Решение №02/04-17а РЕШЕНИЕ по делу № 02/04-17а от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02/04-17а

 

                                   

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <…> – руководителя управления; Членов Комиссии: <…> – главного специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <…> – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы; при ведении протокола <…> – специалистом 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы,

В отсутствие:

Ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование»;

Заинтересованного лица - МКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова».

В присутствии Заявителя - представителя САО «ВСК» по доверенности от 16.01.2017 № <…> <…>;

рассмотрев дело № 02/04-17а, возбужденное по заявлению САО «ВСК», по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование» (юридический адрес: <…>, г. Москва, <…> проезд, д. <…>, корп. <…>; ИНН 7710280644, ОГРН 1027739205240, филиал ООО «Зетта Страхование» в Кировской области: 610002, г. Киров, ул. <…>, д. <…>) ст. 14.8  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области на действия Общества с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование» (юридический адрес: <…>, г. Москва, <…> проезд, д. <…>, корп<…>; ИНН 7710280644, ОГРН 1027739205240, филиал ООО «Зетта Страхование» в Кировской области: 610002, г. Киров, ул. <…>, д. <…>) обратилось Страховое акционерное общество «ВСК» (юридический адрес: 121552, г. Москва, ул. <…>, д. <…>; ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062, филиал САО «ВСК» в Кировской области: 610020, г. Киров, ул. <…>, д<…>) по факту недобросовестного участия при проведении открытого аукциона № 0140300040816001760 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова», (далее - МКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова», Заказчик).

Извещение о проведении электронного аукциона № <…> от 19.12.2016 г. на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

Заказчик - МКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова».

Начальная (максимальная) цена контракта - <…> руб.

Расчет начальной (максимальной) цены контракта указан Заказчиком в приложении к конкурсной документации.

Общество с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование» (далее - ООО «Зетта Страхование») было допущено к участию с ценой контракта <…> руб., то есть ниже установленной НМЦК (<…> руб.).

Остальные участники электронного аукциона предложили следующие цены контракта:

- Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее АО «СОГАЗ») - <…>руб. (не соответствует на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ);

- Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» (далее - ОАО «АльфаСтрахование») – <…> руб.;

- Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» (далее - ЗАО «МАКС») - <…> руб.;

- Публичное акционерное общество «САК «Энергогарант» (далее - ПАО «САК «Энергогарант») - <…> руб.;

- Акционерное общество «Страховая Компания Опора» (далее - АО «СКО») - <…> руб.;

- Страховое акционерное общество «ВСК» (далее - САО «ВСК», Заявитель) - <…> руб.

По результатам рассмотрения заявления Кировским УФАС России ООО «Зетта Страхование» выдано предупреждение от 23.03.2017 г. № 04ф/04-2017 о прекращении действий по недобросовестной конкуренции путем принятия мер по уведомлению Заказчика (Муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова») относительно применения в заявке № 0140300040816001760 коэффициента страховых тарифов (КБМ) при расчете страховой премии транспортных средств с нарушением требований Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У.

05.04.2017 г. от ООО «Зетта Страхование» в Кировское УФАС России поступило письмо (вх. № 2323), в котором указано, что поскольку при осуществлении расчета страховой премии по заявке № <…> были применены коэффициенты КБМ, полученные из АИС РСА, а, следовательно, верные, страховая премия была рассчитана верно, поэтому у ООО «Зетта Страхование» отсутствуют основания для направления Заказчику уведомления о применении неправильных коэффициентов КБМ при расчете цены контракта.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приказом  руководителя Кировского УФАС России № 93 от 17.04.2017г. было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Зетта Страхование».

Определением от 17.04.2017г. рассмотрение дела № 02/04-17а назначено на 29.05.2017г.

Представитель по доверенности от 16.01.2017 № <…> от САО «ВСК» <…> поддержала письменную позицию, представленную ранее в материалы дела.

Представитель по доверенности от 02.05.2016 № <…> от ответчика ООО «Зетта Страхование» <…> поддержала письменную позицию, представленную ранее в материалы дела, пояснила, что при осуществлении расчета страховой премии по заявке были применены коэффициенты КБМ, полученные из АИС РСА на дату  начала действия договоров ОСАГО.

Представитель заинтересованного лица – <…> пояснил, что претензий к ООО «Зетта Страхование» не имеет, а также, что расчет был произведен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определением от 17.04.2017г. рассмотрение дела № 02/04-17а срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено на 03.08.2017г.

Представитель ответчика ООО «Зетта Страхование» по доверенности от <…>№ <…> <…> поддержала письменную позицию, представленную ранее в материалы дела.

Представители заинтересованного лица – <…>, <…> поддержали позицию, изложенную на предыдущем заседании Комиссии.

Определением от 03.08.2017г. рассмотрение дела № 02/04-17а отложено на 26.09.2017 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации.

Заявитель - САО «ВСК» обеспечил на заседание комиссии, состоявшемся 26.09.2017, явку представителя по доверенности от 16.01.2017 № <…> <…>. Представитель САО «ВСК» указала, что Заявитель согласен с ответом ЦБ РФ (вх. № 6475 от 18.09.2017) в части указания на порядок действий страховщика при расчете КБМ, но не согласны с тем, что ООО «Зетта Страхование» необоснованно повторно предоставили скидку МКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова», так как, по мнению Заявителя, в документации при расчете начальной цены контракта КБМ был представлен на новый срок страхования, то есть на 2017 год.

Ответчик - ООО «Зетта Страхование» обеспечил на заседание Комиссии, состоявшемся 26.09.2017, явку представителя по доверенности от 02.05.2016 № <…> <…>, заявил ходатайство о направлении запроса в Российский Союз Автостраховщиков с целью уточнения коэффициента  КБМ на периоды страхования за 2016 и 2017 годы.

Заинтересованное лицо - МКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова» обеспечило на заседание Комиссии, состоявшемся 26.09.2017, явку представителя по доверенности от 26.05.2017 № <…> <…>, поддержало позицию изложенную ранее.

Комиссией определением от 26.09.2017 заявленное ответчиком ООО «Зетта Страхование»  ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела № 02/04-17а отложено до 07.11.2017.

На заседании Комиссии Кировского УФАС России, состоявшемся 07.11.2017г., ответчик - ООО «Зетта Страхование», заявил ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя; заинтересованное лицо - МКУ «Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова» явку представителя не обеспечило.

Комиссия Кировского УФАС России приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным для владельца транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – Указание Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У).

На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ среди прочих коэффициентов при определении размера страховой премии подлежащей уплате при заключении договора ОСАГО учитывается коэффициент, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (КБМ).

Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У содержат формулу, применяемую в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц: Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.

ТБ - Базовый страховой  тариф  (транспортные средства категории «В» и «ВЕ», находящиеся в собственности юридических лиц - 2573 руб., транспортные средства категории «D» и «DЕ» c числом пассажирских мест до 16 включительно – 2808 руб.).

КТ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин): Киров, Кировская область -1,4.

КО - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством-1, не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством-1,8).

КМ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B»: до 50 включительно -0,6; свыше 50 до 70 л.с. включительно -1, свыше 70 до 100 включительно-1,1, свыше 100 до 120 включительно-1,2; свыше 120 до 150 включительно -1,4; свыше 150-1,6).

КС - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (10 месяцев и более - 1).

КН - Коэффициент нарушения условий страхования (Коэффициент КН применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" действий (бездействии).

КПр - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.

КБМ - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

Согласно расчету страховой премии, представленному ООО «Зетта Страхование» на основании имеющихся в документации сведений и с учетом полученных с применением АИС РСА коэффициентов КБМ сформировало предложение о цене в размере <…> руб.

Таким образом, участником электронного аукциона № 0140300040816001760 от 19.12.2016 г. ООО «Зетта Страхование» в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У с учетом отсутствия страховых возмещений в течение срока действия договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок был присвоен класс на 1 уровень ниже.

В соответствии с примечанием 10 к пункту 2 приложения 2 к Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования. Таким образом, определение размера коэффициента КБМ должно производиться на дату начала предполагаемого периода страхования с учетом сведений по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие или которые должны будут прекратить свое действие не более чем  за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

Согласно п. 10.1 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения страховщик использует информацию, содержащуюся в АИС РСА, созданной в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 40-ФЗ.

В соответствии с абзацем 5 п. 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Банка России от 19.09.2014 №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов, в том числе позиции Департамента страхового рынка Банка России, изложенной в письме (вх. № 6475 от 18.09.2017), следует, что в действиях «Зетта Страхование» признаки нарушения  статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» при участии в электронном аукционе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств  по закупке № <…> от 19.12.2016 г. отсутствуют.

Учитывая изложенное, комиссия  Кировского УФАС России приходит к выводу об  отсутствии  со стороны ответчика нарушений антимонопольного законодательства, что в соответствии со ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» является основанием для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 14.8, 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № 02/04-17а, возбужденного по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование» (юридический адрес: <…>, г. Москва, <…> проезд, д. <…>, корп. <…>; ИНН 7710280644, ОГРН 1027739205240, филиал ООО «Зетта Страхование» в Кировской области: 610002, г. <…>, ул. <…>, д. <…>) ст. 14.8  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

 

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                        <…>

 

 

 

 

                                                                                                                      <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок с момента изготовления в полном объеме в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны