Предупреждение б/н В действиях ОАО «КПАТ» по отказу от заключения договора на ... от 26 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   Предупреждение 7

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

от  «26» декабря 2018 года                                                                                              г. Киров

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление ИП <…> б/н. от 01.10.2018 г., (вх. № 6995 от 01.10.2018 г.) на действия ОАО «КировПассажирАвтотранс» (далее – ОАО «КПАТ») по поводу уклонения от заключения договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ».

При изучении представленных документов и информации было установлено, что ИП <…> в адрес ОАО «КПАТ» было направлено заявление б/н. от 31.07.2018 г. о предоставлении проекта договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ». 

В данном заявлении, направленном в адрес ОАО «КПАТ» указаны следующие остановочные пункты:

  • АС пгт. Суна (Регистрационный номер остановочного пункта: 43019, адрес: 612450, Кировская область, пгт. Суна, ул. Заречная, 2б);
  • АВ г. Киров (Регистрационный номер остановочного пункта: 43001, адрес: 610001, Кировская область, г. Киров, ул. Горького, д.57).

Данные остановочные пункты включены в состав следующих маршрутов:

  • регистрационный номер маршрута в реестре межрегиональных маршрутов 12.43.015, порядковый номер маршрута 1004, наименование маршрута «Автовокзал г. Йошкар-Ола – АВ г. Киров;
  • регистрационный номер маршрута в реестре межрегиональных маршрутов 43.12.014, порядковый номер маршрута 1002, наименование маршрута «АВ г. Киров – Автовокзал г. Йошкар-Ола»;
  • регистрационный номер маршрута в реестре межрегиональных маршрутов 12.43.016, порядковый номер маршрута 1069, наименование маршрута «Автовокзал г. Йошкар-Ола – АС пгт. Суна».

ОАО «КПАТ» письмом от 10.09.2018 г. №1120 отказало ИП <…> в заключении договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ» по причине отсутствия информации, необходимой для направления проекта договора.

Кроме того, ОАО «КПАТ» в письме Кировскому УФАС России от 25.10.2018 г. №1320 сообщило, что договор на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ» не может быть заключен с ИП <…> по следующим причинам:

  1. ФБУ «Росавтотранс» направило в адрес ОАО «КПАТ» письмо от 27.09.2018 г. №03-07/3747, в котором содержится информация о том, что прекращено действие свидетельств об осуществлении перевозок и отменены следующие межрегиональные маршруты:
  • «Автовокзал г. Киров – Автовокзал г. Йошкар-Ола» (регистрационный номер <...> .12.014, свидетельство №МТРФ-001703);
  • «Автовокзал г. Йошкар-Ола – Автостанция пгт. Суна» (регистрационный номер <...> .43.016, свидетельство №МТРФ-001765);
  1. ИП <…> не представлен пакет документов, в том числе заверенные копии: паспорта гражданина РФ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), свидетельства о внесении ИП <…> в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  2. заявленное ИП <…> время отправления с конечных остановочных пунктов не соответствует требованиям ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Законом об организации регулярных перевозок.

В ч.1 ст. 3 Закона об организации регулярных перевозок даны следующие понятия:

межрегиональный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании;

начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

конечный остановочный пункт - последний остановочный пункт, который указан в расписании;

свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона об организации регулярных перевозок межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона об организации регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об организации регулярных перевозок заявление об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок включает в себя следующие сведения:

  • номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;
  • наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны;
  • наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
  • протяженность межрегионального маршрута регулярных перевозок;
  • места нахождения остановочных пунктов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, а в случае, если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций;
  • наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;
  • классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов, а также максимальные высота, ширина и полная масса транспортных средств каждого из таких классов;
  • экологические характеристики транспортных средств;
  • планируемое расписание для каждого остановочного пункта по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона об организации регулярных перевозок в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает указанное заявление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и принимает решение об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута.

В адрес Кировского УФАС России были представлены копии заявлений ИП <…> об установлении следующих межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, направленных в адрес ФБУ «Росавтотранс»: г. Йошкар-Ола – г. Киров; г. Киров – г. Йошкар-Ола (заявление от 23.12.2017 г.); г. Йошкар-Ола – пгт. Суна (заявление от 17.10.2017 г.). 

ИП <…> в адрес Кировского УФАС России также были представлены копии свидетельств об осуществлении перевозок, выданных Министерством транспорта Кировской области, по следующим межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:

  • регистрационный номер маршрута в реестре межрегиональных маршрутов 12.43.015, порядковый номер маршрута 1004, наименование маршрута «Автовокзал г. Йошкар-Ола – АВ г. Киров;
  • регистрационный номер маршрута в реестре межрегиональных маршрутов 43.12.014, порядковый номер маршрута 1002, наименование маршрута «АВ г. Киров – Автовокзал г. Йошкар-Ола»;
  • регистрационный номер маршрута в реестре межрегиональных маршрутов 12.43.016, порядковый номер маршрута 1069, наименование маршрута «Автовокзал г. Йошкар-Ола – АС пгт. Суна».

Вместе с тем, в Кировское УФАС России была представлена копия письма ФБУ «Росавтотранс» от 27.09.2018 г. в котором содержится информация о том, что прекращено действие свидетельств об осуществлении перевозок и отменены следующие межрегиональные маршруты:

  • «Автовокзал г. Киров – Автовокзал г. Йошкар-Ола» (регистрационный номер <...> .12.014, свидетельство №МТРФ-001703);
  • «Автовокзал г. Йошкар-Ола – Автостанция пгт. Суна» (регистрационный номер <...> .43.016, свидетельство №МТРФ-001765).

Таким образом, в настоящее время, из трех маршрутов, указанных в заявлении ИП <…> о предоставлении проекта договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ», действует только межрегиональный маршрут с регистрационным номером 12.43.015 (порядковый номер маршрута 1004, наименование маршрута «Автовокзал г. Йошкар-Ола – АВ г. Киров).

ОАО «КПАТ» в письме Кировскому УФАС России от 25.10.2018 г. №1320 в качестве основания для отказа от заключения договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ» также указало, что заявленное ИП <…> время отправления с конечных остановочных пунктов не соответствует требованиям ст. 7 Закона об организации регулярных перевозок.

В соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 6 Закона об организации регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если планируемое расписание для остановочных пунктов по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 и 2 ст. 7 настоящего закона.

В ч. 1 ст. 7 Закона об организации регулярных перевозок указано, что если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

На основании ч. 2 ст. 7 Закона об организации регулярных перевозок разница в расписаниях, меньшая, чем это указано в ч. 1 ст. 7 настоящего закона, допускается при наличии соответствующего согласования в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона об организации регулярных перевозок в течение пяти дней со дня принятия решения о приеме заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет посредством факсимильной связи или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещение о поступлении указанного заявления в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых данный маршрут проходит по улицам либо автомобильным дорогам, не относящимся к автомобильным дорогам федерального значения.

Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ №220 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в который направлено извещение о поступлении заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, обязан представить заключение о наличии или об отсутствии оснований для отказа в установлении или изменении данного маршрута в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение тридцати дней со дня его получения. В случае, если в течение этого срока уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не получит указанное заключение, считается, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не нашел оснований для отказа в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об организации регулярных перевозок предложение об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок рассматривается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием владельцев расположенных по данному маршруту остановочных пунктов, владельцев автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, территориальных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения, органа государственного транспортного контроля.

Согласно ч. 7 ст. 6 Закона об организации регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не вправе установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, если в заключении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации указаны основания для отказа в установлении или изменении данного маршрута.

Вместе с тем, из представленных в Кировское УФАС России документов следует, что  ИП <…> обратился в адрес ФБУ «Росавтотранс» с заявлением от 23.12.2017 г. с целью установления межрегионального маршрута регулярных перевозок с начальным населенным пунктом  г. Йошкар-Ола, и конечным населенным пунктом  г. Киров.

18.01.2018 г. ФБУ «Росавтотранс» письмом №16-03/050 направило в адрес Министерства транспорта Кировской области извещение о поступлении заявления ИП <…>  об установлении межрегионального маршрута.

23.01.2018 г. Министерство транспорта Кировской области направило в адрес ОАО «КПАТ» письмо №121-48-06-02 о рассмотрении заявления об установлении межрегионального маршрута.

ОАО «КПАТ» письмом от 24.01.2018 г. №66, направленном в ответ на письмо Министерства транспорта Кировской области №121-48-06-02 сообщило, что время отправления с конечных остановочных пунктов, указанное в заявлении ИП <…>  не соответствует ч. 1 ст. 7 ФЗ №220, а также приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2015 г. №368 (разница в расписаниях между временем отправления ранее установленных маршрутов и предлагаемых ИП <…> меньше утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.12.2015 г. №368).

Однако, вышеуказанный межрегиональный маршрут был установлен Министерством транспорта Российской Федерации, так как ИП <…> в адрес Кировского УФАС России была представлена копия свидетельства об установлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №МТРФ-001704, выданного Министерством транспорта Российской Федерации. Данным свидетельством установлен маршрут: «г. Йошкар-Ола – г. Киров», регистрационный номер маршрута 12.43.015, порядковый номер маршрута 1004.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 3.10.2008  (№ 43-АВ 121771) помещение автовокзала по адресу: г. Киров, ул. Горького д. 57, принадлежит на праве собственности ОАО «КировПассажирАвтотранс».

На основании ч. 1 ст. 34 Закона об организации регулярных перевозок владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона об организации регулярных перевозок условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона об организации регулярных перевозок пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

В соответствии с ч. 1 ст. 34.1 Закона об организации регулярных перевозок  к управлению транспортным средством, используемым для перевозок по маршруту регулярных перевозок, допускаются:

  • водитель, заключивший трудовой договор с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или одним из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок;
  • индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

В заявлении  ИП <…>, направленном в адрес ОАО «КПАТ»  о предоставлении проекта договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ», содержалась информация об установленных для ИП <…> межрегиональных маршрутах. Полная информация об установленных межрегиональных маршрутах является открытой и представлена в «реестре регулярных межрегиональных маршрутов», размещенном на Интернет-сайте Министерства транспорта России по адресу: https://www.mintrans.ru. 

Из приведенных выше правовых норм следует, что законом не предусмотрена обязанность перевозчика предоставлять в адрес владельца объекта транспортной инфраструктуры какие-либо иные документы для заключения договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры.

Проведенным анализом состояния конкуренции на товарном рынке услуг по предоставлению в пользование объектов транспортной инфраструктуры – автовокзалов (автостанций) на территории г. Кирова установлено, что в 2017 г, январе-ноябре 2018 г. рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку характеризуется высоким уровнем концентрации и наличием непреодолимых барьеров входа на рынок.

В 2017 г, январе-ноябре 2018 г. на рассматриваемом рынке действовал единственный продавец - ОАО «КПАТ», доля которого на указанном рынке стабильна и составляет 100%.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

С учетом вышеизложенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «КПАТ» на рынке услуг по предоставлению в пользование объектов транспортной инфраструктуры – автовокзалов (автостанций) на территории г. Кирова в административных границах МО «Город Киров» может быть признано доминирующим в силу того, что положение ОАО «КПАТ» на указанном рынке дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В действиях ОАО «КПАТ» по отказу от заключения с ИП <…> договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ» содержатся признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает ОАО «КПАТ» о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий, путем направления в адрес ИП <…> проекта договора на пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, принадлежащем ОАО «КПАТ» по межрегиональному маршруту с регистрационным номером 12.43.015 (порядковый номер маршрута 1004, наименование маршрута «Автовокзал г. Йошкар-Ола – АВ г. Киров).

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

   При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции»).

   В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны