Решение б/н РЕШЕНИЕ от 13 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 01/05-17

                                                                                                                                        г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления, Членов Комиссии – <...>.– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, <...> – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 01/05-17 по материалам, направленным Слободской межрайонной прокуратурой Кировской области, по признакам нарушения администрацией Слободского района Кировской области (613150, Кировская область, г. Слободской, ул. Советская, д. 86), администрацией Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области (613112, Кировская область, Слободской район, д. Стулово, ул. Трактовая, д. 56) и ООО «Строительно-Монтажное Управление-16» (610035, г. Киров, ул. Некрасова, д. 73) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях по заключению договора № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 21.03.2016 г., договора № 1-57/16 о передаче проектной документации от 21.03.2016 г., муниципального контракта № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области от 05.10.2016 г., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в присутствии представителей ответчика – администрации Слободского района Кировской области – <…> по доверенности от 29.05.2017, <…> по доверенности от 26.01.2017,

в присутствии представителей ответчика – администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области – главы Стуловского сельского поселения <…>, <…> по доверенности от 01.02.2017,

в присутствии представителя ответчика – ООО «Строительно-Монтажное Управление-16» – <…> по доверенности от 15.02.2017 г.,

в отсутствие заявителя – Слободской межрайонной прокуратуры Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17,

в отсутствие заинтересованного лица – Министерства финансов Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17,

в отсутствие заинтересованного лица – Министерства образования Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Слободской межрайонной прокуратурой Кировской области в адрес Кировского УФАС России были направлены материалы проверки на предмет наличия признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях должностных лиц администрации Слободского района Кировской области при заключении контракта на приобретение детского сада в д. Стулово Слободского района Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 утверждена государственная программа Кировской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы (далее – Государственная программа).

Приложение № 11-3 к Государственной программе содержит перечень зданий и объектов строительства и реконструкции образовательных организаций. Указанный перечень (в ред. постановления Правительства Кировской области от 30.12.2015 № 77/920) предусматривает проведение следующего мероприятия: «Строительство детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области».

Из материалов следует, что 14.12.2015 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона в открытой форме на выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая (извещение № 0340200003315004028). Заказчик – администрация Слободского муниципального района Кировской области.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройинвест» Кировским УФАС России было выдано предписание от 25.01.2016 г. № 07/03-16-з с требованием устранения нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона. Предписание антимонопольного органа исполнено Заказчиком 01.02.2016 г.

04.02.2016 администрацией Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для строительства детского сада (извещение № 040216/8852965/01).

По результатам проведенных торгов 21.03.2016 администрацией Стуловского сельского поселения с ООО «Строительно-Монтажное Управление-16» (далее по тексту – ООО «СМУ-16») был заключен договор № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды.

21.03.2016 администрацией Слободского района с ООО «СМУ-16» был заключен договор № 1-57/16 о передаче проектной документации за плату, которая составила 1 100 785,07 руб. (стоимость договора соответствует общей стоимости оказанных услуг на изготовление проектной документации) без проведения процедуры торгов.

Постановлением Правительства Кировской области от 04.04.2016 № 92/177 внесены следующие изменения в Государственную программу:

-из приложения № 11-3 к Государственной программе исключен пункт «Строительство детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области»;

-приложение № 13 к Государственной программе, содержащее перечень объектов, приобретаемых для размещения образовательных организаций, было дополнено п. 4: «Приобретение здания детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области».

05.10.2016 г. между администрацией Слободского района Кировской области и ООО «СМУ-16» заключен муниципальный контракт № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области.

Указанная закупка была осуществлена без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Учитывая тот факт, что в действиях администрации Слободского района Кировской области, администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области и ООО «СМУ-16», выразившихся в заключении договора № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 21.03.2016 г., договора № 1-57/16 о передаче проектной документации от 21.03.2016 г., муниципального контракта № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области от 05.10.2016 г., содержались признаки нарушения ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», приказом от 13.01.2017 № 3 в отношении органов местного самоуправления и Общества было возбуждено производство по делу № 01/05-17.

Определением от 13.01.2017 г. рассмотрение дела № 01/05-17 назначено на 16 февраля 2017 года.

На заседании Комиссии 16.02.2017 г. представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в обращении, дополнений не имеет. В связи с завершением строительства и вводом объекта в эксплуатацию считает возможным предписание не выдавать.

Представители ответчика – администрации Слободского района Кировской области –  пояснили, что 14.12.2015 г. администрацией Слободского муниципального района на официальном сайте ЕИС было размещено извещение 0340200003315004028 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая. По результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройинвест» Кировским УФАС России было выдано предписание от 25.01.2016 г. № 07/03-16-з с требованием устранения нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона. Предписание антимонопольного органа исполнено Заказчиком 01.02.2016 г. По устной рекомендации Министерства образования Кировской области и Министерства финансов Кировской области было принято решение о приобретении готового объекта у единственного поставщика. Указанные меры были предприняты с целью исключения рисков участия в строительстве недобросовестных или финансово несостоятельных подрядчиков. В случае победы таких хозяйствующих субъектов в аукционе исполнение муниципального контракта могло быть растянуто на неопределенный срок или контракт мог быть не исполнен. В то же время денежные средства на реализацию мероприятия были предусмотрены в областном и районном бюджете 2016 года, что требовало строительства объекта в сжатые сроки. Дополнительно приложили переписку с Министерством образования по вопросу согласования внесения изменений в государственную программу. Указывают, что отсутствие соответствующего мероприятия в программе не является препятствием к принятию мер по осуществлению строительства. 04.02.2016 администрацией Стуловского сельского поселения был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для строительства детского сада (извещение № 040216/8852965/01). Извещение было размещено 04.02.2016 на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении торгов www.torgi.gov.ru. По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе победителем аукциона 09.03.2016 было признано ООО «Строительно-Монтажное Управление-16». Договор № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды был заключен на законных основаниях, преимущественные условия ООО «СМУ-16» не были созданы. Извещение о проведении торгов было размещено в установленном порядке, доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок не был ограничен. Решение о передаче проектной документации без проведения торгов было принято в силу того, что документация неразрывно связана с земельном участком, который предоставлен по результатам аукциона с разрешенным использованием под строительство детского сада. Согласование указанного мероприятия с органами государственной власти субъекта не производилось, договор о возмездной передаче проектной документации был заключен с целью возмещения понесенных затрат районного бюджета на разработку указанной документации. Постановлением администрации Слободского района Кировской области от 02.08.2016 г. № 1040 было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в целях приобретения объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность. Муниципальный контракт на приобретение здания был заключен без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком на законных основаниях (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Цена контракта была определена на основании заключения независимой экспертизы по оценке объекта строительства. Все мероприятия были осуществлены в том числе в соответствии с муниципальной программой. Прилагают материалы переписки администрации Слободского района с ООО «СМУ-16» по вопросу приведения объекта строительства в соответствие с требованиями проектной документации, ГОСТ, СанПиН. Признаков нарушения антимонопольного законодательства не усматривают.

Представители ответчика – администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области – пояснили, что 31.03.2015 г. между администрацией поселения и администрацией Слободского района Кировской области заключено соглашение о взаимодействии в сфере земельных отношении № 21. 04.02.2016 г. администрация Стуловского сельского поселения постановила организовать открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка 43:30:410306:705 с разрешенным использованием – для строительства детского сада. Извещение о проведении аукциона опубликовано в Информационном бюллетене МО Стуловское сельское поселение Слободского района Кировской области (№ 142/332-1 от 04.02.2016 г.), размещено на официальном сайте поселения, а также на сайте www.torgi.gov.ru 19.02.2016. Аукцион проводила администрация Слободского района в соответствии с заключенным соглашением. По результатам аукциона был заключен договор аренды земельного участка между администрацией Стуловского сельского поселения и единственным участником аукциона – ООО «СМУ-16». В последствии администрацией Слободского района было выдано разрешение на строительство от 24.03.2016 № 43-RU43530312-2401-2016. Переписка, переговоры, совещания между администрацией поселения и ООО «СМУ-16» по вопросу предоставления земельного участка для строительства детского сада не осуществлялись.

Представитель ответчика – ООО «СМУ-16» – пояснил, что информацию о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка общество получило на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Поскольку на участие в аукционе поступила только одна заявка ООО «СМУ-16», договор аренды был заключен на законных основаниях. Заявка на ранее проводимую закупку подавало ООО «СМТ-1», взаимозависимое юридическое лицо. Между тем, законом не установлено, что участие в торгах может производиться только от одного юридического лица. Данные юридические лица находятся на разных системах налогообложения, осуществляют различные виды деятельности. Факт регистрации ООО «СМУ-16» позднее даты размещения извещения о проведении торгов не исключает возможность ознакомления с извещением руководителя, учредителя юридического лица до его регистрации. Договор на передачу проектной документации был заключен администрацией Слободского района и ООО «СМУ-16» без проведения торгов, что является техническим нарушением и не могло повлечь нарушения интересов других лиц, так как данная проектная документация необходима лишь арендатору земельного участка для осуществления строительства. Муниципальный контракт на приобретение здания был заключен по основанию п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Стоимость объекта строительства является обоснованной, что подтверждается заключениями организаций, осуществляющих независимую экспертизу. Считают, что администрацией Слободского района, администрацией Стуловского сельского поселения, ООО «СМУ-16» не совершались никакие действия, нарушающие антимонопольное законодательство в части запрета ст. 16 Закона о защите конкуренции. На заседании комиссии представитель устно пояснил, что понимание того, что будет осуществляться строительство детского сада у Общества было с момента выхода на участие в открытом аукционе и заключения договора аренды земельного участка. Строительство объекта осуществлялось за счет собственных средств ООО «СМУ-16» на свой риск. В настоящее время стоимость объекта не возмещена заказчиком в полном объеме, ООО «СМУ-16» подано исковое заявление о взыскании задолженности по оплате муниципального контракта на приобретение объекта строительства.

Комиссия, выслушав пояснения представителей заявителя, ответчиков, ознакомившись с представленными документами, решила, что для объективного и всестороннего рассмотрения дела необходимо привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц Министерство финансов Кировской области, Министерство образования Кировской области, а также запросить у лиц, участвующих в деле, дополнительные документы.

Определением от 16.02.2017 рассмотрение дела № 01/05-17 отложено на 14 марта 2017 года.

На заседании Комиссии представители ответчиков – администрации Слободского района Кировской области, администрации Стуловского сельского поселения, ООО «СМУ-16» – поддержали изложенные ранее доводы.

На заседании Комиссии ООО «СМУ-16» дополнительно сообщило о том, что в настоящее время администрацией Слободского района Кировской области произведен расчет стоимости приобретенного здания.

Представитель Министерства финансов Кировской области пояснил, что субсидия на приобретение здания детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области предоставлена на законных основаниях, в соответствии с внесенными изменениями в государственную программу Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы. Все условия предоставления субсидии муниципальным образованием были соблюдены. По причине сокращения лимитов бюджета в отчетном году средства из областного бюджета направлены бюджету МО Слободской муниципальный район Кировской области на приобретение здания для размещения образовательных организаций в сумме 10 000,00 тыс. руб. В текущем году субсидия предоставлена из областного бюджета по заключенному соглашению в сумме 40 799,00 тыс. руб. Все обязательства по предоставлению субсидии на данные цели областным бюджетом выполнены в полном объеме. Не отрицает дачу Министерством финансов Кировской области устной рекомендации по телефонному звонку о возможности замены мероприятия по строительству детского сада на его приобретение здания для его размещения должностному лицу администрации. Запрет на проведение указанных мероприятий законодательство не содержит. Здание было возведено в соответствии с прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документацией, здание введено в эксплуатацию, в связи с чем отсутствуют препятствия в приобретении указанного здания. Обоснование замены мероприятия министерству неизвестно. Принцип эффективности расходования бюджетных средств не нарушен. Подтверждает риск как администрации, так и хозяйствующего субъекта в неприобретении здания детского сада, поскольку договорные отношения строятся на основе принципа свободы договора. Действия администрации по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в отсутствие внесенных изменений в государственную программу не считает нарушающими действующее законодательство. Юридически значимым является то, что указанное изменение было внесено в государственную программу на момент приобретения здания. Подрядчик приобрел права в строительстве здания детского сада по результатам процедуры торгов, участие в которых мог принять любой хозяйствующий субъект. На основании чего признаков нарушения антимонопольного законодательства не усматривают.

Слободская межрайонная прокуратура, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседании комиссии не обеспечила, письменных ходатайств не поступало.

Министерство образования Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило, направило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Направило письменные пояснения, в которых сообщает, что изменения в государственную программу вносятся по мере необходимости в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 г. № 144/123 «О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области». В связи с поступившим письмом главы Слободского района от 03.02.2016 г. Министерством образования Кировской области было сообщено администрации, что субсидии предоставляются на приобретение зданий для размещения образовательных организаций при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, акта независимой экспертизы об оценке стоимости здания и соответствующего муниципального контракта. При внесении изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2016 год» будут произведены корректировки в части направления расходов на приобретение детского сада в с. Стулово и внесены изменения в государственную программу «Развитие образования» на 2014-2020 г.г.

В связи с необходимостью запроса дополнительных документов рассмотрение дела № 01/05-17 было отложено на 13 апреля 2017 года.

Слободская межрайонная прокуратура, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседании комиссии не обеспечила, письменных ходатайств не поступало.

Министерство образования Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило, направило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Министерство финансов Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило, письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия не поступало.

На заседании Комиссии представители ответчиков – администрации Слободского района Кировской области, администрации Стуловского сельского поселения, ООО «СМУ-16» – поддержали изложенные ранее доводы.

Комиссией Кировского УФАС России на обозрение представителям ответчиков были представлены пояснения хозяйствующих субъектов – ООО «Вяткагазстрой», ООО «Универсалстрой», направленные по запросу Кировского УФАС России, в которых они сообщают об отсутствии у них сведений о проведении администрацией Стуловского сельского поселения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что стало причиной их неучастия в аукционе, а также указывают в связи с выявленными обстоятельствами на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

После ознакомления с указанными материалами представители администрации Слободского района Кировской области пояснили, что сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка надлежащим образом было размещено на сайте www.torgi.gov.ru, в связи с этим любой хозяйствующий субъект имел доступ к указанной информации. Доводы указанных застройщиков не подтверждают нарушение администрацией антимонопольного законодательства.

Представитель ООО «СМУ-16» на заседании комиссии пояснил, что у администрации нет обязанности по уведомлению всех возможных заинтересованных лиц о проведении аукциона. Хозяйствующий субъект в целях осуществления строительства самостоятельно исследует ресурс сайтов, где размещается информация о проведении торгов.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, Комиссия Кировского УФАС пришла к выводу о достаточности доказательств для вынесения решения по делу № 01/05-17.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела № 01/05-17 отложено на 11 мая 2017 года.

Администрация Стуловского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечила, письменных ходатайств не поступало.

Слободская межрайонная прокуратура, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечила, письменных ходатайств не поступало.

Министерство образования Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило, направило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Министерство финансов Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило, письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия не поступало.

На заседании Комиссии представители ответчиков – администрации Слободского района Кировской области, ООО «СМУ-16» – поддержали изложенные ранее доводы, дополнений не имеют.

Заключение об обстоятельствах дела № 01/05-17 (исх. № 2473/05 от 11.05.2017 г.) вручено присутствующим представителям ответчиков.

В целях предоставления возможности лицам, участвующим в деле, представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, рассмотрение дела № 01/05-17 отложено на 05 июня 2017 года.

Копии заключения об обстоятельствах дела № 01/05-17 направлены лицам, участвующим в деле, 17.05.2017.

В соответствии с ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заявитель и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела № 01/05-17, на заседание комиссии явку представителей не обеспечили, письменные пояснения и ходатайства не направили.

На заседании комиссии 05.06.2017 г. представители ответчика – администрации Слободского района Кировской области пояснили, что проектно-сметная документация неразрывно связана с земельном участком с кадастровым номером 43:30:410303:705, составлялась в соответствии с градостроительным планом данного земельного участка. Решение о передаче проектной документации без проведения торгов было принято в отношении лица, которому земельный участок предоставлен по результатам аукциона с разрешенным использованием под строительство детского сада с целью возмещения понесенных затрат районного бюджета на разработку указанной документации. На момент внесения изменений в Государственную программу все условия предоставления субсидии на приобретение здания детского сада были соблюдены. Направление расходов, указанное в Государственной программе, не оказывает влияние на начало и ход строительных работ по детскому саду. Правовым обоснованием внесения изменений в Государственную программу является положение п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, наделяющее заказчика правом на заключение контракта с единственным поставщиком без проведения процедуры торгов в целях приобретения нежилого здания. Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды было размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Обязанность администрации об извещении заинтересованных лиц другим адресным способом законодательством не установлена. В силу этого пояснения других хозяйствующих субъектов об ограничении доступа к процедуре торгов являются необоснованными, не имеют объективного подтверждения, а значит не могут рассматриваться как доказательство угрозы необоснованного сокращения числа участников торгов. Более того, доступ к процедуре торгов имели и лица, принимающие участие в ранее отмененной закупке. Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика в случае отмены электронного аукциона проводить повторную конкурентную процедуру. Стоимость муниципального контракта на приобретение здания нельзя считать завышенной. Цена объекта строительства соответствует результатам неоднократно проводимых независимых экспертиз. Нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае отсутствует.

На заседании комиссии представители ответчика – администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области пояснили, что 31.03.2015 г. между администрацией поселения и администрацией Слободского района Кировской области заключено соглашение о взаимодействии в сфере земельных отношении № 21, в соответствии с которым аукцион на право заключения договора аренды земельного участка проводила администрация Слободского района. На основании изложенного просят исключить администрацию Стуловского сельского поселения из состава субъектов вменяемого антиконкурентного соглашения.

На заседании комиссии 05.06.2017 г. представители ответчика – ООО «СМУ-16» пояснили, что с выводами, указанными в заключении об обстоятельствах дела, не согласны. Договор аренды земельного участка был заключен по результатам проведенных торгов. Располагать информацией об отсутствии в Государственной программе мероприятия по приобретению здания возможность отсутствовала. Кроме того, изменения в Государственную программу, которые были внесены после незначительного периода с момента проведения торгов, касались приобретения здания детского сада, а не заключения договора аренды земельного участка. Приобретение проектной документации ООО «СМУ-16» без проведения торгов не привело к ограничению конкуренции, поскольку приобретение данной документации иным лицом было невозможно. Указанная документация была приобретена Обществом в целях экономии времени, хотя возможность разработки проектной документации силами Общества не исключается. Наличие аффилированной связи между ООО «СМТ-1» и ООО «СМУ-16» не доказывает отсутствие возможности принятия участия в аукционе на заключения договора аренды у иных лиц. Цена объекта строительства соответствует результатам неоднократно проводимых независимых экспертиз, поэтому выкупная стоимость здания не является завышенной. Считают недоказанным факт нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции в действиях ответчиков. Ходатайствуют о привлечении в качестве заинтересованного лица директора ООО «Вяткагазстрой» для дачи пояснений относительно достоверности сведений, содержащихся в ответе на запрос Кировского УФАС России от 20.03.2017 г., а также подлинности подписи должностного лица, подписавшего ответ на запрос.

Посовещавшись, комиссия Кировского УФАС России решила в удовлетворении ходатайства ООО «СМУ-16» отказать. Основания не доверять представленным пояснениям отсутствуют, пояснения ООО «Вяткагазстрой» оформлены надлежащим образом, подписаны уполномоченными лицом, письмо имеет исходящий регистрационный номер.

На основании изложенного Комиссия приходит выводу о возможности окончания рассмотрения дела № 01/05-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 утверждена государственная программа Кировской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы (далее – Государственная программа).

Приложение № 11-3 к Государственной программе содержит перечень зданий и объектов строительства и реконструкции образовательных организаций. Указанный перечень (в ред. постановления Правительства Кировской области от 30.12.2015 № 77/920) предусматривает проведение следующего мероприятия: «Строительство детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области». Приложение № 11-3 к Государственной программе предусматривает финансирование мероприятия в 2016 году из областного бюджета в размере 50 800 000,00 руб., из местного – 5 642 700,00 руб. Всего – 56 442 700,00 руб. Средства местных бюджетов привлекаются по соглашениям. Ответственные исполнители – Министерство образования Кировской области, администрация Слободского района. Органы местного самоуправления участвуют в реализации мероприятий Государственной программы по согласованию.

14.12.2015 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона в открытой форме на выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая (извещение № 0340200003315004028). Заказчик – администрация Слободского муниципального района Кировской области. Уполномоченное учреждение – КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок». Начальная (максимальная) цена контракта – 53 382 598,00 руб.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройинвест» Кировским УФАС России было выдано предписание от 25.01.2016 г. № 07/03-16-з с требованием устранения нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона. Предписание антимонопольного органа исполнено Заказчиком 01.02.2016 г.

04.02.2016 администрацией Стуловского сельского поселения был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для строительства детского сада (извещение № 040216/8852965/01).

Извещение было размещено 04.02.2016 на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении торгов www.torgi.gov.ru.

По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе победителем аукциона 09.03.2016 было признано ООО «Строительно-Монтажное Управление-16».

21.03.2016 администрацией Стуловского сельского поселения с ООО «СМУ-16» был заключен договор № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды.

При этом довод администрации Стуловского сельского поселения о том, что данный орган не является участником рассматриваемого соглашения, является необоснованным по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 31.03.2015 г. между администрацией поселения и администрацией Слободского района Кировской области заключено соглашение о взаимодействии в сфере земельных отношении № 21 (далее по тексту – Соглашение).

В соответствии с п. 1.2 Соглашения Поселение наделяет Район правом:

1.2.5. Осуществлять подготовку проекта информационного сообщения о предоставлении земельных участков и публикацию такого информационного сообщения.

1.2.6. Осуществлять подготовку проектов правовых актов поселения, договоров, писем и иных документов, необходимых для реализации полномочий по распоряжению земельными участками.

1.2.10. Осуществлять подготовку аукционной документации и проведение аукционов по продаже земельных участков, продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.

В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Предметом рассматриваемого соглашения по взаимодействию в сфере земельных отношений является не передача в полном объеме правомочия собственника по распоряжению имуществом, а передача только ряда полномочий Поселения в рамках реализации полномочия по распоряжению в целях соблюдения законодательства и прав граждан на территории Стуловского сельского поселения (п. 1.1 Соглашения).

Из содержания п. 4.5.2 Соглашения, регламентирующего порядок взаимодействия Поселения и Района при реализации полномочия по предоставлению земельных участков через проведение торгов, следует, что администрация поселения, желая инициировать проведение аукциона по предоставлению в аренду земельного участка, направляет соответствующий пакет документов с приложением проекта решения администрации поселения о проведении аукциона.

В рамках реализации своих полномочий по распоряжению земельным участком 04.02.2016 г. постановлением № 29 администрация Стуловского сельского поселения распорядилась организовать открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка 43:30:410306:705 с разрешенным использованием – для строительства детского сада. Кроме того, администрация Стуловского сельского поселения является стороной по договору № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды, заключенного с ООО «СМУ-16».

Таким образом, администрация Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области как орган, реализующий полномочия собственника имущества муниципального образования Стуловское сельское поселение, не может быть исключена из субъектного состава рассматриваемого нарушения.

Установлено, что 21.03.2016 администрацией Слободского района с ООО «СМУ-16» был заключен договор № 1-57/16 о передаче проектной документации за плату, которая составила 1 100 785,07 руб. (стоимость договора соответствует общей стоимости оказанных услуг на изготовление проектной документации).

Согласно п. 1.1 договора администрация Слободского района обязуется передать ООО «СМУ-16» проектную документацию на строительство детского сада на 96 мест в д. Стулово Слободского района Кировской области для использования по ее целевому назначению, а ООО «СМУ-16» обязуется оплатить обусловленную договором цену.

Указанный договор заключен без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решением Слободской районной Думы Кировской области от 07.09.2007 № 26/282 утверждено Положение об имуществе, которое может находиться в собственности Слободского района для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих (далее – Положение).

Подпункт 14 пункта 2 Положения определяет, что проектно-сметная документация является имуществом, которое может находиться в собственности Слободского района для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих.

Таким образом, проектная документация на строительство детского сада является имуществом администрации МО Слободской муниципальный район.

Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

Способы приватизации муниципального имущества перечислены в ст. 13 Закона о приватизации с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к торгам для хозяйствующих субъектов.

Как следует из материалов дела, муниципальное имущество (проектная документация) было отчуждено без проведения торгов.

Постановлением Правительства Кировской области от 04.04.2016 № 92/177 внесены следующие изменения в Государственную программу:

-из приложения № 11-3 к Государственной программе исключен пункт «Строительство детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области»;

-приложение № 13 к Государственной программе, содержащее перечень объектов, приобретаемых для размещения образовательных организаций, было дополнено п. 4: «Приобретение здания детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области».

Таким образом, передача администрацией Стуловского сельского поселения в аренду земельного участка с разрешенным использованием для строительства детского сада была осуществлена в отсутствие соответствующего мероприятия, предусмотренного Государственной программой, в нарушение предусмотренного мероприятия по строительству детского сада.

В соответствии с Приложением № 7-3 к Государственной программе субсидии местным бюджетам из областного бюджета на приобретение зданий для размещения образовательных организаций предоставляются на следующих условиях:

при наличии утвержденной муниципальным правовым актом муниципальной программы, предусматривающей приобретение зданий для размещения образовательных организаций;

при заключении соглашения между министерством образования Кировской области и администрацией муниципального образования о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на приобретение зданий для размещения образовательных организаций;

при выполнении доли финансирования из местного бюджета, размер которой определяется соглашением между министерством образования Кировской области и администрацией муниципального образования о предоставлении субсидии на приобретение зданий для размещения образовательных организаций;

при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в случае вновь построенного здания) и акта независимой экспертизы об оценке стоимости здания (заключения об оценке рыночной стоимости здания);

при наличии муниципального контракта, предусматривающего приобретение здания, оборудования, объектов благоустройства и иных объектов недвижимости (сооружений), необходимых для функционирования образовательной организации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательной организации;

при наличии в соглашении между министерством образования Кировской области и администрацией муниципального образования о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на приобретение зданий для размещения образовательных организаций предельного объема субсидии, направленной за счет средств федерального и (или) областного бюджетов и предоставляемой на софинансирование расходного обязательства муниципального образования на приобретение зданий для размещения образовательных организаций.

Постановлением администрации Слободского района от 26.03.2015 г. № 611 «О внесении изменений в постановление администрации Слободского района от 26.12.2013 № 734» утверждена муниципальная программа «Развитие образования Слободского района» на 2014-2020 годы» в новой редакции.

Постановлением администрации Слободского района от 14.12.2015 г. № 2456 «О внесении изменений в постановление администрации Слободского района от 26.03.2015 № 611» утвержден перечень мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного образования», которым предусмотрено строительство здания дошкольного учреждения в 2016 году стоимостью 56 444 400,00 руб., в том числе за счет средств областного бюджета 50 800 000,00 руб., за счет средств районного бюджета 5 644 400,00 руб.

Постановлением администрации Слободского района от 04.02.2016 г. № 137 «О внесении изменений в постановление администрации Слободского района от 26.03.2015 № 611» утвержден перечень мероприятий подпрограммы «Развитие дошкольного образования», которым предусмотрено приобретение здания дошкольного учреждения в 2016 году стоимостью 56 444 400,00 руб., в том числе за счет средств областного бюджета 50 800 000,00 руб., за счет средств районного бюджета 5 644 400,00 руб.

Министерством образования Кировской области и администрацией Слободского района Кировской области заключено соглашение от 02.08.2016 г. о предоставлении субсидии из областного бюджета на приобретение зданий для размещения образовательных организаций. В соответствии с приложением № 1 к Соглашению предусмотрено финансирование приобретения здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области за счет средств областного бюджета в размере 50 800 000,00 руб. Размер софинансирования за счет средств местного бюджета 5 642 700,00 руб.

Постановлением администрации Слободского района Кировской области от 02.08.2016 г. № 1040 было принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в целях приобретения объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Слободской муниципальный район Кировской области.

В соответствии с отчетом № 01/462 от 28.09.2016 г. ИП Воробьевой З.М. об оценке рыночной стоимости здания стоимость объекта «Здание детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области» составляет 56 858 200,00 руб.

Администрацией Слободского муниципального района выдано ООО «СМУ-16» разрешение № 43-RU43530312-182-2016 от 03.10.2016 на ввод в эксплуатацию объекта: Детский сад на 96 мест, расположенный по адресу: Кировская область, Слободской район, дер. Стулово, ул. Садовая, д. 14а.

05.10.2016 г. между администрацией Слободского района Кировской области и ООО «СМУ-16» заключен муниципальный контракт № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 9 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области. Цена контракта – 56 442 700,00 руб.

Указанная закупка была осуществлена без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе: заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Администрация Слободского района Кировской области (заказчик по электронному аукциону на выполнение работ по строительству детского сада) в качестве правового обоснования внесения изменений в Государственную программу в части замены мероприятия по строительству детского сада на 96 мест в с. Стулово Слободского района Кировской области на приобретение здания для размещения указанного объекта привела положение п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, что подтверждает вывод о том, что, осуществляя действия по передаче земельного участка в аренду, внесению изменений в Государственную программу, органы власти преследовали цель обхода закупочных процедур и приобретения здания у единственного поставщика.

Ответчик – администрация Слободского района поясняла, что указанные меры были предприняты с целью исключения рисков участия в строительстве недобросовестных или финансово несостоятельных подрядчиков. В случае победы таких хозяйствующих субъектов в аукционе исполнение муниципального контракта могло быть растянуто на неопределенный срок или контракт мог быть не исполнен. В то же время денежные средства на реализацию мероприятия были предусмотрены в областном и районном бюджете 2016 года, что требовало строительства объекта в сжатые сроки.

Между тем, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу, что такие обстоятельства, как риск участия в строительстве недобросовестных или финансово несостоятельных подрядчиков, длительные сроки осуществления закупки, необходимость освоения бюджетных средств в рамках очередного финансового года, не являются обстоятельствами, допускающими осуществление закупки без проведения торгов с единственным подрядчиком по результатам мероприятия, предусмотренного Государственной программой.

Министерство финансов Кировской области не отрицает направление ими устной рекомендации о возможности замены мероприятия по строительству детского сада на приобретение здания для его размещения должностному лицу администрации. Указывают, что запрет на проведение указанных мероприятий законодательство не содержит, здание детского сада было приобретено с соблюдением требований законодательства, все условия предоставления субсидии были соблюдены.

Министерство образования Кировской области, направило письменные пояснения, в которых сообщает, что изменения в государственную программу вносятся по мере необходимости в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 г. № 144/123 «О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области».

Вместе с тем, последовательные действия администрации Стуловского сельского поселения по предоставлению земельного участка под строительство детского сада, последующая передача администрацией Слободского района ООО «СМУ-16» соответствующей проектной документации на бесконкурсной основе были заведомо направлены на возведение на соответствующем земельном участке детского сада во исполнение Государственной программы, однако, в обход необходимости проведения закупочных процедур на выполнение работ по строительству соответствующего объекта.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и (или) наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Администрация Слободского района Кировской области, ООО «СМУ-16», Министерство финансов Кировской области поясняют, что договор № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды был заключен на законных основаниях, преимущественные условия ООО «СМУ-16» не были созданы. Извещение о проведении торгов было размещено в установленном порядке, доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок не был ограничен.

Вместе с тем, в материалах дела № 01/05-17 имеются письменные пояснения хозяйствующих субъектов, участвующих в ранее отмененном электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая (извещение № 0340200003315004028), которые являются подтверждением того, что рассматриваемые действия администрации Слободского района, администрации Стуловского сельского поселения, ООО «СМУ-16» создают угрозу необоснованного сокращения числа участников торгов.

В частности, ООО «Универсалстрой» в письме от 24.03.2017 № 36 сообщает, что Общество не располагало информацией о проведении администрацией Стуловского сельского поселения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в целях строительства детского сада в д. Стулово Слободского района Кировской области, что стало причиной их неучастия в акционе.

Аналогичные пояснения в части отсутствия информации о проведении аукциона представлены ООО «Вяткагазстрой» в письме от 29.03.2017 № 32. Как указывает общество, строительство детского сада должно было осуществляться в рамках закупочных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

ООО «Энергия» в письме от 27.03.2017 б/н сообщило, что Общество не приняло участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в целях строительства детского сада в д. Стулово, по причине позднего обнаружения информации о проведении торгов. Публикаций в средствах массовой информации (районных, областных) Обществом не обнаружено. Сообщает, что Общество неоднократно обращалось к главе администрации Слободского района <…>, а также ответственному должностному лицу <…> с вопросом о дальнейшей процедуре заключения договора в целях строительства детского сада, однако должностными лицами сообщалось, что они не владеют информацией, возможно закупка будет размещена повторно или будет проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка. Кроме того, Общество сообщило о недостаточности сведений относительно строительства объекта, которые также стали причиной отказа от участия в аукционе. Как указывает Общество, из аукционной документации не ясно, каким образом распределяются права и обязанности по строительству объекта, каков механизм приобретения здания. При заключении договора аренды земельного участка отсутствуют гарантии того, что проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, будет предоставлена администрацией, и не возникнет необходимость разработки новой проектно-сметной документации застройщиком.

Комиссия Кировского УФАС России не находит оснований усомниться в достоверности направленных хозяйствующими субъектами сведений. Указанные письменные пояснения были получены по результатам официальных запросов, направленных антимонопольным органом. Полученные письма подписаны уполномоченными лицами.

Комиссией Кировского УФАС России установлено, что участником ранее отмененной закупки на выполнение работ по строительству детского сада являлось ООО «СМТ-1» (ИНН 4345059130), учредителем которого является ООО «Торгово-промышленная корпорация «Алтай» (ИНН 4345307600). Согласно сведениям с сайта ФНС России https://egrul.nalog.ru учредителями последнего юридического лица являются следующие лица: <…> (ИНН <…>), <…> (ИНН <…>).

Указанные физические лица являются учредителями ООО «СМУ-16» (ИНН 4345437014) – единственного участника открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для строительства детского сада.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что участник аукциона на право заключения договора аренды земельного участка – ООО «СМУ-16», находясь в аффилированной связи с участником ранее отмененной закупки на выполнение работ по строительству детского сада, располагало сведениями о необходимости проведения повторных конкурентных процедур при размещении указанного муниципального заказа. Тем не менее, имея экономический интерес в совершении указанной сделки, Общество приняло решение об участии в аукционе на право заключения аренды земельного участка в отсутствие закупочных процедур.

Также администрация Слободского района Кировской области поясняет, что решение о передаче проектной документации без проведения торгов было принято в силу того, что документация неразрывно связана с земельном участком, который предоставлен по результатам аукциона с разрешенным использованием под строительство детского сада.

Изложенный довод подтверждает тот факт, что при заключении договора № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды администрация Слободского района Кировской области, администрация Стуловского сельского поселения, ООО «СМУ-16» имели намерение не по предоставлению земельного участка в пользование хозяйствующему субъекту, а по строительству в целях обеспечения муниципальных нужд здания детского сада, и дальнейшему приобретению возведенного здания в отсутствие соответствующего мероприятия в Государственной программе и в обход процедуры, предусмотренной Законом о контрактной системе.

Указанный вывод подтверждается в том числе пояснениями ООО «СМУ-16», которое сообщило, что понимание того, что необходимо осуществление строительства детского сада в рамках реализации государственной программы у Общества было с момента выхода на участие в открытом аукционе и заключения договора аренды земельного участка.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, действия администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области, администрации Слободского района Кировской области и ООО «СМУ-16» направлены на предоставление преимущественных условий ООО «СМУ-16» и ведут к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на рынок строительства жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД2 41.20) в территориальных границах Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Министерство финансов Кировской области пояснило, что замена мероприятия по Государственной программе не привела к нарушению принципа эффективности расходования бюджетных средств.

В свою очередь, применение выявленной схемы «обхода» от обязательности проведения закупочной процедуры нарушает принцип равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок строительства нежилых зданий, что ведет к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также имеет негативный эффект для экономики в целом. Изменение мероприятия по строительству детского сада на приобретение здания под его размещение у единственного поставщика является, по сути, коррупционной схемой: при заключении контракта с единственным поставщиком на приобретение здания существует вероятность расходования финансовых средств бюджета соответствующего уровня публичной власти в большем объеме, чем при проведении конкурентной процедуры при подаче ценовых предложений несколькими хозяйствующими субъектами. Подтверждением данного довода является тот факт, что по отмененной закупке начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству детского сада в д. Стулово составляла 53 382 598,00 руб. Предложение о цене контракта победителя аукциона – 46 000 000,00 руб. Цена муниципального контракта № 197/16 от 05.10.2016 г., заключенного между администрацией Слободского района Кировской области и единственным поставщиком ООО «СМУ-16», на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области составляет 56 442 700,00 руб. При этом установление в повторно проводимой закупке начальной (максимальной) цены контракта в размере, предусмотренном муниципальным контрактом, заключенным с единственным поставщиком, могло увеличить число участников аукциона.

Выводы о возможности при проведении закупочных процедур строительства здания детского сада по более низкой цене, предусмотренной контрактом, заключенным  с единственным поставщиком, содержатся также в акте Контрольно-счетной палаты Кировской области по результатам контрольного мероприятия от 30.06.2016 г.

Таким образом, в данном случае между администрацией Слободского района Кировской области, администрацией Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области и ООО «Строительно-Монтажное Управление-16» достигнуто соглашение, которое направлено на уклонение от проведения закупочных процедур в виде торгов при строительстве объекта: детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД2 41.20) в территориальных границах Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области.

Изложенная хронология действий обусловлена интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, намеренным осуществлять выполнение строительно-монтажных работ в целях обеспечения муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Данное соглашение (договоренность) достигнуто в письменной форме и выражено в следующих соглашениях:

-договор № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 21.03.2016 г.;

-договор № 1-57/16 о передаче проектной документации от 21.03.2016 г.;

-муниципальный контракт № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области от 05.10.2016 г.

На основании вышеизложенного, действия администрации Слободского района Кировской области, администрации Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области, ООО «Строительно-Монтажное Управление-16» содержат нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в действиях по заключению договора № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 21.03.2016 г., договора № 1-57/16 о передаче проектной документации от 21.03.2016 г., муниципального контракта № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области от 05.10.2016 г.

При решении вопроса о возможности устранения нарушений антимонопольного законодательства комиссия Кировского УФАС России, изучив представленные в дело материалы, приходит к выводу о том, что в данном случае устранение последствий нарушения путем выдачи предписания невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать факт нарушения администрацией Слободского района Кировской области, администрацией Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области, обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-Монтажное Управление-16» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 2-2016/21 о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 203.2016 г., договора № 1-57/16 о передаче проектной документации от 21.03.2016 г., муниципального контракта № 197/16 на приобретение здания (наружных сетей, объектов благоустройства, оборудования) для размещения детского сада на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области от 05.10.2016 г., что создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых ООО «СМУ-16» поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по строительству нежилого здания для обеспечения муниципальных нужд без необходимости участия в закупочной процедуре, что, в свою очередь, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке строительства жилых и нежилых зданий в территориальных границах Стуловского сельского поселения Слободского района Кировской области.
  2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны