Решение №43/07/3 –428/2021 1. Признать обоснованной жалобу ООО «Тюменские аэрозоли» на ... от 8 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF«08» июня 2021 г. № 043/07/3 –428/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:
Заместителя председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
Беликовой Н.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
Рожковой М.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
В присутствии:
Копотиловой Д.Р. – представителя ООО «Тюменские аэрозоли» по доверенности (ВКС);
Вершининой Д.А. – представителя АО «Почта России» в лице УФПС Кировской области, по доверенности (лично);
рассмотрев жалобу ООО «Тюменские аэрозоли»,
У С Т А Н О В И Л А:
20.05.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Тюменские аэрозоли» (далее – Заявитель) на действия Управления Федеральной почтовой службы Кировской области (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку индивидуальных средств защиты (газовых баллончиков) для нужд УФПС Кировской области (номер извещения SBR035-210013866200029).
Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявитель обжалует действия Заказчика при формировании документации в связи с несоответствием массы жидкого вещества в аэрозольном баллончике и необходимостью Заказчика ссылаться на ГОСТ 32481-2013, а также требования к дальности применения, объема наполнения, также указывает на несоответствие параметра «Содержание вещества олеоризин капсикума (ОС) с содержанием капсаициноидов 20%, что соответствует 200 г. капсаициноидов (вещество С), мг» не соответствует ГОСТ Р 50743-2019 ввиду указания капсаициноидов
(вещество С), превышающее нормы Госстандарта в 10 раз, что является нарушением п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрение жалобы назначалось на 27.05.2021, откладывалось на 03.06.2021, на 08.06.2021 года. Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.
Заявитель на заседании комиссии подтвердил и поддержал доводы, изложенные в жалобе, представил дополнительную позицию. В процессе заседания комиссии Кировского УФАС России отказался от первого довода, указанного в жалобе по необходимости применения в документации ГОСТа 32481-2013, указал на необходимость рассмотрения довода относительно несоответствия характеристик ГОСТу Р 50743-2019.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, представленным на рассмотрение жалобы, указанные в документации характеристики не противоречат ГОСТ Р 50743-2019.
В ГОСТ Р 50743-2019 установлены требования к максимальной концентрации капсаицина (вещество С) в жидком составе средства не более 2% исходя из максимальной массы вещества не более 865 мг, который вводится в составе олеорезин капсикума. В Техническом задании Заказчика указаны требования к содержанию непосредственно олеорезин капсикума (вещество ОС) не менее 865 мг, что не противоречит приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 № 583н "О разрешении к применению слезоточивых и раздражающих веществ в составе патронов к газовому оружию, механических распылителей, аэрозольных и других устройств гражданского оружия самообороны", которым предусмотрена предельная масса олеорезин капсикума (вещество ОС) – 1000 мг. 200 мг капсаициноидов введены в жидкий состав раздражающего действия в составе олеорезин капсикум, что не противоречит требованиям стандарта и не превышает установленную максимальную массу (865 мг). В Техническом задании указана масса жидкого состава не менее 51 г при этом масса капсаициноидов 200 мг. Учитывая данные показатели, исходя из расчета: 0,2/0,51 = 0,39 % следует, что концентрация капсаициноидов в жидком составе составляет не менее 0,39 %, и не противоречит ГОСТ Р 50743-2019, поскольку максимальная концентрация капсаициноидов в жидком составе раздражающего действия установлена не более 2 %. Требования к содержанию капсаицина Документацией о закупке не предъявляются. Указывает, что в продаже имеется товар, удовлетворяющий требованиям Заказчика (документы прилагаются). Считает жалобу необоснованной.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.10 ст.3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В соответствии с ч. 18 ст. 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Согласно ч. 19 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентных закупках должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Советом директоров АО «Почта России» от 24.02.2021 № 02-2021 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России» (далее – Положение), в п.5.3.1 которого также закреплены требования, указанные в п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
29.04.2021 года на ЭТП «Сбербанк» опубликовано извещение № SBR035-210013866200029 УФПС Кировской области (закупка АО «Почта России») о проведении аукциона в электронной форме на поставку индивидуальных средств защиты (газовых баллончиков). Начальная (максимальная) цена договора – 274 руб. 69 коп.
Согласно Техническому заданию документации установлены требования к товару (ред. от 28.04.2021 года):
Наименование товара |
Характеристика товара |
Параметры соответствия товара |
|
Индивидуальное средство защиты (газовый баллончик) |
Аэрозольное устройство, снаряженное слезоточивыми и раздражающими веществом, предназначенное для краткосрочного подавления способности человека к агрессивным действиям, в результате временного химического поражения путем применения слезоточивых раздражающих веществ. Является средством гражданской обороны. Относятся к гражданскому оружию самообороны. |
Объем, мл |
не менее 65 |
Масса жидкого состава, г |
не менее 51 |
||
Скорость распыления вещества, гр/сек |
не менее 10 |
||
Эффективная дальность, м |
не менее 2 |
||
Содержание вещества олеорезин капсикума (ОС) с содержанием капсаициноидов 20% что соответствует 200 мг капсаициноидов (вещество С), мг |
не менее 1000 |
||
Концентрация действующего вещества, % |
не менее 0,39 |
||
Время работы, с |
не менее 5 |
После внесения изменений в документацию, на основании поступившего запроса, 14.05.2021 года Заказчиком были внесены изменения в Техническое задание, в части основных характеристик товара, а именно:
Наименование товара |
Характеристика товара |
Параметры соответствия товара |
|
Индивидуальное средство защиты (газовый баллончик) |
Аэрозольное устройство, снаряженное слезоточивыми и раздражающими веществом, предназначенное для краткосрочного подавления способности человека к агрессивным действиям, в результате временного химического поражения путем применения слезоточивых раздражающих веществ. Является средством гражданской обороны. Относятся к гражданскому оружию самообороны. |
Объем, мл |
не менее 65 |
Масса жидкого состава, г |
не менее 51 |
||
Скорость распыления вещества, гр/сек |
не менее 10 |
||
Эффективная дальность, м |
не менее 2 |
||
Содержание вещества олеорезин капсикума (ОС) с содержанием капсаициноидов 20% что соответствует 200 мг капсаициноидов (вещество С), мг |
не менее 865 |
||
Время работы, с |
не менее 5 |
ГОСТом Р 50743-2019 установлен национальный стандарт «Газовое оружие самообороны. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами. Требование безопасности. Виды и методы контроля при испытаниях с целью оценки соответствия требованиям безопасности» установлены характеристики максимальной массы вещества в жидком составе средства самообороны (мг), а также максимальная концентрация вещества в жидком составе средства самообороны, (вес, %) для капсаицина (суммарное содержание капсаициноидов), которое вводится в составе олеарезина капсикума и составляет 865 мг и 2% соответственно.
Однако, характеристика, указанная Заказчиком в Техническом задании, а именно: «Содержание вещества олеорезин капсикума (ОС) с содержанием капсаициноидов 20% что соответствует 200 мг капсаициноидов (вещество С), мг» отсутствует в ГОСТе Р 50742-2019, при этом обоснования её использования в Техническом задании Заказчиком не указано, что является нарушением п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 5.3.1 Положения о закупках.
Кроме того, в процессе рассмотрения жалобы представитель Заказчика согласилась, что при изменении Технического задания аукциона возможно была допущена ошибка в расчетах при изменении показателя содержания максимальной массы вещества в жидком составе средства самообороны (мг).
Довод Заявителя обоснован.
В соответствии с ч. 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа, в том числе принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, антимонопольный орган при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров наделен правом принимать решение как о необходимости выдачи организатору торгов и иным лицам соответствующего предписания, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов, так и об отсутствии таковой. Принимая решение о необходимости выдачи предписания, комиссия антимонопольного органа исходит из существа выявленного нарушения, учитывает его влияние на процедуру и результат торгов, а также цели проведения торгов.
Виду того, что открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся - на участие в нем не было подано ни одной заявки (протокол от 27.05.2021 года), права участников аукциона не нарушены, в связи с чем необходимость в выдаче предписания отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО «Тюменские аэрозоли» на действия Управления Федеральной почтовой службы Кировской области (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку индивидуальных средств защиты (газовых баллончиков) для нужд УФПС Кировской области (номер извещения SBR035-210013866200029) в связи с нарушением п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.