.

Региональная служба по тарифам Кировской области письмом от 29.03.2018 № 692-66-01-02, направленным в Кировское УФАС России, сообщила, что ООО «Стройкомплекс» с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017-2018 годы в РСТ Кировской области не обращалось, тарифы на тепловую энергию для ООО «Стройкомплекс» на 2017-2018 годы РСТ Кировской области не устанавливались.

ООО «Стройкомплекс», взимая с ООО «…» плату за оказание услуг по теплоснабжению, применяло в отношении ООО «…» плату за оказание услуг по теплоснабжению по не утвержденному в установленном законом порядке тарифу.

ООО «Стройкомплекс» в письме от 30.05.2018 № 4, направленном в адрес Кировского УФАС России, сообщило, что Общество не занимается продажей тепловой энергии. Основной вид деятельности предприятия – сдача помещений в аренду. Тепловая энергия производится ООО «Стройкомплекс» для собственных нужд, теплоснабжения здания, расположенного по адресу: «…».

В ходе рассмотрения дела № 01/02-18 представители ООО «Стройкомплекс» поясняли, что в сложившейся ситуации у ООО «Стройкомплекс» отсутствует обязанность по установлению тарифа на тепловую энергию для оказания услуг по теплоснабжению. Тем не менее, ООО «Стройкомплекс» обратилось  в КОГУП «…» с целью получения услуги по расчету тарифа на тепловую энергию на 2018-2020 годы (договор на оказание услуг № «…» от «…») для последующего обращения ООО «Стройкомплекс» в РСТ Кировской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2018-2020 годы. Письмом от 28.08.2018 № 14 ООО «Стройкомплекс», направленным в адрес ООО «…», сообщило о том, что уведомление об отключении с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения аннулируется (получено ООО «…» 29.08.2018).

Комиссия Кировского УФАС отклоняет данные доводы ООО «Стройкомплекс» относительно отсутствия обязанности по установлению тарифа на тепловую энергию для оказания услуг по теплоснабжению по следующим основаниям.

В силу положений Закона о теплоснабжении деятельность в сфере теплоснабжения относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении которого расчеты за услуги осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим государственному регулированию.

Таким образом, хозяйствующие субъекты не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание услуг по теплоснабжению. ООО «Стройкомплекс» обязано было утвердить тариф на тепловую энергию для оказания услуг по теплоснабжению в РСТ Кировской области. В нарушение норм действующего законодательства ООО «Стройкомплекс», являющееся собственником источника тепловой энергии - отопительного котла, взимало плату за услуги по теплоснабжению в отсутствие установленного регулирующим органом тарифа на тепловую энергию.

В соответствии с требованиями п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее – постановление «О ценообразовании в сфере теплоснабжения») подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Тарифы (цены) на каждый регулируемый вид деятельности должны быть установлены органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (цен).

Пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в границах присоединенных сетей ООО «Стройкомплекс» в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу № 01/02-18, в ходе которого установлено, что ООО «Стройкомплекс» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по теплоснабжению в границах присоединенных сетей. Подключение объектов ООО «…» к тепловым сетям ОАО «…», осуществление теплоснабжения объектов ООО «…» посредством установки ООО «…» собственного отопительного котла, а также посредством использования электрической энергии не являются альтернативными вариантами осуществления теплоснабжения, поскольку данные мероприятия экономически нецелесообразны для ООО «…».

Отчет по результатам анализа состояния конкуренции приобщен к материалам дела № 01/02-18.

Предъявляя плату за услуги по теплоснабжению по ценам (тарифам), не установленным регулирующим органом, ООО «Стройкомплекс» тем самым нарушает п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с п. 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила организации теплоснабжения), ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

- прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

- выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

- возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

- наличие обращения потребителя о введении ограничения;

- иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

В письме от 01.02.2018 № 1 ООО «Стройкомплекс» в качестве основания отключения с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения указано увеличение ООО «Стройкомплекс» количества собственных отапливаемых площадей. Данное основание не предусмотрено пунктом 76 Правил организации теплоснабжения, условиями договора от «…» № «…».

Письмом от 28.08.2018 № 14 ООО «Стройкомплекс» сообщило ООО «…» об аннулировании письма ООО «Стройкомплекс» от 01.09.2018 № 1 (получено ООО «…» 29.08.2018).

В действиях ООО «Стройкомплекс» по направлению в адрес ООО «…» уведомления от 01.02.2018 № 1 об отключении с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения содержится нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Проанализировав представленные в материалы дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам:

  1. Предъявляя плату за услуги по отоплению по ценам (тарифам), не установленным регулирующим органом, ООО «Стройкомплекс» тем самым нарушило п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. ООО «Стройкомплекс», направив в адрес ООО «…» уведомление от 01.02.2018 № 1 об отключении с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения, нарушило ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что на момент вынесения решения по делу № 01/02-18 ответчик продолжает предъявлять заявителю счета на оплату услуг по отоплению по ценам (тарифам), не установленным регулирующим органом, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание тот факт, что ООО «Стройкомплекс» письмом от 28.08.2018 № 14, направленным в адрес ООО «…», аннулировало свое письмо от 01.09.2018 № 1 об отключении с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения, Комиссия решила в данной части предписание о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Стройкомплекс» факт нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в отношении услуг по теплоснабжению.

2. Признать в действиях ООО «Стройкомплекс» факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес ООО «…» уведомления от 01.02.2018 № 1 об отключении с 01.09.2018 г. объектов ООО «…» от теплоснабжения, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов заявителя.

3. Выдать ООО «Стройкомплекс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          «…»                         

  

 

Члены комиссии                                                                                                       «…»

 

                                                                                                               

                                                                                                                                    «…»

 

                                                                                                                              

           

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны