Решение №07/05-18 Факт нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции от 16 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 07/05-18

                                                                                                                                                 г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <…> – руководителя управления, Членов Комиссии – <…> – начальника отдела контроля органов власти, <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев по материалам, направленным Региональной службой по тарифам Кировской области, дело № 07/05-18 по признакам нарушения администрацией Унинского городского поселения Унинского района Кировской области п. 2, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.03.2017 г. в Кировское УФАС России поступило обращение Региональной службы по тарифам Кировской области (вх. № 1947 от 23.03.2017) по вопросу подтверждения ООО «Коммунальщик» законного права владения и пользования объектами централизованных систем холодного водоснабжения.

В ходе рассмотрения обращения Кировским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Администрацией Унинского городского поселения (Арендодатель) на основании договора аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г. (далее – Договор) осуществлена передача ООО «Коммунальщик» (Арендатор) в аренду без проведения процедуры торгов движимого и недвижимого муниципального имущества, предназначенного для оказания жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Акт приема-передачи муниципального имущества по договору аренды, устанавливающий перечень передаваемого имущества, подписан сторонами 01.02.2013 г. (Приложение № 1 к Договору).

Согласно п. 2.1 Договора арендуемое имущество предоставляется сроком с 01 февраля 2013 года по 31 декабря 2013 года.

В соответствии с п. 7.3 Договора, если ни одна из сторон в 2-недельный срок до истечения настоящего договора не заявит о намерении его расторгнуть, договор считается пролонгированным на очередной срок, указанный в настоящем договоре.

01.11.2015 г. администрацией Унинского городского поселения и ООО «Коммунальщик» заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г.

Указанным соглашением перечень предаваемого в аренду имущества дополнен объектом: система водоснабжения, год ввода – 2014, протяженность 17600 п.м., материал – полиэтилен согласно утвержденной схеме водоснабжения и водоотведения пгт Уни. Из акта приема-передачи от 01.02.2013 г. исключены п. 40 «Водопроводные сети диам 100 мм (чугун) 11500 метров», п. 41 «Водопроводные сети диам 40 мм (сталь) 2885 метров», п. 42 «Водопроводные сети диам 63 мм (полиэтилен) 3039 метров».

Указанный договор, а также дополнительное соглашение к нему заключены без проведения процедуры торгов.

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

Учитывая наличие в действиях администрации Унинского городского поселения признаков нарушения п. 2, п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Кировское УФАС России выдало предупреждение № 46 от 18.04.2017 (исх. № 2049/05 от 19.04.2017 г.) о необходимости прекращения в срок до 29.05.2017 г. действия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

принять меры по возврату в казну муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области муниципального имущества, переданного ООО «Коммунальщик» по договору аренды имущества № 2-А от 01.02.2013, с учетом дополнительного соглашения от 01.11.2015 г.

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 01.08.2017 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 2931/05 от 01.06.2017).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 01.09.2017 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 3882/05 от 20.07.2017).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 02.10.2017 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 4716/05 от 30.08.2017).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 06.11.2017 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 5555/05 от 05.10.2017).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 08.12.2017 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 6336/05 от 08.11.2017).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 19.01.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 7039/05 от 12.12.2017).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 26.02.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 365/05 от 23.01.2018).

По ходатайству администрации Унинского городского поселения срок для выполнения предупреждения был продлен антимонопольным органом до 30.03.2018 г. (письмо Кировского УФАС России исх. № 1164/05 от 27.02.2018).

Информацию об исполнении предупреждения с учетом установленного срока было предложено предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области до 04.04.2018 г.

Администрация Унинского городского поселения Унинского района Кировской области письмом исх. № 276 от 28.03.2018 сообщила о том, что в настоящее время администрация разрабатывает документацию о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, а также готовит проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения для дальнейшего согласования с Правительством Кировской области.

Таким образом, предупреждение № 46 от 18.04.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, администрацией Унинского городского поселения не было исполнено в установленный срок.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Кировского УФАС России от 11.04.2018 № 33 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией Унинского городского поселения Унинского района Кировской области пп. 2, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дело № 07/05-18 определением от 11.04.2018 г. назначено к рассмотрению на 10.05.2018 г. в 14 ч. 30 мин.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов определением от 10.05.2018 г. рассмотрение дела № 07/05-18 было отложено на 14.06.2018 г.

14.06.2018 г. на заседании Комиссии Кировского УФАС России установлена необходимость получения дополнительной информации со стороны ответчика.

Определением от 14.06.2018 г. рассмотрение дела № 07/05-18 продлено до 11.10.2018 г. Рассмотрение дела № 07/05-18 было отложено на 27.07.2018 г.

27.07.2018 г. на заседании Комиссии Кировского УФАС установлена необходимость получения дополнительной информации со стороны ответчика, рассмотрение дела отложено на 10.10.2018 г.

На заседании 10.10.2018 г. Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о достаточности доказательств для вынесения решения по делу № 07/05-18.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании ст. 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № 07/05-18 от 10.10.2018 г.

Во исполнение ч. 5 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией установлена необходимость отложения рассмотрения дела № 07/05-18 в целях предоставления возможности лицам, участвующим в деле, представить Комиссии пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 07/05-18.

Определением от 10.10.2018 г. рассмотрение дела № 07/05-18 продлено до 11.12.2018 г. Рассмотрение дела № 07/05-18 было отложено на 08.11.2018 г.

Заключение об обстоятельствах дела № 07/05-18 от 10.10.2018 (исх. № 5933/05 от 15.10.2018) направлено в адрес заявителя и ответчика 16.10.2018, в адрес заинтересованного лица – 17.10.2018.

Заявитель – Региональная служба по тарифам Кировской области, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела № 07/05-18, на заседание комиссии явку представителя не обеспечила, письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 07/05-18, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя не поступали.

Заинтересованное лицо – ООО «Коммунальщик», надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени рассмотрения дела № 07/05-18, на рассмотрение не явилось, письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не поступали.

Ответчик – администрация Унинского городского поселения направила письменное ходатайство исх. № 944 от 06.11.2018 г. о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Письмом исх. № 943 от 06.11.2018 г. сообщают, что дополнительных пояснений, возражений в отношении изложенных обстоятельств не имеют. Ранее на заседании комиссии 10.05.2018 г. поясняли, что расторжение договора аренды № 2-А от 01.02.2013, заключенного с ООО «Коммунальщик», считали невозможным в связи с угрозой прекращения оказания коммунальных услуг на территории пгт. Уни. Неисполнение предупреждения обусловлено наличием объективных причин и не является следствием бездействия администрации. В письменных пояснениях исх. № 848 от 05.10.2018 г. сообщают, что в части передачи объектов водоснабжения договор аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г. расторгнут, представлен акт приема-передачи от 01.09.2018 г., подтверждающий факт возврата муниципального имущества (объектов водоснабжения) в казну муниципального образования Унинское городское поселение. 13.09.2018 г. состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями по сообщению № 090618/3178300/01, по результатам которой конкурсной комиссией было принято решение о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса – ООО «Коммунальщик». В настоящее время подписанный экземпляр концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения пгт. Уни направлен в Правительство Кировской области для подписания третьей стороной (отметка о получении от 25.09.2018).

 

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Администрацией Унинского городского поселения (Арендодатель) на основании договора аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г. (далее – Договор) осуществлена передача ООО «Коммунальщик» (Арендатор) в аренду без проведения процедуры торгов движимого и недвижимого муниципального имущества, предназначенного для оказания жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Акт приема-передачи муниципального имущества по договору аренды, устанавливающий перечень передаваемого имущества, подписан сторонами 01.02.2013 г. (Приложение № 1 к Договору).

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация не имеет правоустанавливающего характера, а является актом признания и подтверждения государством юридических фактов в отношении недвижимого имущества. Соответственно, право собственности возникает у муниципального образования с момента передачи ему имущества предыдущим собственником согласно акту приема-передачи. Отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество препятствует распоряжению данным имуществом, но не прекращает права владения и пользования таким имуществом муниципальным образованием.

Таким образом, в отсутствие правоустанавливающих документов передаваемое имущество находилось в собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области.

Согласно п. 2.1 Договора арендуемое имущество предоставляется сроком с 01 февраля 2013 года по 31 декабря 2013 года.

В соответствии с п. 7.3 Договора, если ни одна из сторон в 2-недельный срок до истечения настоящего договора не заявит о намерении его расторгнуть, договор считается пролонгированным на очередной срок, указанный в настоящем договоре.

01.11.2015 г. администрацией Унинского городского поселения и ООО «Коммунальщик» заключено дополнительное соглашение к договору аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г. Указанным соглашением перечень предаваемого в аренду имущества дополнен объектом: система водоснабжения, год ввода – 2014, протяженность 17600 п.м., материал – полиэтилен согласно утвержденной схеме водоснабжения и водоотведения пгт Уни. Из акта приема-передачи от 01.02.2013 г. исключены п. 40 «Водопроводные сети диам 100 мм (чугун) 11500 метров», п. 41 «Водопроводные сети диам 40 мм (сталь) 2885 метров», п. 42 «Водопроводные сети диам 63 мм (полиэтилен) 3039 метров».

На момент заключения сторонами договора аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г. порядок передачи во временное владение и пользование указанного муниципального имущества регламентировался положениями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.12.2012) (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Законодательство не ус­танавливало возможность заключения органами местного самоуправления договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без проведения процедуры торгов. Непроведение торгов приво­дит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

В соответствии с п. 8 Перечня видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (Приложение № 2) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Договор аренды муниципального имущества № 2-А от 01.02.2013 г. был заключен без проведения процедуры торгов в нарушение требования ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. от 30.12.2012).

В связи с этим договор аренды имущества, заключенный без проведения торгов, является оспоримой сделкой (статья 168 ГК РФ), равно как и дополнительное соглашение к такому договору.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре, условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Следовательно, условие о передаваемом имуществе является существенным и составляет неотъемлемую часть предмета договора аренды.

Внесение изменений в перечень передаваемого по договору аренды имущества означает изменение предмета ранее заключенного договора аренды, в результате чего у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

На момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 01.11.2015 г. особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены положениями главы 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – положениями главы 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) (введены Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом согласно ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные требования содержатся в ч. 1, ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении (в ред. от 13.07.2015).

Таким образом, если объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение.

В нарушение требований федерального законодательства, действующего на момент заключения соглашений, договор аренды муниципального имущества, а также дополнительное соглашение к нему были заключены администрацией Унинского городского поселения без проведения процедуры торгов.

В соответствии с пунктом 2, пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

То есть достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, в том числе органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Непроведение конкурсов и аукционов на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров по владению и пользованию государственным (муниципальным) имуществом, и соответственно, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Данные выводы корреспондируют с позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010.

Заключение администрацией Унинского городского поселения договора аренды муниципального имущества, а также дополнительного соглашения к нему без проведения процедуры торгов лишило иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование на тех же условиях.

Передавая во временное владение и пользование муниципальное имущество без применения процедуры торгов, администрация Унинского городского поселения совершила действия, которые привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии); забора, очистки и распределения воды; сбора и обработки сточных вод в территориальных границах Унинского городского поселения Унинского района Кировской области, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов, органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Унинского городского поселения Унинского района Кировской области, передавая ООО «Коммунальщик» по договору аренды с учетом дополнительного соглашения объекты тепло- и водоснабжения, водоотведения без проведения процедуры торгов, с заявлением о предоставлении преференции в Кировское УФАС России не обращалась, чем нарушила порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине администрации Унинского городского поселения Унинского района Кировской области.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведен анализ состояния конкуренции с учетом особенностей п. 10.7 Порядка и оформлен в виде аналитического отчета.

Как следует из пояснений администрации Унинского городского поселения исх. № 848 от 05.10.2018 г., договор аренды имущества № 2-А от 01.02.2013 г. расторгнут в части передачи объектов водоснабжения, указанное имущество возвращено в казну муниципального образования Унинское городское поселение (акт приема-передачи от 01.09.2018 г.). Вместе с тем, в части оставшегося муниципального имущества – объектов теплоснабжения договор аренды является действующим, муниципальное имущество продолжает находиться в незаконном пользовании ООО «Коммунальщик».

В соответствии с п.п. «в» п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания администрации Унинского городского поселения об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату из незаконного пользования ООО «Коммунальщик» имущества, принадлежащего муниципальному образованию Унинское городское поселение Унинского района Кировской области.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 15, 17.1, 19, 20, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях администрации Унинского городского поселения Унинского района Кировской области факт нарушения п. 2, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении права пользования муниципальным имуществом, предназначенным для оказания жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, путем заключения договора аренды № 2-А от 01.02.2013 г. (с учетом дополнительного соглашения от 01.11.2015 г.) с ООО «Коммунальщик» без процедуры проведения торгов, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии); забора, очистки и распределения воды; сбора и обработки сточных вод в территориальных границах муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области.
  2. Выдать администрации Унинского городского поселения Унинского района Кировской области предписание об устранении нарушения п. 2, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны