Решение б/н РЕШЕНИЕ от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/04-16а

 

                                                                                                                       

Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября  2016 года

В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <…> – руководителя управления и членов Комиссии: <…> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…> – главного специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы.

В отсутствие заявителя: Публичного акционерного общества «Российская Государственная страховая компания».

В присутствии ответчика: <…> – представителя Открытого акционерного общества «Альфа Страхование» по доверенности  ;

заинтересованного лица: <…> – представителя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» по доверенности № 62 от 26.07.2016г.

В отсутствие заинтересованных  лиц:

Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», Страхового акционерного общества «Военно-страховая компания»;

протокол вела <…> – главный специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы.

Рассмотрев дело № 08/04-16а, возбужденное по заявлению Публичного акционерного общества «Российская Государственная страховая компания» по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Альфа Страхование» (пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее по тексту – Федеральный закон «О защите конкуренции»), Комиссия,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление Публичного акционерного общества «Российская Государственная страховая компания» (далее ПАО «Росгосстрах») о нарушении  ОАО «Альфа Страхование» п. 4 ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту недобросовестного участия  в открытом конкурсе <…> на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» (далее по тексту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», Учреждение), начальная (максимальная) цена контракта -188812,91 руб.

Как указывает заявитель, расчет стоимости цены контракта победителя открытого конкурса - ОАО «Альфа Страхование» необоснован, при расчете страховой премии  применены страховые тарифы отличные от установленных Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У, что нарушает пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ.

В силу пункта 4 статьи 14.2  Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении  условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

В соответствии с Указаниями Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У, данными открытого конкурса (технической части) расчет страховых премий для 36 транспортных средств ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» составляет: 188812,91 руб.

В ходе рассмотрении заявления ПАО «Росгосстрах» установлено, что размер страховой премии для (23) транспортных средств сделан ОАО «Альфа Страхование» с нарушением Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У.

В связи с наличием в действиях ОАО «Альфа Страхование» признаков нарушения пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» Обществу на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» выдано предупреждение № 9ф/04-2016 от 18.04.2016г. о принятии мер по расторжению договора бюджетного учреждения № 1-К от 31.12.2015г. на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), заключенного с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области».

Письмом от 27.05.2016 (вх. № 3195 от 27.05.2016) ОАО «Альфа Страхование» в ответ на предупреждение Кировского УФАС России № 9ф/04-2016 от 18.04.2016 г. сообщило, что расчет суммы страховой премии в рамках проведения открытого конкурса № 2/1-К 0340100003915000248 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Пунктом 7 Документации об открытом конкурсе  указаны конечные получатели услуг ОСАГО, а также адреса их местонахождения. Участники закупки обязаны были учитывать данные сведения при  расчете суммы страховой премии.

Таким образом, предупреждение Кировского УФАС России № 9ф/04-2016 от 18.04.2016г. в части принятия мер по расторжению договора бюджетного учреждения № 1-К от 31.12.2015г. на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), заключенного с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» не исполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального  закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом  руководителя Кировского УФАС России № 91 от 01.06.2016г. было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Альфа Страхование».

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Федеральный закон № 40-ФЗ) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе осуществлять страховщики – страховые организации в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным для владельца транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 9 Федерального закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – Указание Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У).

На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ среди прочих коэффициентов при определении размера страховой премии подлежащей уплате при заключении договора ОСАГО учитывается коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ).

Согласно п. а) п. 2 ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ и п. 2 Примечания к Приложению №2 территория преимущественного использования транспортного средства определяется для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

В соответствии с требованиями Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У коэффициент КТ для транспортных средств, зарегистрированных в г. Кирове составляет 1,4, в городе Кирово-Чепецке - 1,2, для прочих городов и населенных пунктов Кировской области - 0,8.

Транспортные средства Учреждения зарегистрированы ГИБДД УВД Кировской области в г. Кирове по месту нахождения Учреждения: <…>

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 № 27 «Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки» Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»  является учреждением, подведомственным Роспотребнадзору. В соответствии с Уставом  Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления Роспотребнадзора. Для достижения этих целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

-санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и экспертиз;

-обеспечение работы по проведению социально-гигиенического мониторинга, формированию федерального и регионального информационного фонда данных;    

-проведение статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сфере, защиты прав потребителей;

-обеспечение деятельности по государственному учету инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), вызванных вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов;

-обеспечение деятельности по регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

В связи с необходимостью осуществлять указанные виды деятельности и выполнять государственное задание по распоряжению Роспотрбнадзора на всей территории Кировской области, Учреждением создано 7 филиалов: <…> Уставом Учреждения за каждым филиалом закреплена территория обслуживания, предполагающая выполнение полномочий Учреждения филиалом Учреждения на определенной территории.

В целях реализации уставных полномочий Учреждение эксплуатирует  транспортные средства. При этом, каждое транспортное средство Учреждения закреплено за конкретным филиалом, исходя из особенностей территории обслуживания и выполняемых функций. В связи с тем, что филиалы Учреждения действуют без образования отдельного юридического лица, все транспортные средства Учреждения зарегистрированы ГИБДД УВД Кировской области в городе Кирове, по юридическому адресу Учреждения.

Основным местом использования транспортных средств, закрепленных за конкретным филиалом, являются те районы Кировской области, которые закреплены за этим филиалом в соответствии с Уставом Учреждения.

Пунктом 7 конкурсной документации указаны конечные получатели услуг ОСАГО, и адреса их местонахождения. В Перечне автотранспорта Учреждения также указаны конечные получатели услуг (Филиалы Заказчика в Юрьянском, Котельничском, Кирово-Чепецком, Уржумском, Советском, Слободском, Вятскополянском районах Кировской области). Участники закупки обязаны были учитывать данные сведения при расчете суммы страховой премии.

В Разделе 4 Технического задания указан  перечень автотранспорта Учреждения, подлещажего ОСАГО на период с января 2016 года по декабрь 2016 года и территория преимущественного использования автотранспорта Учреждения (см. Таблица № 1):

Таблица № 1

Таким образом, территорией преимущественного использования транспортных средств, указанных в приложении №1 к Договору бюджетного учреждения № 1-К на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» от  31 декабря 2015 года, заключенному с Открытым акционерным обществом «АльфаСтрахование», являются те районы Кировской области, которые указаны в Уставе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» (Пункт 7 конкурсной документации № 1-К, Раздел  4 технического задания, Приложение №  1 к договору).

В соответствии с требованиями Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У коэффициент КТ для транспортных средств, зарегистрированных в г. Кирове составляет 1,4, в городе Кирово-Чепецке - 1,2, для прочих городов и населенных пунктов Кировской области - 0,8.

Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У содержат формулу, применяемую в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц: Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.

ТБ -Базовый страховой  тариф  (2573)

КТ-Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (Киров-1,4, Кирово-Чепецк-1,2, прочие города и населенные пункты-0,8)

КБМ- Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО

КО-Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством-1, не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством-1,8)

КМ -Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", свыше 50 до 70 л.с. включительно -1, свыше 70 до 100 включительно-1,1, свыше 100 до 120 включительно-1,2; свыше 120 до 150 включительно -1,4; свыше 150-1,6)

КС- Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства

КН-Коэффициент нарушения условий страхования (Коэффициент КН применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" действий (бездействии).

КПр - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.

Согласно расчету страховой премии, представленному ОАО «АльфаСтрахование» и Приложения № 1 к Договору бюджетного учреждения №1-К от 31.12.2015, заключенному с ОАО «АльфаСтрахование», в качестве территории преимущественного использования транспортного средства выбраны те районы Кировской области, которые были указаны в Уставе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области». Поэтому для транспортных средств, закрепленных за филиалами Учреждения в Кировской области, были определены коэффициенты КТ в размере 1,2 и 0,8, что правомерно повлекло снижение стоимости цены контракта.

Расчет ОАО «АльфаСтрахование», произведенный исходя из данных о закреплении транспортных средств, принадлежащих ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» за тем или иным филиалом, соответствует требованиям Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов следует, что в действиях ОАО «Альфа Страхование»  признаки нарушения  пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам – участникам открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств <…>ПАО «Росгосстрах», АО Страховое общество газовой промышленности» и Страховое акционерное общество «Военно-страховая компания», направленных на получение преимуществ, путем введения в заблуждение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» (Заказчик) относительно  цены контракта в размере 144615,50 рублей (Приложение № 2 к контракту), а именно:  в нарушении порядка расчета страховой премии  для 23 транспортных средств, что  привело к уменьшению цены контракта, отсутствуют.

Учитывая изложенное, комиссия  Кировского УФАС России приходит к выводу об  отсутствии  со стороны ответчика нарушений антимонопольного законодательства, что в соответствии со ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» является основанием для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 14.2, 23, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № 08/04-16а, возбужденного по признакам нарушения  пункта 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Открытого акционерного общества «Альфа Страхование» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны