Решение №043/05/21-751/2019 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Пив... от 13 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Кировской области

ул. К.Либкнехта, 55, г. Киров, 610020

тел. (8332) 64-73-31, факс (8332) 64-96-26

e-mail: to43@fas.gov.ru

№      

 

 

ИП <…>

Место осуществления деятельности:

<…>

Адрес регистрации:

<…>

РЕШЕНИЕ

по делу № 043/05/21-751/2019

 

г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 января 2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, <…> – главного специалиста-эксперта финансовых рынков и рекламы, Кировского УФАС России, <…> – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <…>;

рассмотрев дело № 043/05/21-751/2019, возбужденное по признакам нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения у входа в магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…>, информации следующего содержания: «Наш хмель. Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного»,

УСТАНОВИЛА:

при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») Кировским УФАС России были зафиксированы рекламные конструкции, размещенные около входа в пивной магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…>, содержащие информацию: «Наш хмель», «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного», которая содержит признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» (акт фиксации рекламы от 11.11.2019).

Определением от 14.11.2019 года было возбуждено дело № 043/05/21-751/2019 в отношении ИП <…> по признакам нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 05.12.2019 года.

Определением от 05.12.2019 года срок рассмотрения дела продлен до 14.02.2020 года, рассмотрение дела отложено на 23.12.2019 года в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений для рассмотрения дела по существу.

На заседание комиссии, состоявшееся 23.12.2019 года, ответчик - ИП <…>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств не заявлял, представил запрашиваемые документы, направил представителя <…> по доверенности от 16.12.2019.

Представитель ответчика пояснил, что информация: «Наш хмель» не содержит рекламу алкогольной продукции, а является названием магазина. Надпись: «Пивные радости каждый день» является рекламой закусок и снеков, которые представлены в магазине «Наш хмель». Надпись «55 сортов пенного» является рекламой безалкогольных напитков, в том числе пива. Также представитель ответчика пояснил, что запрашиваемые документы (согласованные макет рекламы, копии договоров на создание и размещение рекламы) предоставить невозможно, в связи с тем, что они утеряны, подтвердил, что ИП <…> заказал изготовление спорной рекламы и разместил её у входа в магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…>.

Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Реклама в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, на привлечение внимания к которому направлена реклама, товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон ««О государственном регулировании алкогольной продукции») под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании алкогольной продукции», пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Исходя из положений вышеуказанных норм права, пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции относится к алкогольной продукции.

Информация следующего содержания: «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного», размещенная на стене у входа в магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…> адресована неопределенному кругу лиц. Здание, в котором магазин «Наш хмель» осуществляет свою деятельность, располагается в <…>, имеющим высокий автомобильный и пешеходный трафик. Указанная информация расположена на стене дома и, таким образом, доступна для всех категорий населения, таким образом, является рекламой в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Кировского УФАС России находит несостоятельными доводы ответчика о том, что информация: «Пивные радости каждый день» является рекламой снеков. Комиссия пришла к выводу о том, что спорная информация является рекламой алкогольной продукции. Информация: «Пивные радости каждый день» вместе с информацией: «55 сортов пенного» ассоциируется у потребителя с тем, что широкий ассортимент пива («пенного») в магазине «Наш хмель» позволит приобретать новую алкогольную продукцию каждый день («Пивные радости каждый день»). Сочетание информации: «Наш хмель», «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного», создает устойчивую ассоциацию с именно с алкогольной продукцией, а не с закусками (снеками) к пиву. Реклама направлена на привлечение внимания («Пивные радости каждый день») к объекту рекламирования (алкогольной продукции – пиву), и формированию интереса к ассортименту реализуемой продукции («55 сортов пенного»).

Определение спорной информации в качестве рекламы алкогольной продукции также подтверждается позицией членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России. В состав Экспертного совета при Кировском УФАС России входят представители научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики. Согласно единогласному мнению членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 19.12.2019, информация: «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного» является рекламой алкогольной продукции, а именно - пива. В частности, членами Экспертного совета было указано, что информация содержит привлекательные для потребителя фразы «пивные радости каждый день», «55 сортов пенного». Кроме того, использованные в оформлении картинки (пивные кружки, бутылки, слова «beer», «I love beer», бочонки) также формируют интерес к объекту рекламирования, которым является алкогольная продукция. Использованная в рекламе смысловая цепочка «наш хмель» - «пивные радости» - «55 сортов пенного» дает однозначное толкование о характере рекламируемого товара – пива. Данная позиция была озвучена с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей и расценена как ненадлежащая.

Таким образом, информация: «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного» является рекламой алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Рассматриваемая рекламная информация: «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного», нарушает требования, установленные пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку размещена у входа в магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…>, на прочно связанных со зданием рекламных конструкциях, не предназначенных для перемещения, монтаж/демонтаж рекламных конструкции без использования специальных машин или инструментов невозможен.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федеральный закон «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В вышеуказанной рекламе алкогольной продукции: «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного» отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что является нарушением части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Сотрудниками Кировского УФАС России зафиксирована реклама алкогольной продукции (акт фиксации рекламы от 11.11.2019), размещенная у входа в пивной магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…>.

Кировское отделение КОГКУЗ «Слободской специализированный Дом ребенка» расположено по адресу: <…>.

Определение 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций осуществляется в соответствии с кадастровым планом муниципального образования.

Согласно письму администрации муниципального образования «Город Киров» от 26.11.2019 №9240-02-13, по данным официального программного обеспечения ГИС ИнГЕО расстояние между границами земельных участков, на которых расположены здания по адресам <…> составляет 59 метров.

Таким образом, спорная информация, являющаяся рекламой алкогольной продукции, размещена на расстоянии ближе, чем сто метров от здания медицинского учреждения - Кировского отделения КОГКУЗ «Слободской специализированный Дом ребенка», что является нарушением требований пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, за нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» – рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно договору аренды недвижимости №С52 от 17.08.2019, заключенному между ИП <…> (Арендодатель) и <…> (Арендатор), последнему передано во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, г. Киров, <…>, кадастровый номер <…>, общей площадью 30 кв.м.

Согласно сведениям, представленным ИП <…>, в период с 01.11.2018 по 30.11.2019 в магазине «Наш хмель» реализовывалось пиво различных марок («Bruger», «Cranberry Peart», Крым Нахимовское, Крым Светлое и др.), что подтверждает заинтересованность ИП <…> в распространении рекламы алкогольной продукции с целью продажи. На заседании Комиссии представитель ответчика не отрицал, что именно ИП <…> определил содержание рекламы и разместил её.

Учитывая изложенное, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламораспространителем и рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ИП <…>, который несет ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела не содержится документального подтверждения устранения нарушения Федерального закона «О рекламе», комиссия решила выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…>.

Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Пивные радости каждый день», «55 сортов пенного», размещенную на стене у входа в магазин «Наш хмель», расположенный по адресу: <…>, так как она противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> (ИНН <…> ОГРН <…>) предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…> (ИНН <…> ОГРН <…>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны