Решение б/н РЕШЕНИЕпо делу № 12/05-15 от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 12/05-15

 

                                                                                                                                      г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <…> – зам. руководителя управления, Членов Комиссии – <…> – начальника отдела контроля органов власти, <…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

В отсутствие представителей Собрания депутатов Унинского городского поселения,

рассмотрев дело № 12/05-15 по признакам нарушения Собранием депутатов Унинского городского поселения Унинского района Кировской области <> п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Закон «О защите конкуренции»),

 

                                         УСТАНОВИЛА:

 

Собранием депутатов Унинского городского поселения Унинского муниципального района Кировской области принято решение от 16.10.2008 № 79 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области».

Как было установлено, «Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области» утв. Решением Собрания депутатов Унинского городского поселения Унинского муниципального района Кировской области от 16.10.2008 № 79 содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству, поэтому в отношении данного муниципального органа было возбуждено производство по делу.

На заседание Комиссии представитель Собрания депутатов Унинского городского поселения не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что в бездействии Собрания депутатов Унинского городского поселения содержится факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Собранием депутатов Унинского городского поселения Унинского муниципального района Кировской области принято решение от 16.10.2008 № 79 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области».

Как было установлено, «Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области» утв. Решением Собрания депутатов Унинского городского поселения Унинского муниципального района Кировской области от 16.10.2008 № 79 содержит ряд норм, противоречащих действующему антимонопольному законодательству.

Пункт 9.1 предусматривает, что объекты муниципального имущества могут быть переданы в аренду Российской Федерации и ее субъектам, организациям, гражданам.

Пунктом 10.1 установлено, что юридическим лицам независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, а также гражданам имущество, входящее в казну поселения, может быть передано в безвозмездное пользование исключительно на цели, связанные с обслуживанием находящихся в муниципальной собственности жилых домов, водопроводных и канализационных сетей, насосных станций, линий электропередач, трансформаторных подстанций, тепловых сетей и котельных, газовых сетей и прочих объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства. Иными словами, рассматриваемый Порядок предусматривает возможность передачи водопроводных и канализационных сетей, тепловых сетей и котельных, находящихся в муниципальной собственности в безвозмездное пользование.

Пункт 12.2 предусматривает, что в доверительное управление могут передаваться на конкурсной основе принадлежащие поселению ценные бумаги, средства инвестирования в ценные бумаги, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, предприятия и другие имущественные комплексы, а также иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов).

В соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утвержден также перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2 к приказу).

Имущество, указанное в пункте 12.2 рассматриваемого Порядка, а именно принадлежащие поселению ценные бумаги, средства инвестирования в ценные бумаги, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, предприятия и другие имущественные комплексы, а также иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, не может быть отнесено ни к одному виду имущества, указанному в приложении № 2 к приказу ФАС России №67. Данный факт может ограничивать доступ потенциальных участников к публичной процедуре торгов в форме аукциона, создает им необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и соответственно может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, нормы «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области» утв. Решением Собрания депутатов Унинского городского поселения Унинского муниципального района Кировской области от 16.10.2008 № 79 в части возможности передачи в доверительное управление на конкурсной основе принадлежащие поселению ценные бумаги, средства инвестирования в ценные бумаги, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, предприятия и другие имущественные комплексы, а также иные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу (п. 12.2), содержат нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Положения пункта 9.1 и пункта 10.1 Порядка утв. Решением от 16.10.2008 № 79, устанавливающие ограничения для потенциальных участников торгов по признаку гражданства, не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства РФ по следующим основаниям.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что  органы местного самоуправления не вправе ограничивать доступ лиц к участию в торгах, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к таким лицам.

Главой IV (п. 23) Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрены условия допуска лиц к участию в конкурсе или аукционе, в соответствии с которыми заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. Перечень случаев ограничения участия в конкурсе или аукционе является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит, и установлен пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов. В данный перечень не входит условие ограничения допуска к торгам по гражданству, которое является более узким понятием по отношению к такому понятию, как физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п. 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 Правил, не допускается.

Устанавливая положениями пункта 9.1 и пункта 10.1 Порядка, утвержденного решением от 16.10.2008 № 79, такое дополнительное ограничение к потенциальным участникам торгов на право заключения договоров аренды объектов муниципальной собственности, договоров безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности, как гражданство, Собрание депутатов Унинского городского поселения создало условия, которые приводят либо могут привести к ограничению участия лиц в торгах, что является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 3.1 Порядка проведения конкурсов заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установление возможности передачи водопроводных и канализационных сетей, тепловых сетей и котельных, находящихся в муниципальной собственности в безвозмездное пользование, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ и ограничивает хозяйственную деятельность потенциальных участников торгов, желающих получить указанное имущество по концессионному соглашению, что в свою очередь создает необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Собрания депутатов Унинского городского поселения.

Так как на момент принятия решения по делу «Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области», не приведено в соответствие с действующим антимонопольным законодательством, Комиссия считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в не приведении в соответствие с действующим антимонопольным законодательством «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Унинское городское поселение Унинского района Кировской области» утв. Решением Собрания депутатов Унинского городского поселения от 16.10.2008 № 79, в части пункта 9.1 и пункта 10.1, не соответствующих п. 23 Порядка, утвержденного Приказа ФАС России от 10.02.2010 года № 67, в части пункта 10.1, не соответствующего требованиям ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ и ч. 1 ст. 28.1 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, в части пункта 12.2, не соответствующего Приложению № 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 года № 67.

2.Собранию депутатов Унинского городского поселения выдать предписание об изменении нормативно-правового акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

 

                                                                                                                          <…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны