Решение б/н РЕШЕНИЕпо делу № 105/05-15 от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 105/05-15

 

                                                                                                                                      г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления, Членов Комиссии – <...> – начальника отдела контроля органов власти, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителя Лёвинской поселковой Думы Оричевского района Кировской области,

рассмотрев дело № 105/05-15 по признакам нарушения Лёвинской поселковой Думой Оричевского района Кировской области (612079, Кировская область, Оричевский район, пгт Лёвинцы, ул. 70-летия Октября, д.118) п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Лёвинской поселковой Думой Оричевского района Кировской области принято решение от 08.04.2010 № 23/2 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения». Решением от 10.06.2013 № 13/2 внесены изменения.

Как было установлено, «Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения» утв. Решением Лёвинской поселковой Думы от 08.04.2010 № 23/2 (в ред. решения 10.06.2013 № 13/2) содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству, поэтому в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии представитель Лёвинской поселковой Думы не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Также сообщил, что нормативно-правовой акт будет приведен в соответствие действующему законодательству на ближайшем заседании Думы.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Лёвинской поселковой Думы содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 1 и ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Лёвинской поселковой Думой Оричевского района Кировской области принято решение от 08.04.2010 № 23/2 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения». Решением от 10.06.2013 № 13/2 внесены изменения.

Как было установлено, «Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения» утв. Решением Лёвинской поселковой Думы от 08.04.2010 № 23/2 (в ред. решения 10.06.2013 № 13/2) содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Так пункт 8.1.1 предусматривает, что объекты муниципального имущества могут быть переданы в аренду Российской Федерации, Кировской области, органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, предприятиям и гражданам.

Пункт 8.2.1 предусматривает возможность передачи в безвозмездное пользование имущества исключительно для целей, связанных с содержанием и обслуживанием объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Абзац 9 пункта 8.5.2 говорит о том, что администрация поселения: утверждает текст информационного сообщения о торгах и направляет его в районную газету «Искра» для опубликования и размещает в сети «Интернет».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, установленных в части 1 статьи 17.1.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Положения пункта 8.1.1 Порядка утв. Решением от 08.04.2010 № 23/2, устанавливающие ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что  органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию в торгах, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к таким лицам.

Главой IV (п. 23) Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Устанавливая положениями пункта 8.1.1 Порядка утв. Решением от 08.04.2010 № 23/2, такое дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договора аренды объекта муниципальной собственности, как гражданство, Лёвинская поселковая Дума создала условия, которые приводят либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах, что является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 3.1 Порядка проведения конкурсов заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установление возможности передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности в безвозмездное пользование, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ и ограничивает хозяйственную деятельность потенциальных участников торгов, желающих получить указанное имущество по концессионному соглашению, что в свою очередь создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов).

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества.

Таким образом, не размещение информации о проводимых торгах на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении указанного имущества на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru ограничивает доступ потенциальных участников к данной публичной процедуре и соответственно может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Соответственно положения Абзаца 9 пункта 8.5.2 не соответствуют положениям п. 2 ч. 1 ст. 15 и ч. 6 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, нормы «Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения» утв. Решением Лёвинской поселковой Думы от 08.04.2010 № 23/2 (в ред. решения 10.06.2013 № 13/2) в части пункта 8.1.1, не соответствующего пункту 23 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67, в части пункта 8.2.1, не соответствующего требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а также в части не размещения информации о проводимых торгах в отношении муниципального имущества на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru (абзац 9 пункта 8.5.2), содержат нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Лёвинской поселковой Думы.

Так как на момент принятия решения по делу «Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения», не приведено в соответствие с действующим антимонопольным законодательством, Комиссия считает необходимым выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в не приведении в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Лёвинского городского поселения» утв. Решением Лёвинской поселковой Думы от 08.04.2010 № 23/2 (в ред. решения 10.06.2013 № 13/2) в части пункта 8.1.1, не соответствующего пункту 23 Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67, в части пункта 8.2.1, не соответствующего требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а также в части не размещения информации о проводимых торгах в отношении муниципального имущества на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru (абзац 9 пункта 8.5.2), не соответствующего ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

2.Лёвинской поселковой Думе Оричевского района Кировской области выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                           <...>

 

 

                                                                                                                          <...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны