Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 5 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 от  «01» апреля 2016 г.                                                                             г. Киров

 

 

   На рассмотрение Кировского УФАС поступило обращение ОАО «КировПассажирАвтотранс» (далее ОАО «КПАТ») от 01.03.2016 г. № 428 (вход. регистр. № 1201 от 01.03.2016 г.) на действия  ООО «Автолайнер», выразившиеся в уклонении от заключения договора на предоставление в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автостанции в г. Советске и в создании препятствий в пользовании данным объектом, что имеет свои результатом ущемление интересов ОАО «КПАТ» и ограничение конкуренции на товарном рынке перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск.

Из заявления, направленного ОАО «КПАТ» в адрес Кировского УФАС, и  представленных с заявлением документов и пояснений следует, что ОАО «КПАТ»  является перевозчиком по маршруту № 219 Киров-Советск. Организатором перевозок – Департаментом дорожного и транспорта Кировской области ОАО «КПАТ» 01.09.2014 г. выдан Паспорт регулярного маршрута № 219 Киров-Советск, в котором значатся конечные остановки Автовокзал г. Кирова и Автостанция г. Советска. На указанном маршруте перевозки пассажиров и багажа также осуществляет ООО «Автолайнер», которому  организатором перевозок – Министерством транспорта Кировской области в октябре 2015 г. также выдан Паспорт регулярного маршрута № 219. Таким образом, ОАО «КПАТ» и ООО «Автолайнер» конкурируют между собой на товарном рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск.

ООО «Автолайнер» на основании договора аренды от 24.08.2015 г.  принадлежит здание Автостанции, расположенной по адресу: г. Советск, ул. Строителей, 22. Указанный объект недвижимого имущества передан в аренду собственником ООО «Автолайнер» в целях осуществления деятельности (оказания услуг) на объекте транспортной инфраструктуры г. Советска по обслуживанию пассажиров и перевозчиков на регулярных маршрутах.

Автовокзал в г. Советске, принадлежащий на праве аренды ООО «Автолайнер», является в пределах Советского района Кировской области единственным объектом транспортной инфраструктуры, на котором могут оказываться услуги по продаже билетов на автобусы, а также по предоставлению в пользование посадочных платформ для посадки и высадки пассажиров, перевозку которых осуществляют любые перевозчики по регулярным автобусным маршрутам. В период с момента заключения договора аренды (24.08.2015 г.) иные хозяйствующие  субъекты не оказывали перевозчикам услуги по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры в целях перевозки пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах. В этом смысле ООО «Автолайнер» осуществляет свою деятельность в отсутствие конкуренции, занимая долю на указанном товарном рынке 100 процентов в границах муниципального района – Советского района Кировской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

С учетом изложенного, ООО «Автолайнер» занимает доминирующее положение на товарном рынке предоставление в пользование перевозчикам объекта транспортной инфраструктуры Автостанции г. Советска в границах муниципального района – Советского района Кировской области, следовательно, на ООО «Автолайнер» распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. № 220 ФЗ (далее Закон об организации регулярных перевозок, закон вступил в силу с 14.07.2015 г., за исключением отдельных положений).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об организации регулярных перевозок..», под межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Автовокзал, автостанция – это объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона № 220-ФЗ, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На официальном сайте Правительства Кировской области размещена информация о Маршрутной сети регулярных пригородных и межмуниципальных маршрутов Кировской области, утв. распоряжением Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области от 29.05.2015 № 27. Маршрут № 219 Киров-Советск включен в маршрутную сеть в качестве регулярного межмуниципального маршрута. В то же время, указанный маршрут не включен в реестр социальных маршрутов Кировской области.

Пунктом 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ предусмотрено разделение маршрутов на регулярные перевозки по регулируемым тарифам, а также по нерегулируемым тарифам. Частью 2 ст. 15 Закона №  220-ФЗ установлено, что регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации   устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Правительством Кировской области не предусмотрено установление регулируемых тарифов на перевозки по регулярным межмуниципальным маршрутам.

Таким образом, маршрут № 219 Киров-Советск относится к регулярному межмуниципальному маршруту, перевозки по которому осуществляются по нерегулируемым тарифам.

  Частью 2 ст. 17 Закона № 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам  по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок  или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Исходя из положений ч. 3 ст. 17 Закона № 220-ФЗ, карта межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Указанным законом также урегулирован порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного, в настоящее время перевозчики имеют право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по ранее оформленным документам, а именно в соответствии с паспортом маршрута регулярных перевозок.

 

В соответствии с п. 3 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 220, в реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке включаются сведения о наименовании маршрута в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт  по данному маршруту, а также порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок).

ООО «Автолайнер» и ОАО «КПАТ», которым организатором перевозок выдан Паспорт регулярного маршрута № 219, являются легитимными перевозчиками на данном маршруте. В указанных Паспортах регулярного маршрута конечные остановочные пункты определены – Автовокзал г. Кирова и  Автостанция г. Советска. Следовательно, каждый из перевозчиков обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров на автовокзале г. Кирова или на автостанции г. Советска.

Частью 1 ст. 34 Закона № 220 установлено, что владелец транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 220, условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

В соответствии ч. 3 ст. 34 Закона № 220-ФЗ, пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.


            Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Исходя из изложенного, заключение договора на предоставление в пользование объекта транспортной инфраструктуры перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа на регулярных маршрутах владельцем транспортной инфраструктуры обязательно.

В целях организации перевозки пассажиров и багажа на регулярном маршруте № 219 с использованием объекта транспортной инфраструктуры автостанции г. Советска ОАО «КировПассажирАвтотранс» направило в адрес ООО «Автолайнер» проект договора № 67 от 1.01.2016 г., аналогичный проект договора № 106 от 17.02.2016 г. был повторно направлен в адрес владельца автостанции г. Советска. Согласно почтовой карточки уведомления о вручении указанная корреспонденция получена генеральным директором ООО «Автолайнер» <....> 20.02.2016 г.

До настоящего времени от ООО «Автолайнер» не направил в адрес ОАО «КПАТ» ни подписанный проект договора, ни предложения о заключении договора на иных условиях.

 

 

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта" перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта" и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта". В соответствии со статьей 19 данного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии с разделом II "Регулярные перевозки" Правил N 112 регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

 Согласно ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Частью 1 ст. 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

С учетом того, что п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции»  хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на товарном рынке, запрещен экономически и технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключение договора при наличии возможности оказывать данную услугу и спроса на нее, то ООО «Автолайнер» обязано заключить договор на предоставление в пользование объекта транспортной инфраструктуры - автостанции г. Советска в целях организации перевозки пассажиров и багажа, осуществляющих регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам.

В соответствии с ч. 1 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Таким образом, ООО «Автолайнер» обязано было направить подписанный проект договора № 106 от 17.02.2016 г. либо протокол разногласий к договору, либо проект нового договора в срок до 20 марта 2016 года. Однако, к указанному сроку ОАО «КПАТ» не получило от ООО «Автолайнер» никаких документов, подтверждающих согласие или несогласие на заключение договора либо заключении договора на иных условиях, что свидетельствует об уклонении ООО «Автолайнер» от заключения договора на предоставление в пользование автостанции г. Советска в целях организации перевозок пассажиров и багажа на маршруте № 219.

Из представленных материалов следует, что в 2015-2016 г.г. ООО «Автолайнер» заключило договоры, условиями которых предусмотрено оказание услуг автостанции, в т.ч. на организацию отправления и прибытия автобусов на автостанции г. Советска, по предоставлению посадочных платформ, продаже билетов на автобусы и обслуживанию пассажиров с иными перевозчиками.

С учетом изложенного, уклонение ООО «Автолайнер» от заключения договора на предоставление в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автостанции г. Советска в целях организации перевозки пассажиров и багажа на межмуниципальном регулярном маршруте № 219 Киров-Советск с ОАО «КировПассажирАвтотранс» является экономически и технологически необоснованным, и данный перевозчик поставлен обществом в неравное положение по сравнению с другими перевозчиками, с которыми аналогичный договор был заключен в 2016 году.

         Таким образом, в действиях ООО «Автолайнер» по экономически и технологически необоснованному уклонению от заключения с ОАО «КПАТ» договора на предоставление в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автостанции г. Советска в целях организации перевозки пассажиров и багажа на межмуниципальном регулярном маршруте № 219 Киров-Советск,  имеются признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», введенной Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ, в случаях выявления в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признаков нарушения п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает ООО «Автолайнер» о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий (бездействия) путем  подписания  и направления в адрес ОАО «КировПассажирАвтотранс» проекта договора от 17.02.2016 г. № 106 (с протоколом разногласий или без такового), либо путем направления в адрес ОАО «КировПассажирАвтотранс» проекта собственного договора на оказание услуг по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры автостанции г. Советска в целях организации отправления и прибытия автобусов с автостанции (в т.ч. услуг по предоставлению посадочных платформ, продаже билетов на автобусы и обслуживанию пассажиров и багажа на автостанции г. Советска).

 

           О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны