Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02/03-14о наложении штрафа по делуоб админис... от 29 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 02/03-14

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

 24 октября 2014 г.                                                                                                    г. Киров

 

 

    Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области , рассмотрев протокол от 19.09.2014 и материалы дела об административном правонарушении (решение № 46/03-13), возбужденного по ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Энергия» (ИНН 6321278721,   ОГРН 1116320027372, дата государственной регистрации - 17.10.2011, адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, стр. 58, пом.53) по факту нарушения п.  2 ч.1  ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

в отсутствии  законного представителя ООО «Энергия», извещенного о дате, времени и месте  рассмотрения административного дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          Решением комиссии Кировского УФАС России от 29.10.2013 г. № 46/03-13  Общество с ограниченной ответственностью «Энергия», Общество с ограниченной ответственностью «Автопром» и Общество с ограниченной ответственностью «Оникс» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и участия в соглашении (договоренности), которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме с номером извещения 0140200000813000586.

19.09.2014 г. в отношении  ООО  «Энергия» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.

    Рассмотрение административного дела  назначено на 24.10.2014 г.

При рассмотрении административного дела установлено следующее.

14.02.2013 года на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0140200000813000586 о проведении открытого аукциона в электронной форме.

Предмет закупки: выполнение работ по замене поврежденных и установке недостающих дорожных знаков на автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (Лот №1).

Заказчик: КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» (610035, г. Киров, Мелькомбинатовский проезд, 6).

Уполномоченный орган: Департамент государственных закупок Кировской области.

Начальная (максимальная) цена контракта: 14 000 000 рублей.

Аукцион проводился на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов» (http://www.sberbank-ast.ru).

Документация об аукционе в электронной форме утверждена уполномоченным органом и заказчиком.

Согласно пункту 10 информационной карты документации аукциона размер обеспечения заявок на участие в аукционе составляет 280 000 рублей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также такое требование к участникам размещения заказа как отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.

Пунктом 14 информационной карты установлено, что участники должны соответствовать требованию: отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков об участнике размещения заказа. Данное требование содержится также в пункте 1.6.4.1 Инструкции участникам размещения заказа документации об аукционе.

Согласно данным официального сайта и данным электронной торговой площадки для участия в аукционе было подано 8 заявок, по двум из которых было принято решение об отказе в допуске. Шесть заявок было допущено, в том числе заявки ООО «Энергия», ООО «Автопром», ООО «Оникс» и ООО «Дорожный знак». Из данного обстоятельства следует, что указанные участники подали заявки, первые части которых отвечали требованиям документации и обеспечили внесение денежных средств в обеспечение заявок.

Кировским УФАС был сделан запрос в адрес ЗАО «Сбербанк-АСТ» о представлении информации относительно участия ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» в указанном аукционе, а также в иных аукционах, проведенных на данной площадке.

Согласно представленных данных аукцион с номером извещения 0140200000813000586 начался на электронной площадке в 9 часов 05 минут 15 марта 2013 года. В процессе проведения аукциона, поведение участников ООО «Оникс» и ООО «Автопром» характеризовалось необоснованно большим (более 70%) снижением начальной цены. В период с 9 часов 05 минут до 10 часов 13 минут предложения вносили только ООО «Оникс» и ООО «Автопром» поочередно. Последнее предложение было сделано ООО «Оникс» в 10 часов 13 минут в сумме 3 430 000 рублей. Предпоследнее предложение в сумме 3 500 000 рублей было сделано ООО «Автопром».

Время завершения аукциона – 15 марта 2013 года 10 часов 23 минуты.

В соответствии с ч. 12 ст. 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи открытого аукциона в электронной форме любой участник открытого аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 20 ст. 41.10 Закон о размещении заказов в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 19 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику, в уполномоченный орган такой протокол и вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных участниками открытого аукциона в электронной форме, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 19 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в открытом аукционе в электронной форме принимали участие менее десяти участников открытого аукциона, вторые части заявок на участие в открытом аукционе, поданных такими участниками открытого аукциона, а также документы указанных участников, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого же срока оператор электронной площадки обязан направить также уведомление указанным участникам открытого аукциона.

В соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, признается победителем открытого аукциона в электронной форме.

Таким образом, при оценке наиболее низкой цены и определении победителя аукциона в электронной форме аукционная комиссия оценивает не только предложения, поступившие до расчетного времени завершения аукциона¸ но и предложения, поступившие в течение 10 минут после завершения аукциона. Участник, предложивший в течение 10 минут после завершения аукциона наиболее низкую цену может быть признан победителем аукциона.

В течение 10 минут после окончания аукциона поступили следующие предложения:

ООО «Дорожный знак»

15.03.2013  10:33

13 300 000,00

ООО «Энергия»

15.03.2013  10:33

12 800 000,00

 

18 марта 2013 года комиссия Департамента государственных закупок рассмотрела вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме №0140200000813000586-3.

В соответствии с протоколом заявки ООО «Оникс» и ООО «Автопром» были признаны не соответствующими требованиям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме на основании п. 2 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, пункта 14 информационной карты открытого аукциона в связи с наличием в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа. Победителем аукциона было признано ООО «Энергия» с ценой контракта 12 800 000 рублей.

Согласно сведений Реестра недобросовестных поставщиков ООО «Оникс» (ИНН 6321252890) включено в реестр 01.06.2012 года (реестровый номер РНП.09900-12) на основании решения Самарского УФАС России. ООО «Автопром» включено в реестр 01.06.2012 года (реестровый номер РНП.09899-12) на основании также решения Самарского УФАС России.

В соответствии с п. 2 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 №292, Реестр ведется в электронном виде путем использования информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения, отвечающие требованиям, установленным настоящим Положением. В соответствии с п. 4 Положения уполномоченный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (далее - официальный сайт) в течение 3 дней со дня их поступления. Таким образом, сведения Реестра являются общедоступными, сведения в отношении конкретных лиц размещены в Реестре до времени проведения аукциона на электронной площадке.

Таким образом, принимая участие в аукционе общества «Оникс» и «Автопром» отдавали отчет и должны были понимать, что их заявки будут отклонены. Вместе с тем, снижали цену максимально и поочередно.

При участии в аукционе ООО «Энергия» и ООО «Автопром» вносили свои ценовые предложения для участия в аукционе с одного и того же IP-адреса: 85.114.160.14. ООО «Оникс» вносило свои ценовые предложения с IP-адреса: 81.28.186.238.

Согласно открытым сведениям, расположенным в сети Интернет, оператором услуг связи, предоставляющим данные IP-адреса является ЗАО «АИСТ», расположенное в г. Тольятти Самарской области.

Согласно данным, предоставленным в материалы дела 8 оперативным отделом Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Самарской области в ответ на запрос Кировского УФАС, IP-адрес 85.114.160.14 предоставлен ЗАО «АИСТ» абоненту ООО «Энергострой», выделенная линия № (1721) 075123, адрес установки услуг г. Тольятти, ул. Свердлова, 1Б (в подтверждение приложен ответ ЗАО «АИСТ»). Согласно данному же ответу IP-адрес 81.28.186.238 осуществлял выход в сеть Интернет 15.03.21013 в период с 09:05 до 10:34 с выделенной линии (1721) 075125, договор на услуги передачи данных заключен с абонентом ООО «Оникс», адрес установки услуги г. Тольятти, ул. Свердлова, 1б.

Кировским УФАС проанализированы данные указанных обществ.

Из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, следует, что директором и единственным учредителем ООО «Оникс» является О. Директором и единственным учредителем ООО «Энергия» является И. Директором и единственным учредителем ООО «Автопром» является И. В свою очередь директором и единственным учредителем ООО «ЭнергоСтрой» (ИНН 6321264285) является И.

Общества «Энергия», «Автопром», «ЭнергоСтрой» согласно данным ЕГРЮЛ зарегистрированы по юридическому адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, 6, 152. Этот же адрес указан ООО «Энергия» и ООО «Автопром» в качестве юридического и почтового при подаче заявок на участие в аукционе.

Вместе с тем, из данных оператора услуг связи ЗАО «АИСТ» следует, что выход на площадку ООО «Оникс», ООО «Энергия» и ООО «Автопром» осуществлялся с IP-адресов с выделенных линий связи, расположенных по одному адресу: г. Тольятти, ул. Свердлова, 1б.

О том, что фактически ООО «Энергия» расположено по адресу: г. Тольятти, ул. Свердлова, 1б, также следует и из документов, предоставленных ООО «Энергия», в частности, договора аренды нежилого помещения от 01.03.2013 года.

Комиссия УФАС отмечает следующее обстоятельство.

Согласно данным оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» заявка на участие в аукционе была подана ООО «Оникс» 06.03.2013 года в 20 часов 04 минуты. При входе на площадку ООО «Оникс» использовало IP-адреса 81.28.186.238 и 85.114.160.14.

Заявка на участие в аукционе была подана ООО «Энергия» 06.03.2013 года в 20 часов 05 минут. При входе на площадку ООО «Энергия» использовало IP-адреса 81.28.186.238 и 85.114.160.14.

Заявка на участие в аукционе была подана ООО «Автопром» 06.03.2013 года в 20 часов 10 минут. При входе на площадку ООО «Автопром» использовало IP-адрес  85.114.160.14.

Комиссия приходит к выводу о том, что при входе на площадку указанные общества использовали одинаковую совокупность IP-адресов.

При этом комиссии обращает внимание на следующее обстоятельство.

15 марта 2013 года в адрес уполномоченного органа поступило два электронных письма.

Первое письмо было написано в 13 часов 11 минут. Отправитель указан, как ООО «ЭнергоСтрой». Адрес электронной почты ens63@mail.ru. В письме указано, что ООО «Автопром» находится в реестре недобросовестных поставщиков.

В ответ на запрос УФАС Департамент государственных закупок Кировской области письмом от 28.06.2013 года сообщил, что данное письмо было отправлено с IP-адреса 81.28.186.238.

Как было указано ранее данный адрес выделен оператором услуг связи абоненту ООО «Оникс».

При этом в соответствии с правилами проведения электронного аукциона на момент направления электронного письма ни кому из участников аукциона не должно быть известно о других участниках, если они не являются взаимно информированными.

Данное обстоятельство также подтверждает, что общества использовали при входе на площадку одинаковую совокупность IP-адресов и были взаимно информированы об участии в аукционе.

Также 15 марта в адрес уполномоченного органа поступило второе электронное письмо. Письмо было написано в 13 часов 54 минуты. Электронный адрес отправителя 99box99@gmail.com. В письме указано, что вследствие технической ошибки на торги была выведена компания «Оникс», находящаяся в реестре недобросовестных поставщиков. Согласно данным заявки ООО «Оникс» указанный адрес электронной почты является контактным адресом ООО «Оникс». Этот же адрес указан в бланке пояснений ООО «Оникс», направленных в комиссию УФАС при рассмотрении дела.

Данное обстоятельство, по мнению комиссии УФАС, подтверждает отсутствие реального намерения ООО «Оникс» победить на аукционе и участие в аукционе с другой заведомо не соответствующей принципам разумности и добросовестности участия в торгах целью.

По запросу Кировского УФАС от 27.09.2013 года № 5028/01 8 оперативным отделом УЭБиПК ГУ МВД по Самарской области в адрес УФАС направлена копия заключения специалиста от 11.09.2013 г.

Из данного заключения следует, что 11 сентября 2013 года сертифицированным техническим экспертом по идентификации и комплектации программ для ЭВМ, сотрудником ООО «АСК-Тольятти» проведено исследование 4 системных блоков ЭВМ, 6 ноутбуков и 4 ключей ЭЦП, изъятых в ходе проведения проверки в отношении ООО «Автопром», ООО «Оникс», ЗАО «Атлантика Групп», ООО «Энергия», ООО «Роспромторг» и ООО «Стронг».

Из заключения специалиста следует.

На системном блоке №1 осуществлялся доступ к торговым площадкам sberbank-ast.ru, etp-micex.ru, rts-tender.ru, roseltorg.ru, zakazrf.ru. На «скриншоте» приведен список пользователей, среди которых в том числе: И. и О.

На системном блоке №3 осуществлялся доступ к торговым площадкам sberbank-ast.ru, etp-micex.ru, rts-tender.ru, roseltorg.ru, zakazrf.ru. На «скриншоте» приведен список пользователей, среди которых в том числе: И. и О.

На ноутбуках №7, №9 и №10 осуществлялся доступ к торговым площадкам sberbank-ast.ru, etp-micex.ru, rts-tender.ru, roseltorg.ru, zakazrf.ru. На «скриншоте» приведен список пользователей, среди которых в том числе: И. и О.

Данное обстоятельство подтверждает по мнению комиссии УФАС факт использования ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» в лице их единственных учредителей и руководителей одной и той же техники для участия в торгах на различных торговых электронных площадках, что в свою очередь подтверждает согласованность принятия ими решений и взаимную осведомленность об участии в торгах.

При оценке участия ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» в других аукциона по данным предоставленным ЗАО «Сбербанк-АСТ» также установлено следующее.

Аукцион с номером извещения № 0172200001413000012.

Заказчик: Администрация Кировского района Санкт-Петербурга (Российская Федерация, 198095, Санкт-Петербург, пр. Стачек, 18 (gz@tukir.gov.spb.ru).

Предмет аукциона: Выполнение работ по сносу «деревьев-угроз», находящихся на придомовых территориях, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов на территории Кировского района Санкт-Петербурга

Начальная цена: 2 303 067,00 рублей.

Пунктом 5.1. документации об аукционе установлено, что участник представляет обеспечение заявки в размере: 115153 руб. 35 коп.

Пунктом 4.2 документации об аукционе установлено, что участник должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам в соответствии со статьей 11 Закона, в том числе: требованию об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике.

Согласно данным официального сайта закупок для участия в аукционе было подано 22 заявки. Все заявки, в том числе заявки ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс», были допущены к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.

Аукцион проходил на площадке Сбербанк-АСТ 22.02.2013 года (начало в 10:25), т.е. до даты проведения аукциона с номером извещения 0140200000813000586.

ООО «Оникс» и ООО «Автопром» снижали цену до 400 000 рублей. Последнее предложение в сумме 400 000 рублей сделано ООО «Оникс» в 10 часов 25 минут.

ООО «Энергия» внесло ценовое предложение в сумме 1 470 000 рублей после завершения аукциона в течение 10 минут, но его ценовое предложение не было признано по итогам аукциона победившим.

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 25.02.2013 года заявка ООО «Автопром» была признана не соответствующей требованиям документации в связи с тем, что сведения об участнике находятся в реестре недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, комиссия при наличии к тому оснований не приняла решение об отказе в допуске заявки ООО «Оникс» (общество также находилось в реестре недобросовестных поставщиков), вследствие чего ООО «Оникс» было признано победителем аукциона с ценой контракта 400 000 рублей.

При этом в данном аукционе ООО «Оникс», ООО «Автопром» и ООО «Энергия» подавали ценовые предложения с одного и того же IP-адреса: 85.114.160.14.

В последующем ООО «Оникс» уклонилось от заключения контракта (не направило подписанный ЭЦП проект контракта), о чем заказчиком составлен акт об уклонении от 11.03.2013 года.

Обстоятельства участия данных обществ в аукционе 0172200001413000012 свидетельствуют о реальных намерениях ООО «Оникс» как участника соглашения: снижение цены без цели реального заключения и исполнения контракта.

При оценке использования ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» при участии в торгах одинаковой совокупности IP-адресов комиссия УФАС также учитывает заключение специалистов ФГБОУ ВПО «ВятГУ», представленное в материалы дела, в соответствии с которым под IP-адресом понимается уникальный четырехбайтный числовой идентификатор, позволяющий осуществлять доступ в сеть Интернет и однозначно определяющий устройство в сети. При этом неоднократный выход в Интернет разными лицами (не менее трех) в течение 10-15 минут с одного и того же IP-адреса возможен в случае, если данные лица используют одно и то же сетевое устройство (компьютер, ноутбук), либо сетевые устройства, входящие в одну локальную сеть, а также при использовании пользователями прокси-серверов.

Доказательством использования одинаковой совокупности IP-адресов являются также сведения, предоставленные ЗАО «Сбербанк-АСТ», относительно участия ответчиков в аукционе с номером извещения № 0142300010013000084, который проходил 15.04.2013 года. При участии в данном аукционе ООО «Энергия» использовало адрес 81.28.186.238, который выделен оператором связи абоненту ООО «Оникс». ООО «Оникс» также участвует в этом аукционе и вносит ценовые предложения с этого же адреса. Участвующее в этом аукционе ООО «Автопром» вносит свои предложения с IP-адреса 85.114.160.14.

В другом аукционе с номером извещения № 0372200021412000031, который проходил 20.09.2013 года на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «Оникс» подает свои ценовые предложения с IP-адреса 85.114.160.14, который выделен абоненту ООО «ЭнергоСтрой», руководителем которого и единственным учредителем как и в обществах «Энергия» и «Автопром» является И. При этом ООО «Энергия» также участвует в данном аукционе с IP-адреса 85.114.160.14.

Аукцион с номером извещения № 0142300010013000099.

Заказчик: Мэрия городского округа Тольятти (Департамент городского хозяйства) (Место нахождения, почтовый адрес: 445011, Самарская область, г. Тольятти, ул. Карла Маркса, 42; Адрес электронной почты: shta@tql.ru; номер контактного телефона: (8482) 22-46-78).

Предмет аукциона: Выполнение работ по содержанию сетей и инженерной инфраструктуры городского округа Тольятти. Аварийная прочистка сетей водоотведения для нужд городского округа Тольятти.

Начальная цена: 480 000,00 рублей.

Аукцион проходил на площадке Сбербанк-АСТ 18.04.2013 года (начало в 12:36).

ООО «Оникс» и ООО «Автопром» снижали цену до 60 600 рублей.

Победителем признано ООО «Энергия» с ценой контракта 358 000 рублей поскольку заявки ООО «Автопром» и ООО «Оникс» признаны не соответствующими документации об аукционе в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов (наличие сведений в реестре недобросовестных поставщиков). Ценовое предложение также было сделано после расчетного времени окончания аукциона в течение 10 минут.

При этом также ООО «Энергия» и ООО «Автопром» также подавали ценовые предложения с одного и того же IP-адреса: 85.114.160.14.

Обстоятельства проведения данного аукциона свидетельствуют о том, что указанные общества реализовывали при участии в аукционах 0140200000813000586, 0172200001413000012, 0142300010013000099 одну и ту же модель поведения (схему).

Системное значительное снижение цены без реального намерения заключить контракт обществами «Оникс» и «Автопром» (обязаны были понимать и понимали, что заявки будут отклонены в виду наличия сведений в реестре недобросовестных поставщиков) в совокупности с информацией, предоставленной ЗАО «Сбербанк-АСТ» и УМВД по Самарской области свидетельствует о том, что данные общества участвовали в торгах с иной целью, нежели победа в аукционе и заключение по его итогам контракта.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

 В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

С учетом однородности товаров (работ, услуг), выставленных на аукцион, хозяйствующие субъекты, принявшие участие в аукционе являются конкурентами, осуществляют (планирует осуществлять) деятельность на одном товарном рынке.

Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что обстоятельства участия ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» в аукционе № 0140200000813000586 в совокупности с обстоятельствами участия данных обществ в аукционах в электронной форме с номерами извещений 0172200001413000012, 0142300010013000099, а также с номерами извещений 0142300010013000084 и № 0372200021412000031, свидетельствуют о заключении между указанными участниками устного соглашения (договоренности), которое предусматривало поддержание цены на торгах – аукционе в электронной форме с номером извещения 0140200000813000586.

Наличие соглашения между указанными участниками подтверждается следующими фактами.

1.Вход на электронную площадку при участии в аукционах с номерами извещений 0140200000813000586, 0142300010013000099,  0372200021412000031 осуществлялся данными обществами с использованием совокупности одних и тех же -адресов: 85.114.160.14, при этом все три общества использовали в разной очередности все адреса указанной совокупности, а в аукционе с номером извещения 0172200001413000012 общества участвовали с одного адреса 85.114.160.14. При этом комиссия УФАС обращает внимание на заключение специалистов ФГБОУ ВПО «ВятГУ».

2.Заявки на участие в аукционе 0140200000813000586 поданы всеми тремя обществами относительно одновременно и с использованием этой же совокупности  адресов (и ООО «Энергия», и ООО «Оникс» подавали заявки с использованием -адресов 85.114.160.14, т.е. оба общества использовали и тот и другой адрес).

3.Использование обществами одной и той же совокупности техники для входа на электронные площадки (компьютеры и ноутбуки). Факт использования техники подтверждается заключением специалиста от 11.09.2013 года. Как следует из письма Самарского УФАС России от 11.10.2013 № 11014/6 и письма 8 оперативного отдела УЭБиПК ГУМВД по Самарской области данная техника была изъята в ходе проведения осмотра места происшествия 08.08.2013 в офисе №210 по адресу: г. Тольятти, ул. Свердлова, 1Б.

4.Фактическое расположение всех обществ по одному и тому же адресу (месту нахождения): согласно данным оператора услуг Интернет адрес установки услуги связи с для -адресов, с которых данные общества выходили на электронные площадки – г. Тольятти, ул. Свердлова, 1 «Б», согласно данным договора аренды, предоставленного ООО «Энергия» в дело, ООО «Энергия» находится по адресу г. Тольятти, ул. Свердлова, 1 «Б», офис 210.

5.Одинаковые, однотипные причины отклонения вторых частей заявок ООО «Оникс» и ООО «Автопром» при участии в двух разных аукционах, проводимых в разное время (0140200000813000586 и  0142300010013000099): наличие сведений в реестре недобросовестных поставщиков, и наличие таких же оснований для отклонения в аукционе с номером извещения 0172200001413000012.

6.Осведомленность ООО «Оникс» и ООО «Автопром» о том, что их заявки будут отклонены презюмируется комиссией УФАС, поскольку данное обстоятельство следует из правил проведения аукционов, установленных законом, и должно было быть известно обществам при том, что они неоднократно участвуют в электронных торгах.

При этом комиссия отмечает, что подача заявки на участие в торгах является юридически значимым действием, осуществляемым  участником размещении заказа. В случае признания участника победителем, контракт исполняется в том числе на условиях, предложенных участником и отраженных в его заявке. Следовательно, добросовестный участник должен уделять повышенное внимание содержанию подаваемой им заявки.

7.Отсутствие рационального объяснения расходов ООО «Оникс» и ООО «Автопром» по внесению обеспечения заявок для участия в аукционах при реальном отсутствии цели заключения контракта по итогам торгов, кроме того объяснения, что такое поведение имеет иную мотивацию и является результатом реализации группового «стратегического» поведения, направленного на предоставление преимуществ иному определенному участнику торгов.

При этом комиссия УФАС отмечает, что частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, финансовые затраты на участие в аукционе экономически нецелесообразны и могут быть выгодными только в случае наличия намерения участника заключить по его итогам договор.

В данном случае комиссия обращает внимание на обстоятельства проведения аукциона с номером извещения 0172200001413000012, в котором при наличии оснований для отклонения заявки ООО «Оникс» она была допущена и признана победившей. Но контракт по итогу не был заключен в связи с уклонением ООО «Оникс».

8.Заведомая информированность обществ об участии в аукционах подтверждается также обстоятельствами направления уполномоченному органу при проведении аукциона № 0140200000813000586 15 марта 2013 года (т.е. сразу же после завершения аукциона, но до момента, когда сведения об участниках электронного аукциона становятся открытыми) электронного письма от ООО «ЭнергоСтрой» (где также как и в ООО «Энергия» и ООО «Автопром» директором и единственным учредителем является <…>) о том, что ООО «Автопром» находится в реестре недобросовестных поставщиков, но с -адреса .

9.ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» при участии в аукционах с номерами извещений 0140200000813000586, 0142300010013000099 и  0172200001413000012 реализовывали единую стратегию поведения: двое из участников Соглашения в течение короткого промежутка времени поочередно снижали цену лота на существенную величину, пока не убедились, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем, третий участник Соглашения в течение десяти минут следующих после окончания аукциона предлагает цену, незначительно ниже начальной (максимальной) цены контракта, что должно привести к признанию победителем такого третьего участника, поскольку  заранее известно, что вторые части двух остальных участников Соглашения будут признаны не соответствующими документации аукциона в связи с нахождением таких участников в Реестре недобросовестных поставщиков.

Подобная схема обеспечения заключения муниципального контракта с избранной организацией по цене, максимально (по возможности) приближенной к начальной (максимальной) цене лота, стала возможна в результате сформулированных в части 3 статьи 41.9, части 1 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ правил, согласно которым решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме принимается на основании результатов рассмотрения только первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а окончательное решение о заключении контракта принимается после рассмотрения вторых частей указанных заявок, которое проводится после процедуры аукциона. Таким образом, Законом № 94-ФЗ была установлена возможность допуска к участию в процедуре аукциона организаций, объективно не отвечающих требованиям, предъявляемым к участникам аукциона, лишив при этом организаторов аукционов возможности отсева этих организаций до их допуска к процедуре проведения аукциона.

Как видно, данными пробелами и несоответствиями Закона № 94-ФЗ пользуются недобросовестные организации, создающие условия для победы в аукционе организациям, предлагающим не самые выгодные предложения из возможных.

Рассмотренное поведение ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» свидетельствует об их договоренности, которую они реализовывали с целью введения добросовестных участников аукциона в заблуждение и выведения их своими противоправными действиями из конкурентной борьбы.

Достигнутое соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб потребителям.

Действия  ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» при участии в аукционе в электронной форме с номером извещения 0140200000813000586 являются следствием достигнутого между ними соглашения, направленного на поддержание цены на торгах и не допустимого в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ является установленный факт заключения и участия  ООО «Энергия», ООО «Автопром» и ООО «Оникс» в соглашении (договоренности), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме с номером извещения 0140200000813000586.

Таким образом, субъектом правонарушения является ООО «Энергия».

Место совершения административного правонарушения – г. Тольятти.

Место совершения административного правонарушения определено местом нахождения ООО  «Энергия» в период участия в электронном аукционе.

Время совершения административного правонарушения – 15.03.2013 года. Время совершения административного правонарушения определено датой проведения аукциона № 0140200000813000586.

          В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

          ООО «Энергия»  неоднократно подавало заявки на участие в аукционах, более того, использовало для этого одни и те же  с ООО «Автопром» и ООО «Оникс» IP-адреса, одну и ту же совокупность техники для входа на электронные площадки (компьютеры и ноутбуки), было заинтересовано в победе в данных аукционах, что свидетельствует о наличии вины, т.к. обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

Таким образом, действия ООО «Энергия»  по заключению и участию с  ООО «Автопром» и ООО «Оникс» в соглашении (договоренности), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах в открытом  аукционе в электронной форме с номером извещения 0140200000813000586, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения правонарушения  ООО  «Энергия» подтверждается:

- решением по делу № 46/03-13 от 29.10.2013 г.;

- протоколом об административном правонарушении  от 19.09.2014 г.

ООО  «Энергия» имело возможность не допустить административное правонарушение, но не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения действующих норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Статья 14.32 КоАП РФ предусматривает формальный состав административного правонарушения, не требующий наступления общественно-опасных последствий.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

На основании изложенных обстоятельств, административное наказание ООО  «Энергия» должно быть установлено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 Примечания статьи 14.31 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП, либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Расчет размера штрафа:

I. Начальная стоимость предмета торгов (НСПТ) (аукцион № 0140200000813000586) = 14 000 000 руб.

1. Рассчитывается минимальный и максимальный размеры штрафа

Минимальный размер штрафа   (НСПТ : 10 х 1) = 14 000 000 : 10 = 1 400 000 руб.

Максимальный размер штрафа   (НСПТ  : 2 х 1) =  14 000 000 : 2 = 7 000 000руб.

2. Базовый штраф (сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа)

МинШ +  ((МаксШ-МинШ) : 2) =  1 400 000  + ((7 000 000 – 1 400 000) :2) = 4 200 000  руб.

3. Обстоятельства, смягчающие (ОС) и  отягчающие (ОО)  административную ответственность.

В данном случае применим пп. 1 п. 3 Примечания к ст. 14.32 КоАП РФ (лицо не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них).

ОС= (МаксШ-МинШ) /8 =  (7 000 000 – 1 400 000) : 8 =  700 000 руб.

ОО = (МаксШ-МинШ) /8 =   не установлены

4. Размер штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение

Базовый штраф – ОС + ОО = 4 200 000 - 700 000 =  3 500 000 руб.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь  п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 1 статьи  14.32, ст. 23.48, частью 1 статьи 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО «Энергия» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Назначить наказание  ООО «Энергия» в виде административного штрафа  в размере 3 500 000 (три миллиона пятьсот тысяч)  рублей.

          

    

  Руководитель управления                                                               

 

     

     Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Реквизиты для перечисления штрафа: 

Получатель: ИНН 4347021540, КПП 434501001 УФК по Кировской области (Кировское УФАС России) л/с 04401233690,

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области г. Кирова

Расчетный счет:  40101810900000010001, БИК 043304001

Назначение платежа:  КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 - денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства, ОКТМО 33701000000

Плательщик: ООО «Энергия»

ID плательщика 26321278721632101001

Согласно п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до  15 суток.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП РФ  постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа  надлежит представить в Кировское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Согласно п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ  при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.

Связанные организации

Связанные организации не указаны