Предупреждение б/н Предупреждение № 02ф/04-2018 о прекращении действий (бездей... от 26 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 02ф/04-2018

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«24» января 2018 года                                                                                                           г. Киров

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления хозяйствующих субъектов (частных медицинских центров ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр») на действия КОГБУЗ «Советская центральная районная больница», которые, по мнению заявителей, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и являются актом недобросовестной конкуренции, в связи с распространением уведомления, содержащего недостоверные сведения относительно перечня организаций, обладающих правом проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с участием врачей-психиатров и врачей психиатров-наркологов.

В заявлении ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис» (вх. № 7704к от 03.11.2017) указано, что КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» направило ОАО «<…>» уведомление от 24.10.2017 исх.№1878 в котором сообщается, что частные медицинские центры проводят в медицинские осмотры работающих  во вредных и опасных условиях труда с нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г №302н. Данное уведомление было выслано ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис» руководством ОАО «<…>» и сопровождалось телефонным звонком директором организации с просьбой дать пояснения к данному уведомлению о правомерности работы ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис» на территории Советского района.

ООО «Афло-центр» в своем заявлении (вх. №8116к от 22.11.2017) указывает, что Обществу поступила информация от клиентов, территориально расположенных в Советском районе Кировской области, которые получали в ООО «Афло-центр» услуги по медицинскому осмотру в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г №302н,  о рассылке в их адрес от КОГБУЗ «Советская центральная районная больница»  уведомления. В частности  в данном уведомлении указывается, что заключения о допуске к работе, выданные частными медицинскими центрами без участия специалистов КОГБУЗ «Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. академика В.М. Бехтерева», КОГБУЗ  «Кировский областной наркологический диспансер» или областных государственных медицинских организаций по месту жительства противоречат законодательству.

Проверив обстоятельства, указанные в заявлениях, Кировским УФАС России установлено следующее.

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу статьи 14.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

В соответствии с п. 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).

Согласно п. 30 Порядка периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.

В соответствии с пунктом 31 Порядка по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящего Порядка.

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В ходе рассмотрения заявлений установлено, что КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» среди своих контрагентов, которые были запланированы на прохождение периодических осмотров и не явились, распространялось уведомление исх.№1878 от 24.10.2017, написанное на бланке учреждения КОГБУЗ «Советская центральная районная больница», с печатью КОГБУЗ «Советская ЦРБ» и подписью главного врача <…>, с информацией следующего содержания: «УВЕДОМЛЕНИЕ КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» информирует о том, что частные медицинские проводят в Советском районе медицинские осмотры работающих  во вредных и (или) опасных условиях труда с нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г №302н «Об утверждении перечней вредных (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Участие врача-психиатра и врача психиатра-нарколога является обязательным для всех категорий обследуемых. С целью исключения пропуска случаев заболеваний, являющихся противопоказаниями к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, правом выдачи заключения об отсутствии психиатрической или наркологической патологии обладают только КОГБУЗ «Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. академика В.М. Бехтерева», КОГБУЗ  «Кировский областной наркологический диспансер» и областные государственные медицинские организации по месту жительства. Указанное требование приказа не выполняется, что приводит к риску некорректного предоставления заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к допуску к работам в связи с наличием психиатрической и наркологической патологии. При этом сообщаем, что в случае выдачи указанных заключений частными медицинскими центрами, противоречащих законодательству Российской Федерации КОГБУЗ «Советская ЦРБ» ответственности не несет».

Факт распространения рассматриваемого уведомления исх.№1878 от 24.10.2017  КОГБУЗ «Советская ЦРБ» подтверждается наличием на документе оттиска печати КОГБУЗ «Советская ЦРБ» и подписи главного врача <…>, наличием присвоенного ОАО «<…>» входящего номера №382-02/1997 от 24.10.2017, и самим КОГБУЗ «Советская ЦРБ» в представленных пояснениях не отрицается.

ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности  № <…> от <…> ноября <…> года, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: профпатологии, психиатрии, психиатрии-наркологии;  при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис» организуются и выполняются следующие работы (услуги):   при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам профилактическим; при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, психиатрическому освидетельствованию; при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе профессиональной пригодности, экспертизе временной нетрудоспособоности.

В настоящее время ООО «Афло-центр» оказывает медицинские услуги в рамках действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности №<…> от <…>, до получения данной лицензии имелась лицензия №<…>от <…>. Согласно данным лицензиям ООО «Афло-центр» вправе осуществлять медицинскую деятельность, в том числе выполнять работы (услуги) по проведению медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам профилактическим; при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители, медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, психиатрическому освидетельствованию; при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе профессиональной пригодности, экспертизе временной нетрудоспособоности; при оказании первичной, врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: профпатологии, психиатрии, психиатрии-наркологии.

КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности  № <…> от <…> г., в том числе при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» организуются и выполняются следующие работы (услуги):   при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам профилактическим; при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители, медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), психиатрическому освидетельствованию; при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе профессиональной пригодности, экспертизе временной нетрудоспособоности.

Соответственно, ООО «Верис», ООО «Афло-центр» и КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» осуществляют деятельность на рынке оказания медицинских услуг по проведению предварительных/периодических медицинских осмотров, что также подтверждается представленными договорами на оказание платных медицинских услуг при прохождении периодических медицинских осмотров (договор №<…>от <…>., договор №<…>м/о от <…>г., контракт № <…> от <…>г.).

ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр» представлены документы на передвижные медицинские комплексы (ПТС, декларации о соответствии, регистрационные удостоверения), позволяющие проводить выездные медицинские осмотры, в том числе в Советском районе.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр» и КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» являются конкурентами на рынке оказания медицинских услуг по проведению медицинских предварительных/периодических осмотров, рынок является конкурентным.

Географические границы продуктового рынка – Советский район Кировской области.

Кировским УФАС России у КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» письмами (исх. № 6841/04 от 30.11.17, исх. №7050/04 от 13.12.2017) запрашивалась информация и документальное подтверждение фактов, изложенных в рассматриваемом уведомлении. КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» в ответе на запрос Кировского УФАС России (вх. № 9112 от 29.12.2017) факт распространения рассматриваемых уведомлений не отрицался, при этом указывалось на их информативность в части возможности пропуска психиатрическо-наркологической патологии у граждан, либо выдачи некорректного заключения здоровья, так как частные медицинские центры базой лиц, состоящих на учете у психиатра-нарколога не обладают.

Документального подтверждения информации о том, что действия частных медицинских центров при проведении предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) совершены в нарушение законодательства Российской Федерации, представлено не было, и антимонопольным органом при рассмотрении вышеуказанных заявлений не установлено.

Как указано в Письме ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета», можно выделить три признака рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции: распространение информации, ее недостоверность (ложность, неточность, искаженность) и причинение вреда (ущерба деловой репутации). Искаженность - интерпретация хозяйствующим субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к хозяйствующему субъекту - конкуренту в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами, включая потребителей. Дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации.

В данном случае недостоверная информация распространялась посредством рассылки уведомлений по электронной почте контрагентам КОГБУЗ «Советская центральная районная больница», которые не явились на прохождение периодических медицинских осмотров. 

Текстуальный анализ информации, содержащийся в уведомлении, распространенном среди контрагентов КОГБУЗ «Советская центральная районная больница», позволяет сделать следующие выводы. Информация, изложенная в уведомлении, способна влиять на выбор контрагентом медицинской организации, оказывающей услуги по проведению предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований). Использование таких фраз и словосочетаний как: «частные медицинские центры проводят в Советском районе медицинские осмотры работающих  во вредных и (или) опасных условиях труда с нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г №302н «Об утверждении перечней вредных (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», «указанное требование приказа не выполняется, что приводит к риску некорректного предоставления заключений», «в случае выдачи указанных заключений частными медицинскими центрами, противоречащих законодательству Российской Федерации» дает  негативную оценку деловой репутации и добросовестности конкурентов, в том числе ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр». В таком виде информация о деятельности конкурентов, в том числе ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр»,  имеет выраженную негативную окраску предоставляемых ими услуг и является искаженной по своему содержанию.

Представленное КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» письмо Министерства здравоохранения Кировской области от 11.10.2017 № 4705-41-01-03 не свидетельствует о нарушении частными медицинскими центрами норм права при проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с участием врачей-психиатров и врачей психиатров-наркологов. Более того, письмо содержит указание на возможность привлечения частных медицинских центров другими медицинскими организациями в случае отсутствия у последних лицензии на соответствующие виды работ (услуг). Само по себе указанное письмо носит рекомендательный характер для областных медицинских организаций в части направления лиц, проходящих медицинский осмотр, в КОГБУЗ «Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. академика В.М. Бехтерева» и КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер».

Порядок не регламентирует необходимость обращения к врачам-психиатрам и врачам-психиатрам-наркологам исключительно государственных учреждений. Пункт 38 Порядка содержит указание на необходимость направления для освидетельствования во врачебные комиссии, уполномоченные на то органом здравоохранения, только в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Таким образом, некорректное интерпретирование КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н и письма   Министерства здравоохранения Кировской области от 11.10.2017 № 4705-41-01-03,  привело к искажению информации в части квалификации действий частных медицинских центров по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров как незаконных.

Содержащаяся в листовках информация: «<…> частные медицинские центры проводят в Советском районе медицинские осмотры работающих  во вредных и (или) опасных условиях труда с нарушением приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г №302н «Об утверждении перечней вредных (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». <…> указанное требование приказа не выполняется, что приводит к риску некорректного предоставления заключений <…> в случае выдачи указанных заключений частными медицинскими центрами, противоречащих законодательству Российской Федерации» является недостоверной, дискредитирующей информацией, которая способствует формированию негативного отношения потребителей, подрывает их доверие к деятельности частных медицинских центров по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований).

Антимонопольным органом установлено, что действия КОГБУЗ «Советская центральная районная больница» (ИНН 4330000334; ОГРН 1034310502654) по распространению уведомления исх.№1878 от 24.10.2017 с недостоверной информацией в отношении иных хозяйствующих субъектов-конкурентов, в том числе ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр», действующих на рынке оказания медицинских услуг по проведению медицинских предварительных/периодических осмотров, направлены на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед конкурентами формирования недоверия к деятельности частных медицинских центров, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и содержат признаки недобросовестной конкуренции.

В связи с наличием недобросовестности в действиях Кировского областного государственного учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница», выразившихся в распространении уведомления исх.№1878 от 24.10.2017, содержащего недостоверные, искаженные сведения относительно незаконности действий частных медицинских центров на территории Советского района по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые могли создать (создали) преимущество над конкурентами, в том числе ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр», и могли причинить данным хозяйствующим субъектам ущерб деловой репутации и убытки, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных  статьей 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  предупреждает о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение путем отзыва уведомления исх.№1878 от 24.10.2017, содержащего недостоверные, искаженные сведения относительно незаконности деятельности частных медицинских центров, в том числе ООО «Лечебно-диагностический центр «Верис», ООО «Афло-центр», по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с участием врачей-психиатров и врачей психиатров-наркологов у получивших уведомление исх.№1878 от 24.10.2017 лиц, а также принять меры по устранению последствий нарушения путем направления писем-опровержений, содержащих следующую информацию:

- о наличии у частных медицинских центров права на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с участием врачей-психиатров и врачей психиатров-наркологов в соответствии с положениями Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, и требованиями Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- об отсутствии установленных фактов нарушения частными медицинскими центрами требований Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, на территории Советского района;

 в адрес следующих лиц, получивших уведомления:

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>;

- <…>

- <…>;

- <…>.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                    <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны