Постановление №116р-17/36-04-2017р П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о вынесении предупреждения по делу... от 1 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о вынесении предупреждения по делу № 116р-17/36-04-2017р

об административном правонарушении

«12» октября 2017 г.                                                                                                      г. Киров

 

Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, рассмотрев протокол № 116р-17/36-04-2017р от 18.08.2017, в отношении юридического лица – Кредитного потребительского кооператива «Кредитный клуб» (далее по тексту – КПК «Кредитный клуб») (<…>), в связи с нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»),

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу 36/04-2017 р (резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2017 года; в полном объеме решение изготовлено 23 июня 2017 года) признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… Как заставить деньги работать на себя? Об этом рассказывает <…>….», размещенная в рекламно-информационном издании «Мой PRО Город» на странице 9 № 18 (15) от 24.02.2017, поскольку она противоречит требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы КПК «Кредитный клуб», которая является недостоверной.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в рекламно-информационном издании «Мой PRО Город» № 18 (15) от 24.02.2017г. на странице 9 под заголовком «Ваши сбережения  могут и должны приносить дополнительный доход» следующего содержания: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… <…>..», адресована неопределенному кругу лиц, так как бесплатная газета «Мой PRО Город» распространяется по почтовым ящикам жителей города Кирова и ближайшего пригорода, т.е. информация является общедоступной для всех без исключения категорий населения. Информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (КПК «Кредитный клуб» и оказываемым им финансовым услугам) и его продвижению на рынке товаров, работ и услуг, то есть соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно п. 20. ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В силу части 7 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рекламный модуль содержит  следующую  информацию: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги», « …об этом рассказывает <…>, менеджер по работе с клиентами Кредитного Клуба «Дело и Деньги..», «…за 8 лет мы зарекомендовали себя как надежный  помощник в решении финансовый вопросов…».

Рекламная информация также содержит фотографию фасада здания, на котором указано «КРЕДИТНЫЙ КЛУБ DЕЛО и  DЕНЬГИ».

КПК «Кредитный клуб «Дело и деньги» не внесен в реестры некредитных финансовых организаций, имеющих право осуществлять финансовую деятельность.

КПК «Кредитный клуб»  (<…>) и КПК «Кредитный клуб «Дело и деньги» (ОРГН <…>являются разными юридическими лицами, не имеющими между собой юридической взаимосвязи.

КПК «Кредитный клуб «Дело и Деньги» (<…>), не имеет права привлечения денежных средств пайщиков с 29.07.15г. в связи с исключением из членов СРО и находящимся с 04.02.2016 в стадии ликвидации.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Кредитный потребительский кооператив «Кредитный клуб» зарегистрирован 25.12.2013 и по настоящее время является действующим, следовательно, Кооператив не может  осуществлять хозяйственную деятельность на рынке 8 лет.

Использование «раскрученного» логотипа способствует необоснованному увеличению его конкурентоспособности путем формирования у клиентов ошибочного представления о продолжительности деятельности КПК «Кредитный клуб» на финансовом рынке.

В результате распространения такой рекламной информации, потребитель может  обратиться в КПК «Кредитный клуб «Дело и Деньги», не имеющий право осуществлять финансовую деятельность.

Вышеуказанная информация в совокупности может ввести потребителей в заблуждение путем неверной идентификации лица, осуществляющего деятельность по привлечению денежных средств граждан, а также содержит недостоверную информацию о лице, предоставляющем  рекламируемую услугу (сбережения), в части оказания финансовых услуг на протяжении 8 лет.

Представленные в материалы дела документы (договор о предоставлении права использования товарного знака № 1-2015 от 19.02.2015, Гарантийное письмо  от 30.05.2017), не могут подтверждать осуществление  КПК «Кредитный клуб» хозяйственной деятельности на рынке 8 лет, так как приоритет товарного знака <…>  с 13.10.2011, то есть менее 8 лет.

Согласно представленным в материалы дела документам, договоры на передачу личных сбережений с пайщиками заключает КПК «Кредитный клуб», который зарегистрирован  в 25.12.2013, т.е. менее 8 лет.

Таким образом,  в спорной рекламной информации указана недостоверная информация о лице, оказывающем финансовые услуги, что является нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5, ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная в рекламно-информационном издании «Мой PRО Город» на странице 9 № 18 (15) от 24.02.2017, под заголовком «Ваши сбережения могут и должны приносить дополнительный доход» следующего содержания: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… <…>», не соответствует требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Из документов, представленных в материалы дела документов, <…>устных и письменных пояснений, Заказчиком и рекламодателем спорной рекламы, а также лицом, осуществляющим деятельность по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 85 <…> является Кредитный потребительский кооператив «Кредитный клуб», определивший объект рекламирования и осуществивший заказ рекламы.

Из анализа имеющихся в деле документов следует, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине Кредитного потребительского кооператива «Кредитный клуб» (<…>). 

Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 36/04-2017р.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности  привлечения лица к административной ответственности исчисляется с  24.02.2017 (дата размещения рекламы  в газете «Мой PRO ГОРОД» № 18 (15).

Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ является установленный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в действиях юридического лица КПК «Кредитный клуб», выразившийся в определении содержания рекламы: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… Как заставить деньги работать на себя? <…>..», размещенной в рекламно-информационном издании «Мой PRО Город» на странице 9 № 18 (15) от 24.02.2017, нарушающей требования п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия КПК «Кредитный клуб» по определению содержания спорной рекламы в нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом административного правонарушения является рекламодатель - юридическое лицо КПК «Кредитный клуб», которое определило содержание рекламы: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… <…>..».

При установлении субъективной стороны административного правонарушения следует учитывать разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а именно: при рассмотрении дел об административных правонарушениях понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ (пункт 16.1).

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В данном случае установлено, что у КПК «Кредитный клуб» имелась возможность для соблюдения требований нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, Кировское УФАС России считает, что рассматриваемое правонарушение произошло по вине КПК «Кредитный клуб».

Место и время совершения правонарушения: место размещения рекламы следующего содержания: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… <…>.. Кредитный клуб Dело и  Dеньги..»  рекламно-информационное издание «Мой PRО Город» № 18 (15) от 24.02.2017, дата размещения – 24.02.2017 (дата выхода газеты), адрес редакции: <…>

В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения законодательства РФ о рекламе. Факты, изложенные в протоколе № 116р-17/36-04-2017р от 18.08.2017 об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела № 36/04-2017р.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, совершенные юридическим лицом КПК «Кредитный клуб» действия по определению содержания рекламы: «Станьте членом Кредитного Клуба «Дело и Деньги»… Как заставить деньги работать на себя? <…>размещенной в рекламно-информационном издании «Мой PRО Город» № 18 (15) от 24.02.2017, в нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

О дате, месте и времени рассмотрения протокола юридическое лицо – КПК «Кредитный клуб» извещено надлежащим образом <…>

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которое выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения КПК «Кредитный клуб» от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют. В данном случае несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение достоверной информации о рекламируемом кредитном потребительском клубе и финансовым услугам, предоставляемым им, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным интересам.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено совершение административного правонарушения впервые.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку согласно информации на сайте <…>Кредитный потребительский кооператив «Кредитный клуб» включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, совершено Кооперативом впервые, с учетом отсутствия оснований, установленных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, считаю возможным применить к Кооперативом меру ответственности в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать юридическое лицо – Кредитный потребительский кооператив «Кредитный клуб»  <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к юридическому лицу – Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный клуб» <…>меру ответственности в виде предупреждения.

 

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано  в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела контроля закупок                                                                              <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны