Решение б/н РЕШЕНИЕ от 7 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

    Председатель комиссии:

<.....> - заместитель  руководителя управления - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;

Члены комиссии:

<.....> – главный специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

<.....> – специалист 2 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий.

В присутствии представителей:

ООО «Вятка-Промжелдортранс» – «..» по доверенности;

ПАО «Т Плюс» – «…» по доверенности;

АО «Кировские коммунальные системы» – «…» по доверенности, «…» по доверенности

 

рассмотрев дело № 04/02-17 по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» (143421, Московская обл., Красногорский р-н, автодорога «Балтия», территория 26 км бизнес-центр «Рига-Ленд», строение 3) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в препятствовании транспортировке воды по водопроводным сетям ПАО «Т Плюс» на объекты ООО «Вятка-Промжелдортранс», расположенные по адресу: г. Киров ул. Луганская д. 51 В 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление
ООО «Вятка-Промжелдортранс» (далее – ППЖТ) от 01.03.2017 г. № 147 (входящий номер <...> от 07.03.2017 г.) в связи с прекращением подачи воды на объекты заявителя, расположенные по адресу: г. Киров, ул. Луганская, д. 51 «в» (здание диспетчерской, столярный цех).

Приказом Кировского УФАС от 31.05.2017 г. № 129 в отношении ПАО «Т Плюс» было возбуждено дело № 04/02-17 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель заявителя сообщил, что между ППЖТ и АО "Кировские коммунальные системы" заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод № 41-3788 от 30.08.2005 г. Изначально договор был заключен в отношении объекта: станция Базовая. Дополнительным соглашением от 20.05.2015 г. в договор были включены производственные здания по ул. Луганская, 51 «в» в г. Кирове (10 точек учета "производственные здания"). Дополнительным соглашением от 03.08.2015 г. в  договор были включены дополнительные объекты ППЖТ по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 «в»: скважина (диспетчерская), диспетчерская, столярный цех. Приборы учета, установленные на данных объектах, введены в эксплуатацию, что подтверждается соответствующими актами допуска к эксплуатации узла учета питьевой воды. Учет сточных вод осуществляется только прибором учета, установленным на скважине объекта диспетчерская. Остальные установленные приборы учета учитывают холодную воду. Водоснабжение данных объектов осуществлялось через сети ПАО "Т Плюс", правопредшественником которого является ОАО "ТГК-5". Ранее указанные объекты ППЖТ обеспечивались водой на основании договора на отпуск воды и прием сточных вод № Тех/в/4-9 от 1 июля 2010 г., заключенного с ОАО "ТГК-5" (правопредшественник ПАО «Т Плюс»). Все расчеты, включая плату за транспортировку воды, осуществлялись с ОАО "ТГК-5". Вместе с тем, не все объекты, подключенные к сетям ответчика, обеспечиваются водоснабжением, а именно, с августа 2015 г. отсутствует подача воды на объекты диспетчерская и столярный цех. ПАО "Т Плюс" объясняет отсутствие водоснабжения данных объектов неудовлетворительным состоянием участка водовода и отсутствием денежных средств на ремонт сетей.  ПАО "Т Плюс" как транзитная организация обязана обеспечить подачу воды через свои сети до всех объектов ППЖТ, для чего ответчик обязан поддерживать надлежащее состояние сетей, по которым осуществляется транспортировка воды. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности между ПАО "Т Плюс" и ППЖТ точкой исполнения обязательств транзитной организации в отношении диспетчерской и столярного цеха будет являться граница балансовой принадлежности сетей, а именно соответствующие вводные колодцы. Объекты ППЖТ не имеют альтернативного источника водоснабжения. Скважина, расположенная на объекте диспетчерская, обеспечивает заявителя технической водой и не может являться альтернативным источником водоснабжения, поскольку вода из данной скважины по своим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № 1553 от 12.08.2014 г. В тариф на транспортировку воды, ежегодно утверждаемый для ПАО "Т Плюс", включены затраты на содержание всех сетей ПАО "Т Плюс", включая и те участки сетей, по которым прекращена транспортировка воды. Заявитель просил признать в действиях ПАО "Т Плюс" факт нарушения антимонопольного законодательства и обязать ответчика восстановить водоснабжение объектов диспетчерская и столярный цех.

Представитель ответчика пояснил, что ПАО "Т Плюс" не является гарантирующей организацией по отношению к ППЖТ. В договор транспортировки воды, заключенный между ПАО "Т Плюс" и АО "Кировские коммунальные системы", не включены объекты ППЖТ, расположенные по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 "в". Следовательно, отсутствуют правовые основания для транспортировки воды до объектов заявителя. Границы эксплуатационной ответственности сетей между ППЖТ и ПАО "Т Плюс" не согласованы. При включении вышеуказанных объектов заявителя в договор на отпуск воды и прием сточных, заключенный с АО «Кировские коммунальные системы», абонент не предоставлял подписанного с ПАО «Т Плюс» акта разграничения. Из актов границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения № 1 и № 2 к указанному договору на отпуск воды и прием сточных вод) следует, что водоснабжение осуществляется через сети ответчика. Вместе с тем, с ПАО "Т Плюс" данные акты не согласовывались, отметки о согласовании в актах не имеется. Водопроводы, через которые осуществлялась подача воды на объекты ППЖТ, предназначены для обеспечения водоснабжения торфоскладов Кировской ТЭЦ-4. Трубы на всей протяженности водовода находятся в неудовлетворительном состоянии. Техническая возможность транспортировки воды по указанным водоводам отсутствует. В частности, на участке трубопровода, проходящего под зданиями капитальных построек сторонних организаций, образовался разрыв, устранить который с технической точки зрения не представляется возможным. В настоящее время, данные водоводы отглушены задвижками у запорной арматуры ввиду невозможности устранения дефектов и отсутствием финансовых ресурсов для их ремонта. Представитель ответчика указал, что в действиях ПАО "Т Плюс" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Из устных и письменных пояснений АО «Кировские коммунальные системы» следует, что границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении объектов ППЖТ по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 "в" были исключены из договора транспортировки воды, заключенного между АО "Кировские коммунальные системы" и ПАО "Т Плюс", поскольку на момент его заключения заявитель не являлся абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства по поставке холодной воды в отношении данных объектов. В случае, если водопроводная сеть до объекта абонента была заявлена ПАО "Т Плюс" при утверждении соответствующего тарифа на транспортировку холодной воды, АО "Кировские коммунальные системы" оплачивая услуги транзитной организации по транспортировке воды в соответствии с утвержденным тарифом, оплачивает и эксплуатацию водопроводной сети до объекта ППЖТ. АО "Кировские коммунальные системы" оплачивает эксплуатацию всех сетей транзитной организации, заявленных при утверждении тарифа, а не каких-то конкретных участков. ПАО "Т Плюс" в силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязано обеспечивать транспортировку воды на спорные объекты ППЖТ.

В целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела рассмотрение дела 6 раз откладывалось.

 

Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

ППЖТ принадлежат объекты, расположенные по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 «в» (договоры аренды недвижимого имущества от 01.12.2011 г. № 19/12, от 01.01.2015 г. № 4а/15, от 01.10.2014 г. б/н, от 01.10.2014 г. б/н ).

Водопроводы (хозпротивопожарный водопровод торфосклада № 1 и хозпротивопожарный водопровод торфосклада № 2), через которые осуществлялась транспортировка воды на объекты ППЖТ, принадлежат ПАО «Т Плюс», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2015 г. (документы-основание: передаточный акт о правопреемстве прав и обязанностей, утвержденный Решением годового общего собрания акционеров ОАО «ТГК-5» от 27.06.2014 г.).

Водоснабжение данных объектов осуществлялось на основании договора на отпуск воды и прием сточных вод № Тех/в/4-9 от 1 июля 2010 г. (далее – Договор № Тех в/4-9), заключенного с ОАО «ТГК-5» (правопредшественник ПАО «Т Плюс»).

Согласно п. 1.1 и 1.2 Договора № Тех в/4-9 абонент (ОАО «ТГК-5) обязуется обеспечить питьевой водой субабонента (ППЖТ) из водопроводной сети абонента и принимать сточные воды в систему канализации абонента, а субабонент обязуется оплатить оказанные услуги.

В соответствии с п. 2.1 Договора № Тех в/4-9 ОАО «ТГК-5» обязуется, в том числе, обеспечивать ППЖТ питьевой водой из водопроводной сети абонента, оказывать услуги по предоставлению оборудования для транспортировки питьевой воды и забора сточных вод.

По условиям Договора № Тех в/4-9 ППЖТ оплачивало ОАО «ТГК-5» питьевую воду, а также услуги по транспортировке питьевой воды (п. 4.1.1 и п. 4.1.2 договора).

ОАО «ТГК-5» выставляло ППЖТ счета-фактуры за оказанные услуги по Договору № Тех в/4-9 (счета-фактуры от 31.07.2010 г. № 5102001791, от 31.08.2010 г. № 5102002248, от 30.09.2010 г. № 5102002699, от 31.10.2010 г. № 5102003010, от 30.11.2010 г.  5102003675, от 30.11.2010 г. № 5102003684, от 31.12.2010 г. № 5102004668, от 31.12.2010 г. № 5102004676, от 31.01.2011 г. № 510200225, от 01.02.2011 г. № 5102000282, от 28.02.2011 г. № 5102000486, от 01.03.2011 г. №  5102000541, от 31.03.2011 г. № 5102000784, от 31.03.2011 г. № 5102000760, от 30.04.2011 г. № 5102001031, от 30.04.2011 г. № 5102001041, от 31.05.2011 г. 5102001311, от 31.05.2011 г. № 5102001340, от 30.06.2011 г. 5102001589, от 30.06.2011 г. № 5102001623, от 31.07.2011 г. № 5102001904, от 31.07.2011 г. № 5102001927, от 31.08.2011 г. № 5102002198, от 31.08.2011 г. № 5102002186, от 30.09.2011 г. № 5102002448, от 30.09.2011 г. № 5102002478, от 31.10.2011 г. № 5102002717, от 31.10.2011 г. 5102002716, от 30.11.2011 г. № 5102002988, от 30.11.2011 г. № 5102002978, от 31.12.2011 г. № 5102003291, от 31.12.2011 г. № 5102003288, от 01.02.2012 г. № 5102000214, от 01.02.2012 г. № 5102000220/1, от 29.02.2012 г. № 5102000226, от 29.02.2012 г. № 5102000430, от 31.03.2012 г. № 5102000655, от 31.03.2012 г. № 5102000658, от 31.04.2012 г. 5102000905-5100,  от 30.04.2012 г. № 5102001898-5100, от 31.05.2012 г. № 5102001151-5100, от 31.05.2012 г. № 5102001133-5100, от 30.05.2012 г. № 5102001220-5100, от 30.06.2012 г. № 5102001391-5100, от 31.07.2012 г. № 5102001747-5100, от 30.09.2012 г.  № 5102001999-5100, от 31.10.2012 г. № 5102002277-5100, от 31.10.2012 г. № 5102002449-5100, от 30.11.2012 г. № 5102002598-5100, от 31.12.2012 г. № 5102003583-5100,  от 31.12.2012 г. № 5102003437-5100, от 31.01.2013 г. № 5102000099-5100, от 28.02.2012 г. № 5102000470-5100, от 31.03.2013 г. № 5102000708-5100, от 30.04.2013 г. № 5102000834-5100, от 31.05.2013 г. № 5102001118, от 31.05.2013 г. № 5102001265, от 30.06.2013 г.  № 5102001378-5100, от 30.06.2013 г. № 5102001311-5100, от 31.07.2013 г. № 10072852, от 31.07.2013 г. № 5102001748, от 31.08.2013 г. № 5102001969-5100, от 31.08.2013 г. № 5102001958-5100, от 30.09.2013 г. № 5102002201-5100, от 30.09.2013 г. № 5102002242-5100, от 01.12.2013 г. № 5102002768/1-5100, от 31.10.2013 г. № 5102002436-5100, от 01.12.2013 г. № 5102002768/6-5100, от 31.12.2013 г. № 5102003489-5100, от 31.12.2013 г. № 5102003563-5100, от 01.02.2014 г. № 5102000206/1-5100, от 28.02.2014 г. № 5102000433-5100, от 28.02.2014 г. № 5102000436-5100, от 31.03.2014 г. № 5102000708-5100, от 31.07.2014 г. № 5102001635-5100, от 31.07.2014 г. № 5102001650-5100, от 31.07.2014 г. № 5102001645-5100, от 30.09.2014 г. № 5102001914-5100, от 31.10.2014 г. № 5102002390/5100, от 30.11.2014 г. № 5102002630/5100, от 31.12.2014 г. № 7292000815/7J00, от 01.03.2015 г. № № 7292000378/1/7J00, от 01.03.2015 г. № 7292000378/7J00, от 31.03.2015 г. № 7292000510/7J00, от 30.04.2015 г. № 7292000726/7J00, от 30.04.2015 г. № 7292000836/7J00).

ППЖТ оплачивало счета-фактуры, что подтверждается платежными поручениями от 29.10.2010 г. № 1788, от 22.09.2010 г. № 1510, от 29.10.2010 г. № 1789, от 27.01.2011 г. № 126, от 25.02.2011 г. № 000323, от 30.03.2011 г. № 000532, от 28.03.2011 г. № 000519, от 14.04.2011 г. № 000637, от 20.04.2011 г. № 000661, от 22.04.2011 г. № 679, от 22.06.2011 г. № 1075, от 18.05.2011 г. № 000841, от 22.06.2011 г. № 1076, от 22.06.2011 г. № 1073, от 16.08.2011 г. № 1370, от 20.07.2011 г. № 1232, от 16.08.2011 г. № 1362, от 26.09.2011 г. № 1591, от 28.09.2011 г. № 1618, от 28.09.2011 г. № 1619, от 21.10.2011 г. № 1783, от 21.10.2011 г. № 1784, от 23.11.2011 г. № 1972, от 23.11.2011 г. № 1971, от 30.12.2011 г. № 2277, от 30.12.2011 г. № 2276, от 25.01.2012 г. № 153, от 25.01.2012 г. № 152, от 21.03.2012 г. № 000621, от 21.03.2012 г. № 000619, от 21.03.2012 г. № 000620, от 21.03.2012 г. № 000622, от 31.05.2012 г. № 001172, от 23.05.2012 г. № 001119, от 03.07.2012 г. № 001437, от 03.07.2012 г. № 001436, от 27.07.2012 г. № 001616, от 19.07.2012 г. № 001561, от 17.08.2012 г. № 001770, от 03.08.2012 г. № 1671, от 21.11.2012 г. № 002454, от 27.12.2012 г. № 2713, от 14.09.2012 г. № 001962, от 03.12.2012 г. № 2070, от 17.10.2012 г. № 2188, от 25.10.2012 г. № 002262, от 25.12.2012 г. № 2708, от 18.12.2012 г. № 002659,  от 30.01.2013 г. № 000160, от 31.01.2013 г. № 000159,  от 10.04.2013 г. № 670,  от 13.09.2013 г. № 1563, от  23.10.2013 г. № 1885, от 20.01.2014 г. № 67, от 28.11.2013 г. № 2180, от 11.12.2013 г. № 2276, от 20.01.2014 г. № 66, от 19.02.2014 г. № 254, от 31.03.2014 г. № 514, от 03.04.2014 г. № 544, от 08.05.2014 г. № 802, от 03.04.2014 г. № 543, от 08.05.2014 г. № 803, от 21.04.2014 г. № 693, от 06.10.2014 г. № 1695, от 23.05.2014 г. № 929, от 16.07.2014 г. № 1249, от 16.07.2014 г. № 1250, от 25.08.2014 г. № 1470, от 06.10.2014 г. № 1695, от 31.10.2014 г. № 1890, от 31.10.2014 г. № 1891, от 24.11.2014 г. 1985, от 29.12.2014 г. № 2200, от 30.03.2015 г. № 371, от 18.05.2015 г. № 607, от 26.08.2015 г. № 1057.

Пунктом 6.10 Договора № Тех в/4-9 предусмотрено, что границы эксплуатационной ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводно-канализационных систем определены актом от 01.07.2010 г., являющимся неотъемлемой частью договора (приложение № 3).

Согласно приложению № 3 к Договору № Тех /В/4-9 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности здания диспетчерской по водопроводу является выходной фланец задвижки в колодце ПГ-3, границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности столярного цеха по водопроводу является фланец задвижки в колодце ПГ-11.

В соответствии с п. 9.1 Договора № Тех в/4-9  срок его действия определен с 01.07.2010 г. по 31.12.2010 г. Договор может быть продлен путем подписания дополнительного соглашения.

Дополнительным соглашением № 1 от 11.01.2011 г. к  Договору № Тех в/4-9 срок действия договора был продлен до 31.12.2011 г.

Дополнительным соглашением № 2 от 19.12.2011 г. к  Договору № Тех в/4-9 срок действия договора был продлен до 31.12.2012 г.

Дополнительным соглашением № 3 от 07.12.2012 г. к  Договору № Тех в/4-9 срок действия договора был продлен до 31.12.2013 г.

Дополнительным соглашением № 4 от 09.01.2014 г. к  Договору № Тех в/4-9 срок действия договора был продлен до 31.12.2014 г.

Дополнительным соглашением № 5 от 01.04.2015 г. к  Договору № Тех в/4-9 срок действия договора был продлен до 30.06.2015 г.

 

Между ОАО «Кировские коммунальные системы» (в настоящее время – АО «Кировские коммунальные системы», далее – АО «ККС») и ППЖТ заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод № 41-3788 от 30.08.2005 г. (далее -  Договор № 41-3788). В соответствии с п. 1.1 Договора № 41-3788 предприятие (АО «ККС») обязуется обеспечить питьевой водой абонента (ППЖТ) из системы водоснабжения предприятия, а абонент обязуется принять воду и оплатить ее предприятию в порядке, установленном  договором.

ППЖТ направило в адрес АО «ККС» заявление (вх. № 301030 от 24.04.2015 г.) в котором просило заключить договор на отпуск воды и прием сточных вод на производственные здания, расположенные по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 (через сети ТЭЦ-4).

Дополнительным соглашением от 20.05.2015 г. к Договору № 41-3788 в договор были включены производственные здания по ул. Луганская, 51 «в» в г. Кирове (10 точек учета "производственные здания").

Дополнительным соглашением от 03.08.2015 г. к  Договору № 41-3788 в договор были включены дополнительные объекты ППЖТ, расположенные по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 «в»: скважина (диспетчерская), диспетчерская, столярный цех.

В соответствии с Приложением № 1 к договору № 41-3788  (акт о разграничении балансовой принадлежности) и Приложением № 2 к договору № 41-3788 (акт разграничения эксплуатационной ответственности) границей раздела по водопроводу является колодец ВК-1. В актах указано, что водоснабжение объектов осуществляется через сети филиала «Кировский» ОАО «Волжская ТГК» (в настоящее время Кировский филиал ПАО «Т Плюс»).

Между АО «ККС» и ОАО «ТГК-5» заключен договор по транспортировке холодной воды № 2614 от 04.06.2014 г.  (далее – Договор по транспортировке воды). 

Согласно п. 1 Договора по транспортировке воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети (ПАО «Т Плюс»), обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой) воды. Организация водопроводно-канализационного хозяйства (АО «ККС») обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.

В соответствии с п. 2 Договора по транспортировке воды граница балансовой принадлежности водопроводных сетей системы холодного водоснабжения и граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно приложению № 1. 

Изначально приложение № 1 к Договору по транспортировке воды содержало схему границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношении объектов ППЖТ, расположенных по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 «в».

Протоколом разногласий от 04.06.2014 г. к Договору по транспортировке воды объекты ППЖТ были исключены, поскольку ППЖТ в отношении данных объектов на момент заключения договора не являлось абонентом АО «ККС» по поставке холодной воды (на момент заключения Договора по транспортировке воды еще действовал Договор № Тех в/4-9, заключенный между ОАО «ТГК-5» и ППЖТ).  

ПАО "Т Плюс" выставляло АО «ККС» счета-фактуры за услуги по транспортировке холодной воды (счета-фактуры от 31.03.2015 г. № 7292000617/7J00, от 31.03.2015 г. № 7292000618/7J00, от 31.03.2015 г. № 7292000619/7J00, от 31.03.2015 г. № 7292000620/7J00, от 31.03.2015 г. № 7292000621/7J00, от 30.04.2015 г. № 7292000733/7J00,  от 31.05.2015 г. № 7292000760/7J00, от 30.06.2015 г. № 7292000991/7J00,  от 31.07.2015 г. № 7292001211/7J00, от  31.08.2015 г. № 7292001386/7J00, от 30.09.2015 г. № 7292001596/7J00, от 31.10.2015 г. № 7292001863/7J00,  от 30.11.2015 г. № 7292001994/7J00,  от 31.12.2015 г. № 7292002742/7J00, от 31.01.2016 г. № 7292000130/7J00, от 29.02.2016 г. № 7292000332/7J00, от 31.03.2016 г. № 7292000396/7J00, от 30.04.2016 г.  № 7292000730/7J00, от 31.05.2016 г. № 7292000976/7J00,  от 30.06.2016 г. № 7292001195/7J00, от 31.07.2016 г. № 7292001385/7J00, от 31.08.2016 г. № 7292001482/7J00,  от 30.09.2016 г. № 7292001714/7J00,  от 31.10.2016 г. № 7292001888/7J00,  от 31.11.2016 г. № 7292002020/7J00, от 31.12.2016 г. № 7292002316/7J00, от 31.01.2017 № 7292000109/7J00, от 28.02.2017 г. № 7292000135/7J00, от 31.03.2017 г. № 7292000279/7J00,  от 30.04.2017 г. № 7292000570/7J00, от 31.05.2017 г. № 7292000745/7J00)

АО "ККС" оплачивало счета-фактуры, что подтверждается платежными поручениями от 10.07.2015 г. № 2256, от 07.12.2015 г. № 408, от 07.10.2015 г. № 3866, от 19.05.2015 г. № 1761, от 15.10.2015 г. № 4018, от 15.12.2015 г. № 521,  от 15.03.2016 г. № 1035,  от 29.04.2016 г. № 1830, от 13.05.2016 г. № 2448, от 27.06.2016 г. № 3330, от 11.07.2016 г. № 3519, от 25.08.2016 г. № 4226, от 15.09.2016 г. № 4501, от 14.10.2016 г. № 5737,  от 17.11.2016 г. № 6317, от 27.12.2016 г. № 6974,  от 19.01.2017 г. № 162, от 28.02.2017 г. № 692, от 21.03.2017 г. № 1009, от  14.04.2017 г. № 1403, от 24.05.2017 г. № 2083).

С августа 2014 г. по настоящее время транспортировка воды через сети ПАО «Т Плюс» на объекты ППЖТ: диспетчерская и столярный цех не осуществляется (что подтверждается представленными в материалы дела отчетами по потребленным ресурсам, а также не оспаривается сторонами).

ППЖТ неоднократно обращалось в адрес ОАО "ТГК-5" с письмами об отсутствии водоснабжения на указанных объектах заявителя и просило восстановить водоснабжение (письма от 30.05.2013 г. № 656, от 26.06.2013 г. № 780, от 03.04.2014 г. № 478).

ППЖТ неоднократно обращалось в адрес АО "ККС" с письмами, в которых сообщало об отсутствии воды на объектах заявителя (письма от 15.11.2016 г. № 332, от 23.01.2017 г.  № 24).

Возможность подачи воды на вышеуказанные объекты заявителя существует только через сети ПАО «Т Плюс».

Как указывает ПАО "Т Плюс" причинами отсутствия воды на объектах ППЖТ является неудовлетворительное состояние сетей, через которые осуществляется подача воды, что подтверждается актами дефектации пожарного водовода в вк на торфоскладе (утверждены зам. главного инженера ТЭЦ-4).

 

Правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении даны основные понятия, используемые в законе, в том числе:

 абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

 водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;

транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила № 644).

Пунктом 2 Правил № 644 установлено, что в правилах используются понятия, определенные в Законе о водоснабжении и водоотведении, а также следующие понятия, в том числе:

граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;

граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод;

транзитная организация - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

В соответствии с понятиями, определенными в Законе о водоснабжении и водоотведении и Правилах № 644, АО "ККС" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ПАО "Т Плюс" является транзитной организацией, ППЖТ является абонентом.

Согласно п. 4 Правил № 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (п. 5 Правил № 644).

Пунктом 20 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно п. 8 Правил № 644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

В соответствии с п. 9 Правил № 644 заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.

Пунктом 17 Правил № 644 определены документы, которые прилагаются к заявке, в том числе, копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения.

В материалы дела не представлено доказательств того, что АО "ККС" запрашивало у ППЖТ какие-либо дополнительные документы при включении объектов ППЖТ по адресу: г. Киров, ул. Луганская д. 51 "в" в Договор № 41-3788.

В письме от 12.12.2017 г. № 08-908, направленном в адрес Кировского УФАС России, АО "ККС" указало, что на момент подготовки дополнительного соглашения о включении объектов заявителя в Договор № 41-3788 в АО "ККС" имелись акты разграничения по водопроводу, подписанные ОАО "ТГК-5" и ППЖТ, направленные ранее к договору на транспортировку холодной воды (имеются в материалах дела).

Кроме того, в силу п. 32 Правил № 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.

Следовательно, нормы Правил № 644 предусматривают возможность заключения договора водоснабжения и при отсутствии акта разграничения, что подтверждается также судебной практикой (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. № 13АП-1571/2015 по делу № А26-7650/2014).

Помимо этого, из материалов дела следует, что заявитель обращался в адрес ответчика за согласованием акта разграничения в целях дальнейшего заключения договора водоснабжения с АО "ККС" (письмо ППЖТ от 05.05.2015 г. № 476). Ответчик письмом от 26.05.2015 г. № 50304-05-00301 отказал в согласовании акта разграничения, указав, что участок водовода на торфосклады, к которому подсоединены объекты ППЖТ, предназначен для обеспечения пожарной безопасности торфоскладов., которые длительное время не эксплуатируются, средства на ремонт данного участка трубопровода выделялись в объеме, недостаточном для поддержания его в работоспособном состоянии.

 

В письме от 19.10.2017 г., направленном в адрес Кировского УФАС России, АО "ККС" указало, что при включении объектов ППЖТ по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51 "в" в Договор № 41-3788, АО "ККС" подготовили трехсторонние акты разграничения и выдали абоненту на согласование, однако в АО "ККС" акты были возвращены без соответствующего согласования.

  По указанному факту Комиссия отмечает следующее.

  В приложении № 1 к договору № 41-3788  (акт о разграничении балансовой принадлежности) и приложении № 2 к договору № 41-3788 (акт разграничения эксплуатационной ответственности) предусмотрена отметка о согласовании с филиалом «Кировский» ОАО «Волжская ТГК» (в настоящее время Кировский филиал ПАО «Т Плюс»).

 Вместе с тем, Единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, не предусмотрена необходимость отметки о согласовании с лицом, через сети которого осуществляется водоснабжение абонента. Обязанность абонента по согласованию с таким лицом актов разграничения (являющихся приложением к договору холодного водоснабжения и водоотведения) также не предусмотрена ни Правилами № 644, ни Законом о водоснабжении и водоотведении.

 

Согласно п. 45 Правил № 644 договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод.

Пунктом 47 Правил № 644 определено, что по договору по транспортировке холодной воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется обеспечивать поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой, технической) воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.

Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.11.2015 № 43/57-кс-2016 установлены тарифы на транспортировку питьевой воды и техническую воду для ПАО «Т Плюс» (г. Киров) на 2016-2018 гг.

Ранее тарифы на транспортировку воды для ПАО «Т Плюс» (его правопредшественника ОАО «ТГК-5») были установлены Решениями правления региональной службы по тарифам Кировской области от 06.12.2013 № 45/6 и от 28.11.2014 г. № 41/44-кс-2015.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования в сфере водоснаб­жения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013                  N 406, и пунктом 11 Методических указаний по расчету тари­фов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, необходимая валовая выручка ре­гулируемых организаций при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водо­отведения определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необ­ходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.

В случае если при осуществле­нии регулируемого вида деятельности организация несет расходы на содержа­ние (эксплуатацию) водопроводных или канализационных сетей, то данные расходы учитываются органом регулирования при определении необходимой валовой выручки данной организации на период регулирования на экономиче­ски обоснованном уровне.

РСТ Кировской области в письмах от 20.04.2017 г. № 1051-66-01-02 и от              13.09.2017 г. № 3045-66-01-02 сообщила, что при установлении тарифов на транспортировку питьевой воды для ПАО «Т Плюс» экономически обоснованные расходы по элементам затрат (заработная плата, амортизация, ремонт, накладные расходы и т.д.) учтены при утверждении ПАО «Т Плюс» тарифов на транспортировку питьевой воды на всю протяженность сетей – 12,5 км, расположенных по адресу: г. Киров, ул. Луганская, 51. РСТ Кировской области также указала, что при формировании органом тарифного регулирования величины экономически обоснованных расходов ПАО «Т Плюс», затраты рассчитываются целиком на весь имущественный комплекс регулируемой организации, без выделения в расчете затрат по отдельным участкам сетей водоснабжения, поэтому, финансовые средства на содержание сетей водоснабжения выделялись ПАО «Т Плюс» на весь имущественный комплекс, общей протяженностью 12,5 км, включая и те участки сетей, к которым примыкают сторонние потребители, в том числе ППЖТ.

Таким образом, ПАО «Т Плюс» получает плату (от АО «ККС») за услуги по транспортировке воды в соответствии с тарифами, утвержденными регулирующим органом. При этом, составной частью платы за услуги по транспортировке воды является плата за эксплуатацию (содержание) водопроводных сетей (в том числе и тех участков сетей, к которым подключены объекты ППЖТ).

Кроме того, в рамках договора на отпуск воды и прием сточных вод от 01.07.2010 г. № Тех в/4-9, заключенного между заявителем и ответчиком, ПАО "Т Плюс" также получало плату за услуги по транспортировке воды (от ППЖТ).

 

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Таким образом, в силу императивного требования, указанного в ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, ПАО «Т Плюс» обязано обеспечивать беспрепятственную транспортировку воды по своим водопроводным сетям в целях водоснабжения объектов ППЖТ.

Из ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что независимо от заключенного между транзитной организацией и организацией ВКХ договора на транспортировку воды (предусматривающего возмещение транзитной организации затрат на эксплуатацию водопроводных сетей в соответствии с установленным тарифом на транспортировку воды) собственник и иной законный владелец водопроводных сетей не вправе препятствовать транспортировке воды по своим сетям потребителю, подключенному к таким сетям. Следовательно, не включение в договор транспортировки воды, заключенный между ПАО «Т Плюс» и АО «ККС», объектов ППЖТ не исключает обязанности ответчика обеспечивать транспортировку воды на данные объекты (учитывая наличие заключенного между АО «ККС» и ППЖТ» договора на отпуск воды и прием сточных вод).

Кроме того, Комиссия отмечает, что у ПАО "Т Плюс" имелась возможность включить в Договор по транспортировке воды спорные объекты ППЖТ путем направления в адрес АО "ККС" соответствующего заявления, либо дополнительного соглашения к договору.

В силу ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьи 210 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой бремя содержания имущества возложено на его собственника, обязанность по своевременному ремонту водопроводных сетей, к которым подключены объекты ППЖТ и поддержанию данных сетей в работоспособном состоянии, позволяющем осуществлять транспортировку воды потребителю, присоединенному к водопроводным сетям, лежит именно на ПАО "Т Плюс". Однако ответчик в нарушение установленного ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении запрета не предпринял необходимых и достаточных мер для поддержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, что привело к прекращению холодного водоснабжения на объекты ППЖТ, не имеющее альтернативных источников водоснабжения. В результате этого, была исключена возможность беспрепятственной транспортировки воды через сети ПАО "Т Плюс" на объекты заявителя.

В материалы дела не представлено доказательств принятия ПАО "Т Плюс" действенных мер, направленных на поддержание принадлежащих обществу водопроводных сетей в работоспособном состоянии и исключающие препятствование транспортировки воды на объект потребителя. При этом, отсутствие необходимых финансовых ресурсов для поддержания водопроводных сетей в работоспособном состоянии (на что ссылается ответчик) не освобождает ПАО "Т Плюс" от обязанности по соблюдению требования ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются, в том числе, собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей.

В Разъяснениях N 7 Президиума ФАС России "Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15) указано, что со вступлением Закона N 250-ФЗ в силу нормам статьи 9.21 КоАП был придан специальный по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП характер. Указанный вывод следует из описания диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП в действующей редакции, согласно которой административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП. Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений указывают на необходимость при квалификации административных правонарушений учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП перед ее общими нормами (например, пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Таким образом, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП, а не по статье 14.31 КоАП.

Основанием для возбуждения административного дела в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ является признание в действиях хозяйствующего субъекта факта нарушения              ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проведя анализ представленных в материалы дела документов, учитывая фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ПАО "Т Плюс" по воспрепятствованию транспортировки воды на объекты ППЖТ содержится нарушение ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении. Данные действия образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Рассмотрение дела № 04/02-17 по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 04/02-17 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ПАО "Т Плюс"

Связанные организации

Связанные организации не указаны