Решение б/н РЕШЕНИЕпо делу № 110/05-15 от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 110/05-15

                                                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2015 года                                             г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <...> – и.о. руководителя управления, Членов Комиссии – <...> – начальника отдела контроля органов власти, <...> – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,

в отсутствие ответчика – администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела № 110/05-15,

рассмотрев дело № 110/05-15 по признакам нарушения администрацией Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области <…> п. 2  ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.09.2015 года была выборочно изучена информация о торгах, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, в отношении имущества, находящегося на территории Кировской области.

В результате изучения информации обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.

Организатором торгов – администрацией Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 020915/2933774/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Лот № 1: нежилое помещение №1 здания бани, общей площадью 167,0 кв.м., расположенное по адресу: 612097, Кировская область, Оричевский район, пос. Юбилейный. Предполагаемое назначение – обслуживание населения для оказания санитарно-гигиенических нужд.

Лот № 2: нежилое помещение №2 здания бани, общей площадью 121,0 кв.м., расположенное по адресу: 612097, Кировская область, Оричевский район, пос. Юбилейный. Предполагаемое назначение – швейное производство.

Лот № 3: нежилое помещение (здание), общей площадью 270,0 кв.м., расположенное по адресу: 612097, Кировская область, Оричевский район, пос. Юбилейный.

Лот № 4: сети канализации (протяженность 7,0 км), расположенные по адресу: 612097, Кировская область, Оричевский район, пос. Юбилейный.

Дата публикации извещения – 02.09.2015 года,

Дата окончания приема заявок – 23.09.2015 года.

Согласно подпунку 8 пункта 5.2 Раздела 5 Документации об аукционе «Требования к участникам конкурса» участник не должен иметь неурегулированную задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если указанная задолженность урегулирована в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.1010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

Главой IV (п. 23) Порядка проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по наличию или отсутствию неурегулированной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Устанавливая пунктом 5.2 Документации об аукционе такое дополнительное требование к потенциальным участникам торгов на право заключения договоров аренды объектов муниципальной собственности, как отсутствие неурегулированной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, администрация Лугоболотного сельского поселения создала условия, которые приводят либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах.

Кроме того, в состав лота № 4 аукциона на право заключения договора аренды включены следующие объекты муниципального имущества: сети канализации (протяженность 7,0 км), расположенные по адресу: 612097, Кировская область, Оричевский район, пос. Юбилейный.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения являются объектами концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, действующим законодательством РФ прямо установлено, что объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений (если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса) или договоров аренды (при отсутствии указанных условий).

Следовательно, для передачи подобных объектов нормой закона прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов – по договорам аренды или по концессионным соглашениям.

Императивные положения, установленные ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ст. ст. 3, 4, ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях», организатором торгов не были соблюдены.

Несоблюдение действующего законодательства, а именно заключение договора аренды системами водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, приводят к ограничению конкуренции, так как могут повлечь за собой их отмену надзорно-контролирующими органами, как незаконные, что повлечет за собой убытки арендатора.

Таким образом, добросовестные хозяйствующие субъекты, потенциальные участники конкурентной борьбы на рынке коммунальных услуг, могут быть ограничены к доступу на данный рынок, что приведет к ограничению конкуренции и, как следствие, не обеспечит эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

То есть достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, в том числе органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что действия собственника муниципального имущества по передаче муниципального имущества – объектов водоотведения в нарушение норм Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», являются нарушением статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции»  при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с частью 2 статьи 17 указанного закона следует, что органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию на аукционах, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к предоставляемым документам.

Однако в нарушение вышеуказанных норм права администрацией Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области установлено требование к участникам аукциона, не предусмотренное действующим законодательством, что ограничивает доступ к участию в торгах на право заключения аренды муниципального имущества.

Таким образом, действия организатора торгов по включению в документацию об открытом аукционе не предусмотренного действующим законодательством требования об отсутствии у участника аукциона неурегулированной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, а также включение в состав лота № 4 открытого аукциона на право заключения договора аренды сетей канализации (протяженностью 7,0 км) направлены на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на товарном рынке аренды муниципального имущества в территориальных границах муниципального образования Лугоболотное сельское поселение и содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно извещению о проведении торгов № 020915/2933774/01 организатором торгов является администрация Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области.

Администрация Лугоболотного сельского поселения, надлежащим образом уведомленная о дате, месте и времени рассмотрения дела № 110/05-15, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также пояснила, что Постановлением администрации Лугоболотного сельского поселения от 09.09.2015 г. № 112 внесено изменение в постановление администрации от 25.08.2015 № 110 «Об организации проведения открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества»: пункт 4 из Перечня недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области, исключен. На официальном сайте www.torgi.gov.ru размещена информация об аннулировании торгов по лоту № 4.

Однако, нарушение антимонопольного законодательства в части включения в документацию об открытом аукционе не предусмотренного действующим законодательством требования об отсутствии у участника аукциона неурегулированной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год (п.п. 8 п. 5.2) организатором торгов не устранено. На момент рассмотрения дела срок подачи заявок на участие в аукционе истек, заявок на участие в аукционе не поступало.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области.

При решении вопроса об устранении нарушений законодательства Комиссия приходит к следующему выводу, что устранение нарушение антимонопольного законодательства возможно путем выдачи администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области предписания об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями  15, 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся во включении в документацию аукциона № 1 на право заключения договора аренды муниципального имущества (извещение № 020915/2933774/01) требования об отсутствии у участника аукциона неурегулированной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, а также во включении в состав лота № 4 открытого аукциона на право заключения договора аренды сетей канализации (протяженностью 7,0 км), что привело или могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на товарном рынке аренды муниципального имущества в территориальных границах муниципального образования Лугоболотное сельское поселение Оричевского района Кировской области.

2.Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем аннулирования открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества (извещение № 020915/2933774/01).

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    <...>

 

 

                                                                                                                            <...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны